Учёт

Законопроекты по отмыванию доходов одобрили в Мажилисе РК

1924
Депутаты мажилиса в среду, 15 июня, на пленарном заседании одобрили во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и сопутствующий ему пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях, сообщает Учет.kz.

«Законопроекты разработаны в целях улучшения законодательства и национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,  - заявил, представляя законопроекты, депутат Мажилиса Сергей Симонов.


Он напомнил, что в 2022 году Казахстану предстоит прохождение второго раунда взаимной оценки Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Выездное мероприятие ЕАГ было отложено из-за январских событий в стране с весны на осень этого года. Осенью 2021 года депутатами уже был инициирован законопроект в целях имплементации в национальное законодательство основных рекомендаций, вытекающих из международных стандартов ФАТФ  (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

«Можно сказать, что в рамках рассматриваемых законопроектов данная работа продолжается, и предлагается в основном следующее: установление обязанности юридических лиц раскрывать и вести учет своих бенефициарных собственников; распространение законодательства о ПОД/ФТ на трасты или другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства; замораживание средств и иных активов, находящихся под прямым или косвенным контролем субъектов, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения; определение условий в Законе о ПОД/ФТ, в соответствии с которыми субъекты финансового мониторинга, входящие в одну группу, будут вправе полагаться на результаты и документы надлежащей проверки клиентов, а также обмениваться информацией между собой»,  - перечислил Симонов.



Законопроектом предусмотрено также усиление уголовной ответственности за легализацию преступных средств и установление уголовного наказания в виде конфискации имущества за ряд уголовных правонарушений, определенных рекомендациями ФАТФ. Устанавливается административная ответственность юридических лиц за отмывание средств, полученных преступным путем. Должностные лица органов финансового мониторинга наделяются полномочиями составлять протоколы соответствующих административных правонарушений, а суды - рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения.

Предусмотрено наделение государственных органов компетенциями по разработке методических рекомендаций для подконтрольных субъектов финансового мониторинга, проведению анализа и мониторинга их деятельности на предмет выявления рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, а также обобщению практики, разработке и внесению предложений по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ.

«В целом принятие и реализация законопроектов будет способствовать повышению безопасности национальной финансовой системы и не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий», - подчеркнул Симонов.

Депутатами также пересмотрен перечень составов Уголовного Кодекса, в санкциях которых предусматривалась конфискация имущества.

«Также, в рамках данного проекта Закона вносится изменение в статью 119 Предпринимательского кодекса, в соответствии с которой исключается ограничение общего срока применения временного государственного ценового регулирования. В связи с этим изменен заголовок проекта закона», - уточнил Симонов.

В проект сопутствующего закона депутатами внесено дополнение в новую статью 214-1 Кодекса в части установления возможности освобождения юридического лица от административной ответственности, если оно добровольно сообщило о соответствующем административном правонарушении. Кроме этого, действующая статья 214 Кодекса дополняется частью 3-1, предусматривающей административную ответственность за непредставление, несвоевременное предоставление юридическими лицами информации, сведений и документов о своих бенефициарных собственниках по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу. Уполномоченный орган по финансовому мониторингу, в свою очередь, наделяется компетенцией рассматривать указанные дела об административных правонарушениях.

  «В связи с необходимостью дополнительной проработки с государственными органами и другими заинтересованными сторонами из проекта основного Закона исключены поправки, внесенные в: Гражданский Кодекс, в части установления запрета выпуска ценных бумаг на предъявителя; Закон «О транспорте в Республики Казахстан», в части предоставления Агентству финансового мониторинга в режиме реального времени сведений об оформленных и (или) забронированных билетах; Законы «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» и «Об органах юстиции», в части наделения Министерства юстиции и его территориальные органы компетенциями по проведению анализа и мониторинга деятельности юридических лиц на предмет выявления рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, а также обобщению практики, разработке и внесению предложений по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ; Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», в части определения полномочия уполномоченного органа по финансовому мониторингу», - сообщил депутат мажилиса Сергей Симонов.


Также депутатами внесены поправки в законы «О Национальном банке Республики Казахстан» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направленные на исключение из перечня субъектов финансового мониторинга юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей в связи с низкой степенью риска в их деятельности легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Внесена поправка в Закон «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан» в части распространения требования о наличии безупречной деловой репутации на членов органа управления и членов исполнительного органа организации, осуществляющей отдельные виды банковских операции.

Законопроекты переданы на рассмотрение в сенат.