Учёт

"Я за тобой…". Как работает рублевый буксир для тенге

1753

Экономическая нестабильность в мире создает излишнюю тряску на местных рынках. В Казахстане складывается нестабильная ситуация с курсом доллара по сей день. На пике стоимость американской валюты доходила до 520 тенге за доллар. Некоторые обменные пункты были закрыты, другие продавали по 1000 долларов на одного человека, кто-то вообще не реализовывал доллары.

Максим Барышев, основатель группы компаний Учет.kz, председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы выразил свое мнение по данной ситуации.


«Несмотря на резкое увеличение цены доллара, люди начали массово скупать американскую валюту. Потом стоимость доллара начала падать. И те, кто купил по завышенному курсу, сейчас подсчитывают свои убытки. То есть потери у людей могут доходить до 60 тенге за один доллар, - это те, кто поддался панике».


Расчеты в долларах в Казахстане незаконны: все контракты фиксируются в национальной валюте - тенге.

Максим Барышев отметил, что «это был правильный вектор направленности торговли внутри страны. Однако Казахстан очень сильно привязан к Российской Федерации, поэтому как только окреп рубль,  окреп и тенге».

Укрепление рубля мы увидели сразу после заявления Владимира Путина, что Россия будет продавать газ только за рубли.


«С точки зрения бизнеса, Европа может отказаться платить в рублях, и будет права, потому что все условия прописаны в контракте. Но так как в России заморожены активы в долларах и евро, то она не сможет принимать оплату в этих валютах. Здесь, конечно, включается политический механизм. При этом в США и Европе появляется избыток денег, то есть тех средств, которые должны быть потрачены, не потратили. В краткосрочной перспективе в этих странах могут быть снижены ставки по кредитам, также может быть организована программа поддержки. Но в долгосрочной перспективе избыток денег приводит к разгону инфляции, то есть товары внутри страны начинают дорожать», - рассказал бизнесмен.


Председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы считает, что необходимо развивать внутреннее производство, чтобы так сильно не зависеть от импорта.


«Ввиду антироссийских санкций некоторые товары попадут под полный запрет ввоза в РФ. В рамках единого экономического пространства есть договоренность, что все товары подлежат растаможке и попадают в один «котел», из которого все страны берут свою долю. Например, доля России – 85,33%, доля Казахстана – 7,11%, доля Беларуси – 4,55%, доля Киргизии – 1,9%, доля Армении – 1,11%», - рассказал Максим Барышев.  


Бизнесмен предложил разобрать пример России и Казахстана.

«В РК как будто растаможивается в 10 раз меньше товаров, чем в РФ, – это договоренность, такая политика. Откуда возникли данные цифры – неизвестно, видимо, расчет производится по определенным алгоритмам. Исходя из этих цифр, думаю, что нашему правительству следует пересмотреть ставки участия РФ в нашем Таможенном союзе», - считает основатель группы компаний Учет.kz.


В свою очередь Максим Барышев предлагает возрождение Великого Шелкового пути как торгового союза с соседними странами, причем с двухсторонними соглашениями. То есть Казахстан будет не только покупать, но и поставлять продукцию и товары. 

«Например, Китай ценит наши пищевые товары, так как у нас хорошая экология, а у них нет. Однако у Казахстана недостаточно объемов, тех, которые Китай готов закупать».


Председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы Максим Барышев видит следующие пути развития ситуации:

  • Первая идея: у нас есть внешнеторговая палата, которая работает на ввоз и вывоз товаров. Можно заплатить этой палате, чтобы она нашла зарубежных партнеров.
  • Вторая идея: прорабатывать экспорт товаров с Министерством торговли РК и Министерством иностранных дел РК.