Учёт

Сохранить действующие ставки налогов просит депутат Жамалов

1395

28 июня 2022 года депутат депутат Мажилиса Аманжан Жамалов выступил на Собрании Фракции партии «AMANAT» по вопросу: «О справедливом налогообложении и стабильности налогового законодательства», сообщает Учет.kz


На встрече с представителями бизнеса Глава государства поручил принять долгосрочную Концепцию налоговой политики, определиться с основными подходами к налогообложению, исправить перекосы. И после этого стабилизировать налоговое законодательство и прекратить практику спорадических изменений. Несмотря на то, что налоговое законодательство кодифицировано 20 лет назад, нельзя назвать налоговую систему единой и стабильной. С 2001 года действует уже третий налоговый кодекс. В действующий Налоговый кодекс 2017 года внесено уже 707 поправок 34 законами. В информационно-правовой системе нормативных правовых актов содержится 47 архивных редакций Кодекса, сказал депутат в ходе своего выступления.

По словам депутата, изменения вносятся слишком часто и непредсказуемо. Однако, сама модель налоговой системы осталась с 2008-2009 годов.

В те годы была проведена большая налоговая реформа: существенно снижена налоговая нагрузка, в первую очередь, для не сырьевого сектора экономики. КПН снижен до 20%, НДС до 12%, введена единая ставка соцналога в размере 11%, - подчеркнул депутат

Жамалов считает , что с того времени сложилась формула «Недропользователи платят сколько могут, остальные сколько захотят». Она работает до сих пор. Это является следствием нашей структуры экономики. Но ее нужно постепенно менять.

По мнению депутата применительно к текущему моменту, чтобы решить задачу, поставленную Главой государства, - обеспечить справедливость, стабильность и предсказуемость налоговой политики, необходимо следующее:

Первое. Сохранить действующие ставки основных налогов.

Все знают, что Казахстане одни из самых низких налогов в мире. КПН – 20%, ИПН -10%, НДС – 12%. Это наше конкурентное преимущество в регионе и мире.

Но в Правительстве каждый год обсуждается вопрос повышения ставок НДС и КПН. Это сильно беспокоит бизнес и инвесторов.

Его видение – в среднесрочной перспективе (3-5 лет) сохранить действующие ставки налогов. И не поднимать этот вопрос.

Возможно даже на уровне Налогового кодекса закрепить, что новые ставки по налогам вступают в силу только после трех лет с даты их принятия.

Конечно, повышение налогов – это самый простой способ увеличить доходы бюджета. Однако, есть некий уровень налоговой нагрузки, после которого объем налоговых поступлений сокращается из-за массового уклонения от налогов, что в конечном итоге сдерживает экономическое развитие. Об этом необходимо постоянно помнить Министерству нацэкономики.

Второе. Следует обеспечить справедливую налоговую нагрузку на разные отрасли.

Как, отметил Глава государства, некоторые крупные компании ухитряются платить налоги на уровне малых предприятий.

Это происходит, потому что Налоговый кодекс пронизан льготами. За каждой льготой стоят конкретные компании. Они носят по-сути индивидуальный, а не отраслевой характер.

По итогам 2021 года объем налоговых льгот достиг почти 5 трлн. тенге. В некоторых ключевых высокодоходных отраслях крайне низкая налоговая нагрузка. Например, в строительстве - 2-3%. А наиболее доходной отраслью сельского хозяйства вообще стала - неуплата налогов.

Минэкономикой проведена ревизия налоговых льгот, но конкретных решений по их сокращению не предложено. До сих пор нет статистики по количеству налогоплательщиков, пользующихся льготами и суммам таких льгот, поскольку налоговая отчетность слишком упрощена и не включает такие данные.

Нужно завершить начатую работу, сократить неэффективные льготы и перекосы в налогообложении различных отраслей. Налоговые льготы и пониженная налоговая нагрузка должны создавать стимулы для развития отраслей, подразумевать экономическую отдачу в виде роста ВВП, создания рабочих мест и так далее. Если этого нет, то и льготы не нужны.

Работа по сокращению налоговых льгот во многом не двигается из-за шума, который устраивают их активные пользователи и те, кто лоббирует их интересы.

Но интересы отдельного бизнеса и всего населения – это разные категории.

В Парламенте депутаты руководствуются, в первую очередь, интересами избирателей. Об этом необходимо помнить Правительству и НПП «Атамекен» при внесении законопроектов в Мажилис. 

В последнее время сложилась практика, что Мажилис превращается в «поле боя» Правительства и НПП «Атамекен», которые устраивают споры между собой при рассмотрении законопроектов на наших рабочих группах.

При этом НПП «Атамекен» активно используют соцсети для давления на депутатов. 

Хотелось бы отметить, что НПП «Атамекен» участвует на всех стадиях подготовки законопроектов, принимает участие во всех обсуждениях в Правительстве до внесения в Парламент. И в конце концов дает заключение по этим законопроектам, как правило, без замечаний.

Но потом в Парламенте депутаты неожиданно узнают о несогласии НПП с теми или иными нормами. Так было по отмене льготы на дивиденды, по акцизам на табак и многим другим вопросам.

Считаю, что все спорные вопросы должны обязательно быть отражены в заключении Правительства с конкретными обоснованиями, которое вносится вместе с законопроектом. В таком случае депутаты будут видеть аргументы бизнеса, и контраргументы Правительства.

Третье. Нужно кодифицировать разрозненные неналоговые и внебюджетные платежи.

Помимо налогов в стране собирается множество других обязательных платежей, которые закреплены в отраслевых законах.

Но они являются обязательными, и люди воспринимают их как налоги. К примеру, обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления, обязательное медицинское страхование, утильсбор, взносы в НПП «Атамекен».

Принципиальная позиция депутата заключается в том, что все обязательные неналоговые платежи и их ставки должны быть прописаны и перечислены в едином перечне в Налоговом кодексе.

Это создаст определенность для предпринимателей и инвесторов. В одном общедоступном перечне будут собраны все обязательные налоговые и неналоговые обязательства.

Четвертое. Необходимо доработать специальные налоговые режимы для малого бизнеса.

С 2023 года прекращает действие освобождение от подоходного налога для малого бизнеса и мораторий на проверки бизнеса.

Как показала практика, отмена налогов и проверок для МСБ не привели к сокращению теневого оборота.

Одной из причин является сложность налогового администрирования. Многие предприниматели скрывают и занижают оборот, потому что не хотят быть плательщиками НДС. С этого года порог по НДС снизился до 20 000 МРП. НДС пугает малый бизнес.

Режим розничного налога, который является альтернативой НДС, на сегодня работает только для гостиниц и ресторанов. Более того, он является временным и будет действовать еще 1,5 года. Предлагаю сделать этот режим постоянным и распространить его на всю сферу услуг, которая работает с конечным потребителем. Ставку с оборота, например, можно установить - 5%. То есть можно заплатить 5% с оборота и не платить НДС.

Что касается упрощения администрирования, то, например, в России планируют отказаться от проведения проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда. Нашим налоговым органам также можно отказаться от проверок налогоплательщиков с низкой степенью риска.

Пятое. Налоговый кодекс должен стать законом прямого действия.

Сейчас Налоговый кодекс с трудом можно назвать законом прямого действия. В нем десятки отсылок к подзаконным актам. Читаешь статью, там идет ссылка на другой документ, который утверждается госорганом.

С 2018 года Правительством и Министерством финансов в рамках Налогового кодекса принято 169 постановлений и приказов. И этого еще не точная цифра, потому что никто не ведет такой перечень.

Более того, пользуясь статьей 68 Налогового кодекса, Минфином реализуется кучу «пилотных проектов» - ЭСФ, СНТ и другие. Все в разных приказах.

Если нужно что-то регулировать подзаконными актами, то примите сборник документов и комментариев к Налоговому кодексу, чтобы не искать в разрозненных нормативно-правовых актах.

В заключении, депутат Аманжолов сказал, что:

налогоплательщик – это, в первую очередь, основной работодатель Правительства. И для стабильности и справедливости в вопросах налогообложения следует исходить не из соображений, что сейчас и быстро можно получить от бизнеса, а то, что можно получать от бизнеса постоянно.