Закончилось обсуждение проекта Нового Налогового кодекса, размещенного на портале «Открытые НПА». Итог: 1 голос «за» и 546 голосов «против». Большинство замечаний указывает на то, что проект в своем сыром виде содержит ошибки, неверные ссылки и требует значительной доработки. Если допустить его принятие с 2025 года, сразу можно начинать работу по внесению серии законодательных дополнений и изменений или повторному изложению в новой редакции.
Ведь бизнес хочет платить налоги правильно, но налоговое законодательство должно быть стабильным. Напомним, в действующий Налоговый кодекс, введенный с 2018 года, внесено более 50 комплектов поправок. Это отталкивает бизнес от инвестиций в нашу республику, так как невозможно рассчитать отдачу от вложений в перспективе.
Новый проект готовили около года, он составил более 800 статей объемом около 1000 страниц. Данный проект опубликовали 21 июня. Срок для его обсуждения изначально был установлен до 5 июля, потом его продлили до 15 июля 2024 года. Однако двух-трех недель для изучения и анализа столь объемного и важного в масштабах страны документа явно недостаточно, что свидетельствует о спешке его создателей.
В ходе встречи с бизнесом на презентации Нового Налогового кодекса и на Конференции «Учётное лето», организованной Учет.kz, Вице-министр нацэкономики Азамат Амрин отметил, что это не окончательный вариант, и они ждут предложений. Эксперты – налоговые консультанты ГК «Учёт» - в экстренном режиме рассмотрели проект и представили свои замечания и предложения, в том числе в НПП «Атамекен», для дальнейшего обсуждения с Правительством.
Вместо простого и понятного Нового Налогового кодекса мы видим ухудшенную версию действующего, написанную сложным официальным языком со множеством перекрестных ссылок, что не исключает его двоякое толкование.
Несмотря на установку Главы государства о сервисном подходе, бросается в глаза направленность нового Налогового кодекса на увеличение налогов, ужесточение контрольных сроков и налогового администрирования. При этом права налоговых органов расширяются, а налогоплательщик находится под постоянной угрозой внеплановых проверок, что ухудшает его положение и увеличивает коррупционные риски.
Многие старые проблемы перешли в проект Нового Налогового кодекса. Это и возвратный НДС, и сложные в расчетах налоги с Фонда оплаты труда, и многое другое. Среди ухудшений нельзя не упомянуть сокращение специальных льготных налоговых режимов на основе упрощенной декларации и розничного налога, которые получили широкое распространение среди предпринимателей.
Например, в проекте предусматривается сокращение допустимого порога доходов по розничному налогу с 2,2 млрд до 500 млн тенге, что может привести к дроблению бизнеса и уходу в тень.
Предполагается, что в случае превышения порога по доходам в 500 млн тенге предприятие переводится на общеустановленный режим. Тогда вместо льготной ставки налога 2-8% компания будет платить КПН по ставке 20%. Также планируется, что работающая на общеустановленном режиме компания будет плательщиком НДС без пороговых ограничений по оборотам и доходам.
Увеличение налоговой нагрузки в итоге сказывается на росте цен на товары и услуги для конечных потребителей – граждан страны. Иначе бизнес закроется.
Правильным решением сейчас будет отложить введение нового Налогового кодекса на 2026 год, ответственно отнестись к каждому пункту и каждой статье и обязательно проработать все поправки совместно с бизнесом и экспертным сообществом.
При этом разрабатывать Налоговый кодекс необходимо совместно с Бюджетным кодексом, так как непомерные траты бюджета ложатся на бизнес высоким налоговым бременем.
Если бюджет нуждается в дополнительном финансировании, мы должны пересмотреть его структуру и расходы, а не нагружать налогами уже поистрепанное предпринимательство и наш народ.
Необходимо прислушаться к мнению народа и бизнеса и по значимым аспектам утвердить именно те нормы Налогового кодекса, которые хочет народ нашей республики. Президент ставит перед нами задачу увеличить национальный ВВП, что означает необходимость стимулировать экономический рост. Повышение налоговых ставок приводит к замедлению экономического развития. Следовательно, для достижения экономического роста мы должны снизить налоговую нагрузку и упростить налоговый учет.
Для ознакомления: Новый проект Налогового кодекса РК.