Учёт

Презентован проект закона по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства

3147

Вице-министр финансов Канат Баедилов презентовал на заседании Комитета Мажилиса проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства».

По информации вице-министра, сегодня процедуру банкротства проходят порядка 4 тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий - в стадии реабилитации.

Однако, как заметил К.Баедилов, субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше. По его словам,  действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес. Также сложен процесс реанимации тех, кто еще может удержаться «на плаву». В каждом четвертом случае суд выносит отказ в признании банкротом.

«Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта». Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в ее применении, мотивируя тем, что должник - является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платежеспособности», - пояснил вице-министр финансов. 

По мнению разработчиков, законопроект позволит упростить условия для применения процедур реабилитации и банкротства, сократить сроки проведения процедур, ввести упрощенную ликвидацию бездействующих должников.

Канат Баедилов обратил внимание на отдельные моменты. Так, согласно предлагаемым поправкам, суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трех месяцев и факт «положительного» баланса, что подтверждает способность компании восстановить свое финансовое положение.

Аналогично по банкротству. Законопроектом предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процесс банкротства.

Кроме того, индивидуальные предприниматели не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство.

Законопроект предоставляет им возможность реабилитироваться.

На сегодня даже после утверждения плана реабилитации продолжение текущей деятельности компании затруднительно.

Действующий закон не содержит прямой нормы о снятии арестов со счетов и имущества. Вопрос решается зачастую через суд.

Компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой. 

Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации.

Это даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.

В целях недопущения применения реабилитации недобросовестными субъектами законопроектом предусмотрены ограничительные меры.

В частности, установлен запрет для применения реабилитации, если со дня вынесения судом решения об отказе в применении такой процедуры не истекло шесть месяцев.

По поводу сокращения сроков проведения процедуры банкротства.

Ведущая роль в процедурах отведена кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса.

Кредиторы реализуют свои полномочия через собрание кредиторов и комитет кредиторов.

Собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, которых могут быть десятки, а иногда и сотни.

В среднем, на одного банкрота затрачивается до 7,5 месяцев на созыв всех заседаний собраний кредиторов (из расчета » 10 собраний кредиторов в 1 процедуре банкротства).

Комитет же избирается собранием, является его представительным органом, однако малочислен, а процедура его созыва проще.

Предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов.

За счет чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.

На сегодня в банкротстве кредиторы предъявляют всю сумму задолженности, образовавшуюся на момент признания банкротом.

Это не соотносится с мировой практикой по применению банкротства и положениями Гражданского кодекса об исковой давности.

В связи с чем, законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.

Действующее законодательство предусматривает ответственность за преднамеренное и ложное банкротство.

Для привлечения должностного лица к ответственности требуется установить связь между его действиями по выводу активов и неисполнением обязательств перед кредиторами.

Кроме того, необходимо доказать наличие прямого умысла лица, совершившего вывод имущества, на причинение ущерба кредиторам.

Действующая формулировка составов преднамеренного и ложного банкротства делает сложным процесс привлечения виновных лиц к ответственности.

Законопроектом предложено конкретизировать состав преступления должностных лиц банкрота как причинение имущественного ущерба законным правам и интересам кредиторов.

То есть, достаточно будет установить факт вывода должностным лицом имущества до банкротства и причинение ущерба интересам кредиторов.

В настоящее время привлечение к субсидиарной ответственности должностных лиц по долгам банкрота является номинальным.

Так, в преддверии банкротства в качестве руководителей назначаются лица, не имеющие постоянного места жительства и имущества.

Соответственно, они не могут отвечать по долгам банкрота в субсидиарном порядке.

В этой связи, законопроект предусматривает введение норм, устанавливающих ответственность фактических бенефициаров банкротства, то есть непосредственно тех лиц, в результате чьих действий предприятие обанкротилось.

Третье. Упрощенная ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства.

На сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу ее затратности (по времени и ресурсам).

Для их ликвидации законопроект предлагает упрощенную процедуру банкротства должников без привлечения администратора.

Это позволит быстро и без излишних затрат ликвидировать должников, которые фактически прекратили предпринимательскую деятельность.

Предлагаемые инициативы позволят на 32% активизировать применение субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства.

В свою очередь, сокращение сроков до 20% и затрат на их проведение до 40% положительно отразится на позиции Казахстана по индикатору «Разрешение неплатежеспособности» в рейтинге Всемирного Банка «Doing Businеss».

Министерство финансов РК.