Учёт

Правительственный час в Мажилисе: Министерство энергетики и минеральных ресурсов - итоги 2008 и задачи на 2009 год.

2634
Астана, 23 февраля, Дом Мажилиса. "Об основных итогах работы Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан за 2008 год и задачах на 2009 год". Правительственный час на эту тему состоялся сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова. докладывал о делах и перспективах в отрасли министр Сауат Мынбаев. Докладывая депутатам о положении в данной области, министр представил общую отчетную информацию о деятельности министерства и задачах на 2009 год, в том числе по улучшению нормативно-правовой базы в курируемых сферах: «Нефтяная отрасль. Это годовой баланс нефти и нефтепродуктов. В 2008 году добыча нефти и газового конденсата составила 70,6 миллиона тонн, увеличившись на 5 процентов по сравнению с предыдущим годом. Поставлено на внутренний рынок и переработано 12,3 миллиона тонн нефти. При этом обратите внимание, что 6,7 миллиона тонн (более половины) импортировано из Российской Федерации. Павлодарский нефтехимический завод полностью работает на российской нефти, часть этой нефти поступает на "Петро Казахстан" ("Шымкент"). Объемы внутреннего потребления по видам нефтепродуктов также заметно выросли. Увеличилось производство отечественного авиакеросина. Было, как вы помните, специальное поручение Главы государства по этому поводу. В январе-феврале прошлого года мы, по сути, лишились поставок узбекского газа, соответственно, вынуждены были беспрецедентно нарастить объемы производства мазута. Ясно, что эти меры сказались на объемах производства других видов нефтепродуктов по году, в частности, по высокооктановому бензину прирост потребности в основном закрылся за счет роста импорта. При этом потребность в низкооктановом бензине "А-80" на 100 процентов обеспечена отечественным бензином. Таким образом, в целом объемные показатели потребления выросли, по производству они неплохие, но кроме высокооктанового бензина. Цены на ГСМ. В первом полугодии 2008 года цены на ГСМ росли, как видите по графику, после августа падали. В целом это отражает динамику мировых цен, но с учетом нашей специфики также не обошлось без административного вмешательства министерства. Как вы помните, подписывались, а главное - исполнялись, меморандумы с ресурсодержателями по обеспечению сельхозпроизводителей, коммунально-бытовых и энергетических предприятий нефтепродуктами по фиксированным ценам в период их роста. Выполнен также последний меморандум о снижении цен. В текущем году помимо обеспечения роста ключевых показателей по объемам производства и потребления необходимо через внесение в Парламент законопроекта упорядочить оборот нефтепродуктов на внутреннем рынке. Основная идея законопроекта - в полной мере обеспечить внутренний рынок горюче-смазочных материалов по ценам ниже мировых в соответствии с новым Налоговым кодексом, предполагающим разный уровень налогообложения по поставкам на внутренний и внешние рынки. Это непросто. Основная трудность: более половины нефтепродуктов путем поставки сырой нефти на переработку и, собственно импорт нефтепродуктов, идет из России. В этой ситуации как мы можем не зависеть от внешних цен? Кардинальное решение - это наличие собственных перерабатывающих мощностей и трубопроводная инфраструктура. Завтра в Правительстве будет рассматриваться Программа модернизации отечественных нефтеперерабатывающих мощностей. Я просто на слайде привел, так скажем, итоговую выжимку по трем нефтеперерабатывающим заводам. О чем здесь идет речь? Предполагается, что рост мощностей по переработке сырой нефти до 2014 года составит 2,5 миллиона тонн с улучшением структуры производства нефтепродуктов. В этом концептуальное решение вопроса обеспечения авиакеросином и высооктановым бензином. На слайде 3 показаны суммы инвестиций по всем трем НПЗ, это составляет порядка 3,1 миллиарда долларов. Но понятно, в один год программа не реализуется, рассчитана на 6-7 лет. Таким образом, от внешних факторов ценообразования мы будем зависеть в любом случае, но наша задача - регуляторными способами обеспечить снижение этой зависимости в этом периоде, во всяком случае, прозрачность ценообразования на внутреннем рынке. Это в упрощенном виде система нефтепроводов. Показывают Кенкияк-Кумколь. Это второй этап. Но это вопрос не только экспорта в Китай таким образом, но это и важный пункт с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Мы намерены поощрять взаимные поставки нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации, но в случае прекращения поставок нефти на ПНХЗ, например, в случае их экономической нецелесообразности, к примеру, отмены введения экспортной пошлины в отношении Казахстана, мы должны иметь техническую возможность поставок отечественной нефти, тем самым закрывать северо-восток страны. Сейчас даже, если бы мы этого хотели, у нас физической возможности нет. Другие задачи. Первое. Надо окончательно договориться с нефтяными компаниями по приемлемым для Казахстана ключевым бизнес-принципам реализации Транскаспийского проекта и стартовать по разработке проектно-сметной документации нефтепровода Ескене-Курык. Второе. Надо принять постановление по снижению НДПИ для нефтяников. Третье. При составлении нового Налогового кодекса и установлении градации НДПИ в зависимости от годовых объемов добычи налоговым органом Республики Казахстан бралась в расчет цена нефти от 60 долларов и выше за баррель. Сейчас при цене нефти ниже 40 долларов за баррель становится очевидным, что ставку НДПИ надо корректировать в меньшую сторону. Вы помните, что в мае 2008 года была введена и применялась экспортная таможенная пошлина на сырую нефть, которая в кризисной ситуации по сути позволила стабилизировать бюджетную ситуацию в целом по стране. Думаю, без этого мы могли бы иметь большие трудности в бюджетной сфере уже в прошлом году. Но и положение нефтяников теперь усложнилось. В нынешних условиях нужна адекватная поддержка, в частности, за счет коррекции налога на добычу полезных ископаемых. Газовая отрасль. Это макропоказатели по газу. Рост мы имеем. Здесь есть один нюанс. Импорт показан нулевой. На самом деле это не так. Понятно, что мы импортируем газ из Узбекистана, но он свопируется с карачаганакским газом. Эта цифра составляет 4 миллиарда кубических метров, соответственно, на эту сумму больше экспорт. Касательно цен. В соответствии с планом закупочные цены на газ в Костанайской области и на юге республики удержаны на уровне 55 долларов США за 1000 кубических метров в первом полугодии 2008 года и на уровне 85 долларов США за 1000 кубических метров во втором полугодии. В других регионах действуют еще более низкие цены. Это запад страны. Вместе со стабильной маржой транспортных организаций и трейдеров в целом это позволило поддерживать стабильные конечные цены на газ. Хотел бы выделить некоторые позиции по итогам 2008 года. Первое. 31 декабря 2008 года с "Газпромом" подписан протокол по свопированию узбекского и карачаганакского газа. Тем самым безотносительно к импорту мы сможем в этом году обеспечить население по стабильным ценам, закрыть внутристрановую газовую потребность. Покупная цена будет 85 долларов, плюс маржа трейдеров и транспортная останется на уровне прошлого года. Хотя здесь есть вопросы, но пока других сценариев не планируется. Второе. За счет целевых трансфертов, проходящих через министерство, из республиканского бюджета газифицировано свыше 70 населенных пунктов с общим количеством населения порядка 120 тысяч человек. Компанией "КазТрансГаз Аймак" завершено строительство резервной нитки магистрального газопровода "Узень-Актау", что обеспечивает устойчивую и безопасную работу газопровода для поставки газа на ТОО "МАЭК-Казатомпром" и потребителям города Актау. Кроме того, объем сжигаемого газа на факелах составил 1,8 миллиарда кубических метров. Это все еще много, но все-таки на 35 процентов меньше объемов 2007 года. На 2009 год в газовой сфере необходимо: 1) завершить работы по ПСД газопровода "Бейнеу-Бозой-Акбулак", структурировать сделку с китайской стороной, к концу года мы планируем начать строительство газопровода; 2) завершить внутригосударственные процедуры по вступлению в силу соглашения по Прикаспийскому газопроводу, разрабатывается ТЭО; 3) продолжить работу по строительству газопровода Казахстан-Китай; 4) по выбросам планируется добиться снижения на 400-500 миллионов кубических метров, соответственно, на 23-28 процентов; 5) внести окончательную ясность по третьему этапу освоения Карачаганакского месторождения, соответственно, по созданию СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Ситуация такая. "BG", "Agip", участники карачаганакского проекта сейчас сами ввиду непростой кризисной ситуации обратились с некоторой отсрочкой по освоению третьего этапа. Решение будет приниматься во втором полугодии. С перспективной точки зрения, для газового баланса страны, тем более с учетом строительства трубы на юг, конечно, нам нужны дополнительные объемы газа. Нефтехимия. Проведена подготовительная работа, включая мероприятия по созданию инфраструктуры СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" и первого интегрированного газохимического комплекса. В 2008 году на строительство уже выделено 10 миллиардов тенге бюджетного кредита, заключены контракты на выполнение работ в 2009 году по разработке ПСД и обеспечение начала строительства. В 2009 году необходимо: 1) выполнить мероприятия по функционированию в Атырауской области СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк"; 2) обеспечить начало строительства инфраструктуры первого интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области; 3) начать строительство нефтехимических производств по производству дорожного битума на Актауском заводе пластических масс и установок по производству ароматических соединений на АНПЗ и в Карабатане. Электроэнергетика. Это отчетный баланс в крупном виде. Вы видите, что выросли объемы как производства, так и потребления на 4,8 и 5,5 процента - при сокращении экспортно-импортных операций. Это результаты по году. Но если говорить о ноябре и декабре прошлого года и январе нынешнего, то мы имеем снижение потребления, прежде всего со стороны крупных промышленных предприятий. Конечно, это создает определенные резервы мощности в нынешнем году. Касательно инвестиционных проектов. Первое. Завершено строительство межрегиональной линии электропередачи "Северный Казахстан - Актюбинская область". Это в определенной мере облегчило ситуацию с энергообеспечением в Актюбинской области, но до конца не решило. Введен в эксплуатацию участок "ЮКГРЭС - Шу" второй линии электропередачи "Север - юг Казахстана", что позволило увеличить пропускную способность транзита с 630 мегаватт до 730 мегаватт. Как вы знаете, в этом году мы ожидаем к концу года завершение этого проекта и это, в принципе, на три-четыре года решает вопрос энергообеспечения юга, но там, правда, надо регулировать отношения с южными соседями, у которых, как показывает особенно эта зима, положение, можно сказать аховое, и это так или иначе сказывается на энергообеспечении наших южных областей. Не удалось, к сожалению, запустить концессионный проект Кандыагашской ГТЭС, но необходимо сделать это сейчас, надеюсь, что некоторые бюрократические вещи позади. Создан значительный задел в сфере законодательства, совместно с АРЕМ мы определились по правилам ценообразования на электрическую энергию. Разработаны и на сегодняшний день законодательно приняты дополнения и изменения в Закон "Об отраслевых регуляторах" и Закон "Об электроэнергетике". Спасибо. Сегодня после обеда у Премьер-Министра будет совещание, на котором окончательно должны определиться с уровнем предельных тарифов и, надеюсь, на этой неделе соответствующее решение Правительства будет принято. Разрешите не комментировать состояние активов в электро- и теплоэнергетических отраслях. Степень износа - критическая, инвестиции в отрасль крайне важны. Теперь в рамках принятых изменений в эти законы появляется возможность утвердить эти тарифы и в обмен на их повышение заключить с энергопроизводящими организациями соглашения по их инвестиционным обязательствам. Также указанными законами отменена плата за дополнительно присоединяемые мощности, что требует срочного пересмотра механизма тарифообразования в региональных электросетевых компаниях с включением в них затрат, необходимых для развития сетей. Я понимаю, что, может быть, в социальном плане момент не тот, тем не менее вопрос РЭКов надо решать, потому что в ближайшее время иначе мы получим значительно более худшую ситуацию. Пятое. Внесен на рассмотрение в Парламент законопроект "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Думаю, доработаем этот закон. Сделан значительный задел по разработке программы и закона об энергосбережении. Мы надеемся внести его в Парламент во втором квартале. По первому кругу среди госорганов мы его провели и достаточно качественная болванка, на мой взгляд, есть уже. По энергосбережению, по сути, предстоит наладить огромный пласт работы, который будет касаться всех отраслей экономики и к которому мы вообще еще не приступали. Существующий закон, по сути, нерабочий. Забегая вперед, назову некоторые позиции проекта закона. Ключевое внимание в законопроекте уделено определению нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов с четкой регламентацией контрольных и надзорных функций в этой сфере различных государственных органов, в том числе по делам архитектуры, градостроительства и строительства, в области технического регулирования, по регулированию естественных монополий, таможенных органов Республики Казахстан. Разумеется, уполномоченных органов в сфере электроэнергетики и в сфере энергосбережения. Существенно дополнена компетенция Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов. В законопроекте зафиксирована и государственная поддержка энергосбережения, предусматривающая отнесение на вычет затрат на электроэнергию в случае ее потребления ниже установленного норматива на соответствующий год, а также ниже уровня, потребленного в истекшем году. Ряд норм законопроекта, предусматривающих введение новых налоговых платежей в сфере энергосбережения и административных штрафов, помимо непосредственной цели - внедрения мер, направленных на энергосбережение, - в качестве дополнительного эффекта повлекут и увеличение поступлений в государственный бюджет. В этой сфере на 200 год необходимо: - завершить "Север - юг Казахстана"; - начать строительство Кандыагашской ГТЭС, Балхашской ТЭС, третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2, подстанции 500 киловатт "Алма"; - продолжить реализацию проекта строительства Мойнакской ГЭС; - в реализацию Закона "О поддержке использования возобновляемых источников энергии" форсировать строительство ряда малых ГЭС в южном регионе. По нормативным правовым актам. Ясно, что предстоит очень большой объем работ по разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию принятых и предполагаемых к принятию законов. По углю. Объем добычи составил 105 миллионов тонн, что на 12 процентов больше, чем в 2007 году. Правительством Республики Казахстан одобрена соответствующая концепция. Кроме того, мы купили 50 процентов акций компании "Богатырь Аксес Комир". На 2009 года каких-то концептуальных вещей в угольной промышленности не планируется. Ясно, что здесь много текущих вопросов с ценой, своевременной оплатой. Это все вопросы текущего плана. По атомной промышленности и ядерной энергетике. Добыча урана составила 8 тысяч 512 тонн, что больше на 29 процентов к 2007 году. Основная цель в этой отрасли - все-таки создать вертикально интегрированную компанию, которая охватывала бы все циклы по производству готового топлива, кроме наращивания объемов добычи. Я назову три ключевых соглашения в этой сфере. Ясно, что в этой сфере быстро все не делается, и сам факт подписания этих документов - это тоже свидетельство тому, что во всяком случае на бумаге существуют контуры по созданию вертикально интегрированной компании. Первое. Создано российско-казахстанское предприятие ЗАО "Центр по обогащению урана" на территории Российской Федерации в городе Ангарске. Ясно, что это ключевой этап по договору о нераспространении ядерного вооружения. Мы не имеем права этот цикл размещать на территории Республики Казахстан, но мы имеем 50-процентое участие на территории Республики Казахстан и таким образом участвуем в этом звене по созданию вертикально интегрированной компании. Второе. Создано казахстанско-канадское предприятие "Ульба Конверсия" по строительству конверсионного завода по производству гексафторида урана. Это ключевое звено. Третье. Подписано соглашение с компанией "AREVA" о совместном строительстве завода по производству тепловыделяющих сборок на базе Ульбинского металлургического завода. С момента ввода мощностей по этим трем проектам Казахстан будет способен поставлять готовое топливо для атомных электростанций по миру. Отдельного комментария требует вопрос создания АЭС в Актау, Мангистауской области. Я понимаю, что деньги выделялись, в бюджете была соответствующая строка, но мы вынуждены были вернуть эти деньги в бюджет, потому что для того, чтобы осваивать эти деньги, нужна исчерпывающая, готовая правовая база, в частности, предполагающая передачу интеллектуальной собственности со стороны Российской Федерации. Казахстан обязывался в свое время выделить деньги на доработку этой технической документации. Поскольку соответствующего соглашения о передаче интеллектуальной собственности пока нет, мы посчитали нецелесообразным тратить деньги, так как результат не был определен (пока во всяком случае). По 2009 году. Предполагается добычу довести до 11,9 тысячи тонн, обеспечить проведение работ по реализации подписанных соглашений и разработать основные направления развития атомной энергетики на период до 2030 года. Наконец, в сфере геологии и недропользования. В 2008 году доизучение площадей позволило получить современную геологическую основу и выделить 65 объектов, перспективных на выявление месторождений различных видов твердых полезных ископаемых. Это цифры по приросту извлекаемых запасов. Дополнительно обеспечены запасами питьевой воды 188 сельских населенных пунктов. Ликвидировано четыре аварийных нефтяных скважин в зоне затопления Каспийским морем и 85 самоизливающихся гидрогеологических скважин. Инвестиции в сектор. Возрастающая динамика не прервалась. Хотел отметить также следующее, что в 2008 году в связи с невыполнением обязательств расторгнуто 37 контрактов, но в адрес недропользователей отправлено 153 уведомления о нарушении ими контрактных обязательств. Как результат стабильно (на 70-100 процентов и более) выполняют свои обязательства около 80 процентов недропользователей. В настоящий момент ведется мониторинг по 900 контрактам. В 2008 году внесено изменение в Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию, где установлена наша доля в размере 16,81 процента. В связи с мораторием конкурсы на предоставление права недропользования по всем видам полезных ископаемых, за исключением подземных вод для хозяйственно-питьевого назначения, не проводились, несколько месторождений передавались в СПК. Отдельно стоит сказать по законодательству. По итогам 2007 года министерством были приняты шаги по принятию мер в рамках действующего законодательства к недропользователям, не выполняющим в полном объеме лицензионно-контрактных условий, вплоть до расторжения в одностороннем порядке некоторых контрактов на недропользование. Но в процессе судебных разбирательств по расторгнутым контрактам было выявлено, что действующее законодательство имеет достаточно много правовых пробелов, требующих кардинального его пересмотра, в связи с чем Министерством энергетики и минеральных ресурсов инициировано внесение в Парламент проекта Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в новой редакции. Сейчас он у вас на рассмотрении. Задачи на 2009 год: 1) все-таки надо принять этот закон, поскольку в его исполнение предстоит принять достаточно много подзаконных актов; 2) после принятия закона считаем возможным отменить мораторий на проведение конкурсов по предоставлению права недропользования для привлечения дополнительных инвестиций, сейчас это актуально. 3) министерство обращалось, в Правительстве рассматривается этот вопрос ввиду непростой финансовой ситуации: для объективного и единообразного подхода к недропользователям министерством предлагалось не расторгать контракты по результатам 2008 года, где уровень выполнения финансовых обязательств составляет хотя бы 50-60 процентов, иначе боюсь, что придется расторгать довольно много, но, на наш взгляд, делать этого сейчас нельзя. Эти вопросы будут рассматриваться в Правительстве. Окончательного решения по ним пока нет».