Учёт

Единые межотраслевые нормативы по труду для расчета норм затрат труда, численности, ФОТ: проект Правил

1560

Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан и вынесен на обсуждение проект приказа  Об утверждении Правил разработки, утверждения, замены и пересмотра единых межотраслевых или межотраслевых типовых или типовых норм и нормативов по труду для всех сфер деятельности или типовых норм и нормативов по труду организаций, сообщает  Учет.kz

Целью проекта приказа является разработка и введение в действие единых межотраслевых или типовых нормативов для применения работодателями в целях определения затрат времени на выполнение определенных видов работ, расчета по ним нагрузки или нормативов численности, правильной организации труда в организации, фонда оплаты труда.

Нормативы (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) применяются работодателями для определения затрат времени на выполнение определенных видов работ, расчета по ним нагрузки или нормативов численности, для правильной организации труда в организации, фонда оплаты труда:

  • единые межотраслевые нормативы применяются в организациях независимо от формы их собственности и организационно-правовых форм;

  • типовые нормативы применяются для соответствующей сферы деятельности (отрасли).

В соответствии с подпунктом 8) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан разработаны Правила разработки, утверждения, замены и пересмотра единых межотраслевых или межотраслевых типовых или типовых норм и нормативов по труду для всех сфер деятельности или типовых норм и нормативов по труду организаций.

В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

   нормативы по труду - регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, структурного подразделения, а также численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения с учетом конкретных организационно-технических условий выполнения работ и услуг и факторов производства (далее – нормативы по труду);

   уполномоченный орган по труду - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 

   типовые нормы труда (выработки и (или) времени и (или) обслуживания и (или) численности) - регламентированные значения затрат труда на выполнение по типовой технологии отдельных элементов или комплексов работ, обслуживания единицы оборудования, рабочего места, а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций с учетом рациональных организационно-технических условий выполнения работ и услуг (далее - типовые нормы труда); 

   единые межотраслевые или межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности (выработки и (или) времени и (или) обслуживания и (или) численности) - регламентированные значения затрат труда на выполнение работ в организациях разных отраслей по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства для ряда видов экономической деятельности и применения работодателями в качестве эталона при нормировании труда работников на соответствующих видах работ (далее - межотраслевые нормы труда); 

Порядок разработки и утверждения норм труда  

Нормы труда в организации разрабатываются на работы, на которые отсутствуют межотраслевые или типовые нормы труда.

Межотраслевые нормы труда разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами.   

Уполномоченный орган утверждает приказом согласованные уполномоченным органом по труду нормы труда. 

В течение 10 календарных дней с момента утверждения норм труда уполномоченный орган направляет их и копию приказа на государственном и русском языках, на бумажном и электронном носителях в уполномоченный орган по труду и в организацию. 

Нормы труда утверждаются уполномоченным органом на срок, установленный уполномоченным органом по труду.

Уполномоченный орган или организация разрабатывает нормы труда самостоятельно при наличии соответствующих структур в организации и (или) привлекает квалифицированных специалистов по труду, либо размещает заказ на разработку в соответствии с законодательством Республики Казахстан в организациях, отвечающих следующим требованиям:

  • наличие высшего образования (экономическое, инженерно-экономическое, математическое) у руководителя и работников, осуществляющих разработку нормативных материалов по нормированию труда; 

  • наличие документов, подтверждающих профессиональные знания, образование (диплом или сертификат), научная или практическая деятельность, сведения о месте работы, производственный опыт и стаж работы в данной сфере руководителя и работников и иной информации согласно действующему законодательству.

Заявка на согласование норм труда, представленная работодателем, рассматривается уполномоченным органом по труду в течение тридцати календарных дней с момента ее поступления.  

По итогам рассмотрения норм труда уполномоченный орган по труду:

  • при наличии замечаний и предложений к проектам направляет мотивированное заключение о необходимости их доработки;

  • отказывает в принятии заявки к рассмотрению в случаях непредставления организацией материалов, предусмотренных главой 3 настоящих Правил;

  • при выполнении всех требований настоящих Правил согласовывает нормы труда организации и направляет их в уполномоченный орган на утверждение.

Нормы труда согласовываются уполномоченным органом по труду сроком не более чем на три года. 

Перечень представляемых материалов, их содержание и основные требования к представляемым на согласование нормам труда

К заявке о согласовании норм труда, представляемой организацией в государственный орган должны прилагаться следующие материалы:

1) перечень представляемых материалов;

2) проект норм труда;

3) обоснование представленных норм труда (результаты хронометражных наблюдений за технологическим, трудовым (производственным) процессами, с расчленением их на операции и разделением изучаемой операции на составляющие ее элементы; соответствующие расчеты, матрицы функций, должностные обязанности, положения о структурных подразделениях; и другие); 

4) представление разработчиком документальных доказательств или иной информации о разработчике, подтверждающих обеспеченность квалифицированными кадрами, специалистами в области организации нормирования труда, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил;

5) нормы труда (при их наличии), используемые организацией при разработке проекта норм труда;

6) копия решения (приказа) уполномоченного органа о временном использовании (до разработки норм труда) ранее действовавших технически обоснованных норм.

Материалы оформляются в двух экземплярах, должны быть сброшюрованы, прошиты, пронумерованы, содержать оглавление (содержание), титульный лист с соответствующими грифами согласования, утверждения и продления. Каждый лист материалов подписывается руководителем или курирующим заместителем руководителя организации.

Структура   норм   труда   едина и содержит 3 раздела: «Общая часть», «Организация труда», «Нормативная часть».

В разделе «Общая часть» приводится:

1) предназначение норм труда;

2) на какие должности, профессии, категории работников установлены нормативы;

3) что положено в основу разработки (данные о фактической численности работников, объемах работ, материалы изучения затрат рабочего времени на основе фотохронометражных наблюдений, статистические данные, характеризующие факторы, влияющие на затраты труда работников, использованные при разработке норм труда, а также другие нормативные акты с их приложением для обоснования к данным нормативам);

4) ссылка     на      соответствие     наименований    профессий    рабочих и должностей   служащих   единому   тарифно-квалификационному  справочнику работ  и  профессий рабочих и квалификационному   справочнику  должностей руководителей, специалистов и других служащих;

5) указание     на     разработку      нормативов     с   учетом    времени    по обслуживанию рабочего места и на отдых и личные надобности;

6) расчетные формулы явочной, списочной численности  с расшифровкой ее элементов.

В разделе «Организация труда» отражается: в  соответствии  с  какими нормативными  правовыми  актами  и  нормативно-технической документацией производятся   работы;    организационно-технические     условия  труда   (меры безопасности;   применяемые   инструменты,   оборудование,   приемы);   каким образом     осуществляются     работы,      указанные   в   сборнике;   количество исполнителей (при разделении труда),    осуществляющих весь комплекс работ; оформление документации по завершении работ.

В разделе «Нормативная часть» приводится содержание работ (общее наименование  и  разделение  операции  на ее составляющие  элементы);  состав исполнителей, количество исполнителей, цифровые значения норм и нормативов по труду (нормативные таблицы и/или формулы).

Порядок замены и пересмотра единых межотраслевых или межотраслевых типовых или типовых норм и нормативов по труду для всех сфер деятельности или типовых норм и нормативов по труду организаций

Основанием для пересмотра и замены межотраслевых норм труда или типовых норм и нормативов по труду организаций является истечение их срока действия, выявление ошибочно установленных норм, в процессе разработки которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности, ошибки в применении нормативных материалов либо при выполнении расчетов, а также при изменении организационно-технических условий производства.

Пересмотр и замена типовых норм и нормативов по труду организаций обеспечивается государственным органом соответствующей сферы деятельности не реже одного раза в три года.

Межотраслевые нормы труда или типовые нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда независимо от срока, на который они были утверждены. Пересмотр ошибочно установленных норм проводится по мере их выявления.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

К выполнению работы по пересмотру и замене норм труда наряду с работниками по нормированию труда, государственным органом соответствующей сферы деятельности могут привлекаться руководители структурных подразделений, представители отделов экономического анализа и другие специалисты.

Продление срока действия типовых норм и нормативов по труду оформляется путем проставления уполномоченным государственным органом по труду на титульном листе оригинала соответствующей отметки с указанием даты и номера письма уполномоченного государственного органа по труду о продлении срока действия нормативов.

Нормы труда в организациях являются основанием для расчета нормативной численности персонала, норм затрат труда.

Обсуждение проекта Приказа продлится до 19 апреля 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".