Учёт

Пост-пандемический comeback: как вернуть "пижамных работников" в строй

1230


Сармантай Касенов, директор онлайн-сервиса «Битрикс24» в Казахстане

По прогнозам главы ВОЗ Тедроса Адханом Гебрейесуса Covid-19 останется в мире надолго. Это значит, что всем придется подстраиваться под новую реальность.

Бизнес будет развиваться с учетом возврата карантина. Ключевым навыком выживания станет готовность переключиться в режим онлайн. Это новая действительность, к которой нужно быть готовым.

ANCOR Central Asia провела исследование среди 138 крупных казахстанских и международных компаний. Результаты показали, что 44% из них оперативно перестроили бизнес-процессы и перевели команду на дистанционку.

Возвращение в офис после нескольких месяцев режима самоизоляции может вызвать некоторые сложности.

Первой проблемой может стать сложный выход после продолжительного карантина.

Некоторые казахстанцы находят дистанционную работу комфортной. Им не нужно тратить время и деньги на дорогу, а домашняя обстановка позволяет быть более расслабленным.

Вторая проблема, которая усложнит возвращение сотрудников - постоянное беспокойство за состояние здоровья.

Казахстанцы, переболевшие Covid-19, даже подвергаются стигматизации со стороны родственников и знакомых. Такое отношение со стороны окружающих усиливает беспокойство и боязнь заразиться. Это объясняется страхом, недостатком информации о коронавирусе и дополнительным стрессом из-за ситуации с пандемией, карантином и самоизоляцией.

Руководителям придется заботиться о своей команде для повышения эффективности.

Санитайзеры, маски, перчатки и тепловизоры станут обязательными атрибутами нашей новой реальности.

Как же вернуть прежний ритм труда и продуктивность после пандемии? Вот несколько советов.


1. Новая роль офиса

Некоторые современные компании Казахстана не торопятся возвращаться в офис. Руководители оставят коллектив на дистанционке до восстановления выручки и улучшения ситуации с карантином.

Зона для укрепления корпоративного духа

Возможно, традиционное восприятие офиса в качестве рабочей зоны изменится. Он будет восприниматься как пространство для укрепления корпоративного духа. Например, люди будут там собираться только по особенным случаям - корпоратив, тимбилдинг или стратегические сессии.

Скорее всего и сам концепт помещения поменяется. Работники в стремлении к самоизоляции будут выбирать кабинеты или кубиклы, но не open-space.

Это не значит, что после пандемии руководители должны броситься переделывать свои офисы или искать что-то новое.

Достаточно соблюдать новые правила

Чтобы команда чувствовала себя в безопасности, обеспечьте всех влажными дезинфицирующими салфетками или санитайзерами, установите УФ-лампы, раздайте маски и перчатки. Тщательная уборка и дезинфекция каждый день обезопасит рабочие места. Если бюджет не позволяет, то будет достаточным тщательное мытье рук, строгий масочный режим, социальное дистанцирование и ограничение доступа к местам общего пользования.

Кто-то выберет удаленку

Некоторые люди после карантина примут решение не возвращаться на рабочие места. У каждого найдутся свои причины. Руководителям придется уважать выбор сотрудника. Либо искать решение, которое удовлетворит обе стороны.

Для большего комфорта и безопасности тех, кто выбрал офис, можно реорганизовать рабочую зону с соблюдением дистанцирования. Освободившиеся места легко позволят это сделать.

Карантин - хорошая возможность подготовить новые правила, договоры и регламенты для тех, кто будет работать из дома.


2. Моральная поддержка

Современным компаниям в пост-ковидную эпоху лучше иметь штатного психолога или воспользоваться услугами приглашенного для поддержки команды.

В российском «1С-Битрикс» есть собственный психолог. Такой специалист помогает коллегам легче справляться с рабочими и личными дилеммами.

В Казахстане во время пандемии медицинские работники, уставшие от непрерывного труда и от невозможности видеться со своей семьей, обращались к психологам.

Если бизнес не может позволить себе нового человека в штате, то за здоровьем и продуктивностью работников можно следить с помощью специального приложения. Мы используем для этого собственную разработку.

В кризисное время людям важно видеть надежность и устойчивость организации, в которой они работают. В крупных предприятиях первый руководитель тоже может поддерживать и мотивировать сотрудников. CEO просто обязан регулярно разговаривать со своей командой с помощью видео-звонков и чатов.

3. Неформальное общение

Люди ценят хорошую атмосферу в коллективе. После длительного карантина коллегам придется восстанавливать привычные коммуникации друг с другом.

Межличностные навыки, эмпатия и эмоциональный интеллект будут цениться все больше. Особенно сейчас, когда мы живем в мире нейросетей и big data. Живое общение как раз и развивает все эти качества.

Руководителю уже сейчас нужно предпринимать меры. Например, устраивать звонки и общаться на нерабочие темы. Неформальное общение раскрепощает и сближает.

Когда люди вернутся в офис, можно устроить тимбилдинг. Позволить им самим выбрать формат, в котором они хотят его провести. Вместе поразмышлять о том, какой совместный досуг больше всего подходит именно вам.

Можно организовать свой книжный клуб или вместе участвовать в интеллектуальных играх.


4. Бонусы vs нематериальные ценности

Если это возможно, то нужно показать, что фирма держится на плаву и есть уверенность в завтрашнем дне. Сделать это можно с помощью бонусов.

Не нужно делать что-то экстра-невероятное или требующее больших вложений. Как это делает Airbnb, выделяя по $2000 сотрудникам на путешествия ежегодно. 

Конечно, в систему поощрения стоит вкладывать не последние деньги бизнеса. Все должно быть в разумных пределах, сейчас самое главное - сохранить стабильность.

Чтобы человек чувствовал заботу и поддержку на рабочем месте, руководству нужно начать с обратной связи и поощрения.

Хороший бонус - обновление офисной техники, перепланировка пространства, небольшой ремонт для того, чтобы освежить интерьер. Персонал оценит такую заботу и будет лояльнее относиться к компании.

Кроме того, такие решения мотивируют команду. В итоге эффективность бизнеса повышается.

5. Удачный опыт забираем с собой

Карантин и удаленный режим позволяет взглянуть на бизнес-процессы с другой стороны.

В «1С-Битрикс Казахстан» мы поняли, что видеозвонки помогают ускорить процесс обсуждения и повышают эффективность рабочих коммуникаций. А традиционные пожелания доброго утра в чате помогают наладить контакт и преодолеть чувство изоляции.

У каждой компании будут разные ситуации и выводы. Руководители и сотрудники смогут увидеть слабые места, выяснить, что работает эффективно, от чего лучше отказаться, а что можно исправить. Кто из команды хорошо себя проявил, а кто - не с лучшей стороны.

Чек-лист для эффективного возвращения в новую реальность:

1. Узнать потребности коллег. Собрать информацию и определить, кто вернется в офлайн, а кто останется в онлайне. Таким образом вы лучше подготовитесь к окончанию карантина.

2. Подготовить новые документы уже сейчас: регламенты, трудовые контракты, правила, инструкции.

3. Подумать, как можно сделать офис комфортнее и безопаснее. Команде будет интересно и радостно вернуться в свежее и безопасное пространство.

4. Выбрать, как поддерживать сотрудников психологически. Решать вам: психолог в штате, вдохновляющие речи для поднятия духа коллег или специальные приложения для замера уровня стресса.

5. Понять, что работает эффективно в онлайне. Какие бизнес-процессы нужно наладить, а от каких лучше отказаться. Каких сотрудников поощрить за хорошую удаленную работу.