Учёт

Отсутствие самостоятельной экономики - главный фактор волатильного тенге

1919

Мировые события неизбежно влияют на экономику Казахстана. На данный момент нефть стала дешеветь. Саудавская Аравия «сливает» свои резервы. Это делается для того, чтобы избежать инфляции. И так они разгоняют свою экономику. Насколько это влияет на тенге?

Об этом рассказал Максим Барышев, основатель группы компаний Учет.kz, председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы.


«Сейчас на тенге больше всего влияет наш отрицательный торговый баланс. Это означает, что Казахстан является страной потребления. То есть мы потребляем больше, чем производим, и гораздо больше, чем продаем продукции на экспорт. Получается, что в Казахстане не самостоятельная экономика. И это, естественно, плохо. Пандемия это показала», - считает основатель группы компаний Учет.kz.


Кроме того, по мнению Максима Барышева, на курс тенге влияет не только внутренняя ситуация, но и внешняя. Например, Китай в этом году девальвировал свою валюту. Также Турция с начала года на более чем 40% девальвировала свою валюту.


«Такие страны, как Турция, идут на подобные шаги для того, чтобы сделать конкурентоспособной свою внутреннюю экономику».


У Турции замкнутая экономика, где производится товар из сырья, которое добыто в этой же стране, производится турецкими рабочими внутри Турции и потребляется там же. Поэтому подорожание или удешевление турецкой лиры, внутри страны практически никак не сказывается на экономике. Инфляция есть так же, как и в других странах.


«В «самодостаточной» Турции хорошо, если дешевеет национальная валюта, по причине того, когда из Турции уходят товары на экспорт, то ей это выгодно, потому что экспортные контракты, как правило, заключены в долларах».

«Президент Казахстана ранее рекомендовал сдержать инфляцию: внутренняя инфляция, может, и была сдержана до определенных параметров, но у нас очень много завезенной инфляции, в частности из России - 21% (инфляция 8% + укрепление российского рубля на 12%)», - рассказал председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы.


Кроме того, Максим Барышев отметил, что на инфляционные процессы в Казахстане повлияло высвобождение тенговой массы из пенсионной системы страны. Так 1,3 триллиона тенге пошло на приобретение недвижимости. Таким образом, появилась неконтролируемая торговая масса, которая привела не только к увеличению уровня инфляции, но и к увеличению среднего дохода населения, т.е. средней заработной платы.

Максим Барышев, как и ранее, считает, что курс тенге к доллару уже в конце 2021 года может составить 440-450.