Учёт

Оптимизация структуры, внедрение электронного кошелька и переход на онлайн-ККМ — Минфин отчитался о проделанной работе

856



На отчетной встрече Министр финансов Ерулан Жамаубаев рассказал о проделанной работе в 2019 году и за 5 месяцев 2020 года.

Цели и задачи Министерства ориентированы на реализацию стратегических задач и поручений по устойчивому развитию экономики, повышению реального благосостояния казахстанцев и цифровизации.

Приоритетами Министерства являются увеличение собираемости налогов до 25% к ВВП в 2025 году, соблюдение долговых ограничений, повышение эффективности бюджетных расходов и упрощение бюджетных процедур и др.


Оптимизация структуры

В соответствии с поручением Главы государства по сокращению проверяющих и неэффективных расходов, штатная численность Министерства финансов в 2019 году была оптимизирована на 1 815 единиц и составляет 17 978 единиц.

В рамках централизации государственных закупок реорганизован Комитет казначейства путем присоединения к нему Комитета по государственным закупкам.

Также в целях оптимизации подведомственных организаций «Компания по реабилитации и управлению активами» была реорганизована путем присоединения к Фонду проблемных кредитов, а Финансовая академия была передана в ведение Министерства образования и науки.

Наряду с этим, проводится работа по передаче ГУ «Байконырбаланс» в ведение уполномоченного органа соответствующей отрасли — Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности.

На сегодняшний день оптимальная структура Министерства состоит из центрального аппарата, пяти ведомств с территориальными подразделениями и четырех подведомственных организаций.


Исполнение доходов бюджета за 2019 год

В рамках обеспечения сбалансированности бюджета за 2019 год по всем уровням бюджета, планы по доходам перевыполнены.

Государственный бюджет — на 101,2%, республиканский бюджет — 100,6% и местные бюджеты — на 103%.

Доходы госбюджета составили 9,7 трлн тенге, или на 119 млрд тенге больше запланированного.

При этом в республиканский бюджет поступило 7,1 трлн тенге, что на 43 млрд тенге больше плана и на 1 трлн 276 млрд тенге больше, чем в 2018 году.

Стоит отметить, что рост доходов республиканского бюджета обеспечен за счет:

улучшения налогового и таможенного администрирования и их цифровизации на 916 млрд тенге;
роста экономики и цен на основные экспортные товары на 359 млрд тенге.
 

Исполнение расходов бюджета за 2019 год

За 2019 год исполнение расходов республиканского бюджета составило 12 трлн 20 млрд тенге, или 99,9%. Не исполнено 8,2 млрд тенге. Из них 2,9 млрд тенге — экономия. Стоит отметить, что не освоено — 5,3 млрд тенге.

Основные причины неосвоения: отсутствие заявок по бюджетным программам, несостоявшиеся конкурсы по госзакупкам, изменение условий договоров и отставание от графика работ.

Расходы местных бюджетов исполнены на 6 трлн 179 млрд тенге. В 2019 году регионам была оказана финансовая помощь в сумме 1 трлн 916 млрд тенге.

За счет этих средств финансировались госпрограммы «Нұрлы жол», «Еңбек», «Ауыл – ел бесігі», «Нұрлы жер», развитие агропромышленного комплекса и регионов.

Кроме того, средства были направлены на повышение заработной платы гражданским служащим, оказание государственной адресной социальной помощи и выравнивание уровня обеспеченности местных бюджетов.

Выделенные средства регионами освоены на 99,1%, что составляет 1 трлн 900 млрд тенге.


Долговая нагрузка на бюджет и государственный долг

По итогам 2019 года объем госдолга к ВВП составил 24% при лимите в 50%. На конец I квартала 2020 года — 25,5%.

Стоит отметить, что долговая нагрузка на бюджет за 2019 год составила 12,9% при лимите в 15%. По прогнозу в 2020 году этот показатель составит порядка 13,1% от доходов республиканского бюджета.

Таким образом, принимаются все необходимые меры для поддержания госдолга на безопасном уровне.

 
Национальный фонд

По итогам 2019 года средства Национального фонда составили порядка 27,5 трлн тенге, или $65,5 млрд.

За прошлый год в Нацфонд поступило порядка 4,5 трлн тенге, из которых более 2,8 трлн тенге за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора.


Концепция «Открытый бюджет»

Одним из главных показателей подотчетности и открытости Правительства является реализация концепции «Открытый бюджет».

Цель его внедрения — предоставление возможности гражданам ознакомиться с бюджетным процессом и принять участие в обсуждении расходов бюджетных средств.