Оптимизация структуры, внедрение электронного кошелька и переход на онлайн-ККМ — Минфин отчитался о проделанной работе
15 июня, 2020
856
На отчетной встрече Министр финансов Ерулан Жамаубаев рассказал о проделанной работе в 2019 году и за 5 месяцев 2020 года.
Цели и задачи Министерства ориентированы на реализацию стратегических задач и поручений по устойчивому развитию экономики, повышению реального благосостояния казахстанцев и цифровизации.
Приоритетами Министерства являются увеличение собираемости налогов до 25% к ВВП в 2025 году, соблюдение долговых ограничений, повышение эффективности бюджетных расходов и упрощение бюджетных процедур и др.
Оптимизация структуры
В соответствии с поручением Главы государства по сокращению проверяющих и неэффективных расходов, штатная численность Министерства финансов в 2019 году была оптимизирована на 1 815 единиц и составляет 17 978 единиц.
В рамках централизации государственных закупок реорганизован Комитет казначейства путем присоединения к нему Комитета по государственным закупкам.
Также в целях оптимизации подведомственных организаций «Компания по реабилитации и управлению активами» была реорганизована путем присоединения к Фонду проблемных кредитов, а Финансовая академия была передана в ведение Министерства образования и науки.
Наряду с этим, проводится работа по передаче ГУ «Байконырбаланс» в ведение уполномоченного органа соответствующей отрасли — Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности.
На сегодняшний день оптимальная структура Министерства состоит из центрального аппарата, пяти ведомств с территориальными подразделениями и четырех подведомственных организаций.
Исполнение доходов бюджета за 2019 год
В рамках обеспечения сбалансированности бюджета за 2019 год по всем уровням бюджета, планы по доходам перевыполнены.
Государственный бюджет — на 101,2%, республиканский бюджет — 100,6% и местные бюджеты — на 103%.
Доходы госбюджета составили 9,7 трлн тенге, или на 119 млрд тенге больше запланированного.
При этом в республиканский бюджет поступило 7,1 трлн тенге, что на 43 млрд тенге больше плана и на 1 трлн 276 млрд тенге больше, чем в 2018 году.
Стоит отметить, что рост доходов республиканского бюджета обеспечен за счет:
улучшения налогового и таможенного администрирования и их цифровизации на 916 млрд тенге;
роста экономики и цен на основные экспортные товары на 359 млрд тенге.
Исполнение расходов бюджета за 2019 год
За 2019 год исполнение расходов республиканского бюджета составило 12 трлн 20 млрд тенге, или 99,9%. Не исполнено 8,2 млрд тенге. Из них 2,9 млрд тенге — экономия. Стоит отметить, что не освоено — 5,3 млрд тенге.
Основные причины неосвоения: отсутствие заявок по бюджетным программам, несостоявшиеся конкурсы по госзакупкам, изменение условий договоров и отставание от графика работ.
Расходы местных бюджетов исполнены на 6 трлн 179 млрд тенге. В 2019 году регионам была оказана финансовая помощь в сумме 1 трлн 916 млрд тенге.
За счет этих средств финансировались госпрограммы «Нұрлы жол», «Еңбек», «Ауыл – ел бесігі», «Нұрлы жер», развитие агропромышленного комплекса и регионов.
Кроме того, средства были направлены на повышение заработной платы гражданским служащим, оказание государственной адресной социальной помощи и выравнивание уровня обеспеченности местных бюджетов.
Выделенные средства регионами освоены на 99,1%, что составляет 1 трлн 900 млрд тенге.
Долговая нагрузка на бюджет и государственный долг
По итогам 2019 года объем госдолга к ВВП составил 24% при лимите в 50%. На конец I квартала 2020 года — 25,5%.
Стоит отметить, что долговая нагрузка на бюджет за 2019 год составила 12,9% при лимите в 15%. По прогнозу в 2020 году этот показатель составит порядка 13,1% от доходов республиканского бюджета.
Таким образом, принимаются все необходимые меры для поддержания госдолга на безопасном уровне.
Национальный фонд
По итогам 2019 года средства Национального фонда составили порядка 27,5 трлн тенге, или $65,5 млрд.
За прошлый год в Нацфонд поступило порядка 4,5 трлн тенге, из которых более 2,8 трлн тенге за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора.
Концепция «Открытый бюджет»
Одним из главных показателей подотчетности и открытости Правительства является реализация концепции «Открытый бюджет».
Цель его внедрения — предоставление возможности гражданам ознакомиться с бюджетным процессом и принять участие в обсуждении расходов бюджетных средств.