Учёт

Обсуждение нового Налогового кодекса: сокращение налогов и льгот, налоговые режимы, налогообложение физлиц

1701
Сегодня в ходе круглого стола, организованного по инициативе Председателя Комитета по финансам и бюджету Сената РК Султанбека Макежанова, обсудили ключевые направления в развитии налогового и бюджетного законодательства РК, сообщает Учет.kz.

Ерлан Сагнаев, директор департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК, выступая с докладом, напомнил слова президента РК в своих последних посланиях и выступлениях о необходимости полного обновления налогового администрирования как наиболее проблемного блока Налогового кодекса.

Сокращение количества налогов и платежей минимум на 20%

Как поручил Глава государства, будут исключены платежи, где нет значимой фискальной отдачи, некоторые будут объединены.

У нас налогов всего 12. Они соответствуют международной практике. Только единый земельный налог с крестьянских и фермерских хозяйств дублирует суть подоходного налога.

Предложение:

Предлагается перенести единый земельный налог (ЕЗН) в индивидуальный подоходный налог. Сам льготный режим для крестьян и фермеров сохраняется.

Из 11 плат 2 предлагается к исключению. Это: 
  • плата за размещение наружной рекламы; 
  • плата за пользование лицензиями за занятие отдельными видами деятельности.
Ранее плата за использование особо охраняемых природных территорий также предлагалась к исключению.  Она была исключена, согласно Закону Республики Казахстан от 8 июля 2024 года № 119-VIII ЗРК.

Предлагается объединить 3 платы: за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром. Будет одна плата – за использование природных ресурсов.

В целом количество ставок плат будет сокращено на 77. Предлагается сократить 6 видов сборов. По ним будут исключены 34 вида ставок.

Также исключаются 5 видов госпошлин, ставки по ним будут сокращены на 51.

Это позволит выполнить задачу по сокращению количества налогов и платежей более чем на 20%.


Упорядочение налоговых льгот и сокращение их объема минимум на 20%

Совместно с госорганами, НПП "Атамекен", экспертами, экономистами проведена ревизия 739 льготных пунктов Налогового кодекса. По данным налоговых деклараций за 2022 год, их сумма составила 9,5 трлн тенге. Из них 451 норма на сумму 3,3 трлн тенге определена как льготы.

288 пунктов на сумму 6,2 трлн тенге не являются налоговыми льготами, в том числе нулевая ставка НДС на экспорт товаров и на международные перевозки, перенос убытков, вычеты по провизиям, а также различные вычеты и корректировки.

Предложение:

На сегодня предлагается отменить 93 налоговые льготы на сумму более 300 млрд тенге.

Кроме того, по 29 налоговым льготам на сумму более 400 млрд тенге будут ограничены сроки действия.


"Одна из проблем, с которой мы столкнулись при проведении анализа, – это отсутствие информации. Только 132 льготы из 451 оцифрованы. Это только 29%. То есть у 71% норм в формах налоговой отчетности нет соответствующих строк", - заявил Ерлан Сагнаев.

В прошлые годы максимально упрощены формы налоговой отчетности для удобства налогоплательщиков.

Теперь льгота обязательно будет отражаться в формах налоговой отчетности.

Кроме того, предлагается закрепление за соответствующим отраслевым госорганом обязательства по мониторингу показателей эффективности.

Также в качестве системных мер предлагается четкая регламентация понятия налоговых льгот, порядок их предоставления, мониторинга, анализа, порядок их исключения. Все это будет регламентировано подзаконными актами.


Переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики

Предложение:

По итогам изучения предлагается дифференциация ставки корпоративного подоходного налога.

Базовая ставка в 20% сохраняется.

Повышенная ставка в размере 25% будет установлена для банковского сектора и игорного бизнеса.

При этом если банки кредитуют реальный сектор экономики, то по таким доходам будет применяться базовая ставка в 20%.

Ставка на уровне 10% предлагается для производства продукции высокого передела, а также для финансового лизинга и социальной сферы (образование, медицина, здравоохранение).

При этом для социальной сферы предлагается разрешить выплату дивидендов своим акционерам и учредителям (сейчас освобождены от КПН с ограничением выплаты дивидендов).

Ставка на уровне 3% будет сохранена для сельхозтоваропроизводителей.


Стимулирование инвестиций

Предложение:

Для всех категорий налогоплательщиков независимо от размера субъектности будут предоставлены «универсальные» стимулы для инвестиций.

Предлагаются инвестиционные налоговые преференции в виде 100% вычета затрат на приобретение/строительство зданий, сооружений, машин, оборудования, программного обеспечения.

Также аналогичный вычет предлагается по расходам на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт.

Как до этого было озвучено, для производства и реализации продукции собственного производства предлагается пониженная ставка подоходного налога.

Для переработки сырья также будут предоставлены стимулы по НДС.

По импорту сырья и материалов, перерабатываемых в РК, предлагается отсрочка по НДС на срок до 1 года.

Будут сохранены льготы по НДС для стандартных инвестиционных контрактов, специальных инвестиционных контрактов, лекарственных средств, транспортных средств, сельхозтехники, бытовой техники.

В качестве дополнительных стимулов для инвестиций в науку предлагаются «супервычеты» по расходам на финансирование научных разработок в размере 300%.

Также будет пересмотрен порядок налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами. Предлагается сальдирование доходов и убытков.


Недропользование

1) Предлагаются меры по поддержке стабильного уровня добычи на старых и малорентабельных месторождениях.

Будет предоставлено право уплаты альтернативного налога на недропользование (режим АНН+) вместо ряда других налогов при разработке истощающихся (зрелых) месторождений (НДПИ, НСП, платеж по возмещению исторических затрат).

При этом будут закреплены встречные обязательства по инвестированию налоговой экономии в месторождение и распределению высвободившихся денежных средств на социально-экономическое развитие региона, а не на дивиденды.

2) Глава государства отметил необходимость гибких регуляторных и фискальных условий для привлечения крупных частных инвестиций в геологоразведку.

Предложение:

Для нивелирования рисков геологоразведки в случае неуспешной разведки предлагается разрешить применение вычетов по расходам на разведку в рамках других действующих контрактов или по внеконтрактной деятельности.

Также поставлена задача по освоению залежей редких и редкоземельных металлов.

Поэтому наряду со стимулированием открытия новых месторождений требуется раскрытие потенциала техногенных минеральных образований, где могут быть значительные запасы редких и редкоземельных металлов.

В этой связи для добычи полезных ископаемых из состава техногенных минеральных образований (ТМО) предлагается установление пониженных ставок НДПИ (понижающий коэффициент 0,1).


Налогообложение физических лиц

1) В новом Налоговом кодексе предусмотрена норма по освобождению от индивидуального подоходного налога пенсионных выплат из ЕНПФ.

2) Также будет снижена сумма налога для автомобилей старше 10 лет на 30%, старше 20 лет – на 50%.

3) Для реализации задачи по повышенному налогообложению предметов «роскоши» предлагаются:

  • повышенные ставки налога на имущество по объектам недвижимости совокупной стоимостью свыше 450 млн тенге;
  • дополнительное обложение акцизом легковых авто таможенной стоимостью свыше 75 млн тенге;
  • дополнительное обложение акцизом дорогостоящей алкогольной и табачной продукции, а также дорогостоящих морских судов, летательных аппаратов.

4) Рассматривался вопрос упрощения уплаты платежей с фонда оплаты труда.

Облагаемая база и порядок уплаты будут унифицированы.

В части ставок предлагается оставить действующее законодательство.

При этом норму по уплате единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого бизнеса сохраняем.


Реформирование специальных налоговых режимов

Их количество будет оптимизировано.

Предлагается только 3 режима.

Первый режим. Новый льготный режим для самозанятых с единым и минимальным платежом в 4%.

Единый платеж будет включать ОПВ, социальные отчисления и взносы на ОСМС.

Платеж можно уплачивать самостоятельно через приложение либо через платформу. Предельный доход - не более 1,25 млн тенге в месяц (340 МРП).

Второй режим. Предлагается объединить действующую норму упрощенной декларации с розничным налогом, преобразовав в режим для малого бизнеса.

Предлагаемый размер дохода – не более 500 млн тенге в год, количество работников – без ограничений.

То есть для 1,9 млн налогоплательщиков, кто применяет упрощенную декларацию, увеличится порог применения режима почти в 3 раза. Это стимул не скрывать обороты и не дробиться.

Список видов деятельности будет широким. Будут применять все, кроме ряда запрещенных.

Ставка налога – 2%. При этом будут ограничены вычеты у контрагентов: 80% - если ИП, 40% - если ЮЛ

При обороте 500 млн тенге можно применять новый режим и не платить НДС.

Индивидуальные предприниматели будут освобождены от ведения бухучета.

Третий режим – для крестьянских и фермерских хозяйств.

Предлагается оставить текущий режим как есть. Только вместо единого земельного налога будет уплачиваться ИПН. Для данного режима дополнительно предлагается ввести земельный налог по неэффективно используемым землям в 40-кратном размере от базовой ставки.

Льготы для СХТП будут сохранены по каждому налогу по отдельности.