Учёт

Предел по ООСМС и ВОСМС повысят до 50 МЗП с 2025 года. Проект

7070

Министерством здравоохранения РК разработан и вынесен на обсуждение проект Закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения, сообщает  Учет.kz.

Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. 

Проект Закона разработан в рамках исполнения Протокола заседания Совета по экономической политике от 14 декабря 2022 года  и Протокола совещания по вопросам обязательного социального медицинского страхования Премьера-Министра РК  от 20.01.2024 года, Исх. № 16-03/07-1347, в части повышения верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления отчислений и взносов на ОСМС с 2025 года с 10-кратного минимального размера заработной платы до 50 МРЗП.

Проектом Закона внесены изменения и дополнения: 

В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»:

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1. 

Часть вторая пункта 2-1 статьи 27

Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование

2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование

2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В рамках исполнения Протокола заседания Совета по экономической политике от 14 декабря 2022 года и Протокола совещания по вопросам обязательного социального медицинского страхования Премьера-Министра РК от 20.01.2024 года, Исх. № 16-03/07-1347, в части повышения верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления отчислений и взносов на ОСМС с 2025 года.

2. 

Пункт 3

статьи 29

Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов»

3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов»

3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При уплате взносов с суммы дохода, равной 50-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

В рамках исполнения Протокола заседания Совета по экономической политике от 14 декабря 2022 года и Протокола совещания по вопросам обязательного социального медицинского страхования Премьера-Министра РК от 20.01.2024 года, Исх. № 16-03/07-1347, в части повышения верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления отчислений и взносов на ОСМС с 2025 года.

Обсуждение проекта Закона продлится до 07 февраля 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".

Однако граждане и предприниматели с первых дней обсуждения проекта высказались против изменений. На что ФОСМС дал дополнительные  разъяснения:

На начальном этапе внедрения ОСМС был предусмотрен верхний предел по доходу работника, с которого могут производиться взносы и отчисления в систему обязательного соцмедстрахования. Его размер на сегодняшний день не превышает 10 минимальных заработных плат (МЗП). То есть взносы могут взиматься только с дохода до 850 тысяч тенге. С дохода выше взносы не производятся.

Что изменится?

Для обеспечения принципа справедливости «от каждого по возможностям, каждому по потребностям» Министерством здравоохранения предложено с 2025 года повысить верхний предел с 10 до 50-кратного размера МЗП. По такому же принципу работает пенсионная система, где верхний предел составляет 50-кратный минимальный размер заработной платы.

Зачем повышать верхний предел по доходу?

Сегодня в казахстанской модели ОСМС применяется регрессивное распределение средств. То есть чем меньше доход, тем выше вклад в процентах от дохода. В справедливой системе люди с низкими доходами не должны платить больше, чем люди с большими доходами. Поэтому предлагаемая норма – увеличение верхнего предела до 50 МЗП - предусматривает более справедливое распределение ответственности за расходы на здоровье.

Если говорить цифрами

Сейчас: Работники со средней зарплатой в 300 тыс. тенге оплачивают взнос на ОСМС 6 тыс. тенге.

При доходе в 1,5 млн тенге, что в 5 раз выше средней зарплаты, срабатывает верхний предел в 10 МЗП (850 тыс. тенге), поэтому взнос не превышает 17 тыс. тенге, или 1,1% от дохода.

С дохода в 3 млн тенге, что уже в 10 раз выше средней зарплаты, взнос на ОСМС остается таким же - 17 тыс. тенге, или 0,6% от дохода.

После изменений: Верхний предел с учетом размера МЗП на 2024 год составит 4,2 млн тенге. Чем выше доходы, тем выше ответственность.

Скольких казахстанцев коснется эта мера?

В пять раз взносы на ОСМС увеличатся только для 2,3 тысячи работников, чей доход составляет выше 4 млн 250 тыс. тенге. Это 0,04% всех наемных работников по стране.

В целом данная норма затронет 9% наемных работников, имеющих доходы свыше 850 тыс. тенге. Для 91% работников ничего не изменится.

Что с этого всего получат обычные казахстанцы?

Увеличение отчислений позволит увеличить объемы финансирования расходов на здравоохранение. Сюда относятся и профилактика, и диагностика, и лечение. Станут больше доступны медицинские услуги, внедрение технологий позволит на ранних стадиях предупреждать болезни или позволит спасти жизни.

На сегодняшний день система здравоохранения все еще продолжает сталкиваться с хроническим недофинансированием, что в целом отрицательно влияет на организацию медицинской помощи, на качество и доступность медицинской помощи, а также в целом финансовую устойчивость системы здравоохранения и ОСМС.