О подготовке заключения по проекту Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования" рассказал в Мажилисе 12 марта 2025 года депутат Асхат Аймагамбетов, сообщает Учет.kz.
"Документ предусматривает формирование единого пакета медицинской помощи к 2027 году и сокращение ГОБМП в два раза. То есть от 57 до 32 процентов, соответственно увеличить ОСМС до 68 процентов. Для работодателей и работников предлагается увеличить верхний предел дохода для уплаты взносов в систему ОСМС с 10-кратного до 50-кратного размера МЗП. Уплата взносов ОСМС за безработных и лиц, относящихся к кризисному и экстренному уровням социального благополучия, будет осуществляться за счет средств местного бюджета. Комитет готов принять законопроект в работу и подготовить по нему заключение".
Ранее, 19 декабря 2024 года, Министерством здравоохранения РК был разработан и вынесен на обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»).
Целью проекта Закона является ужесточение регулирования путем увеличения верхнего предела ежемесячного дохода (объекта), принимаемого для исчисления отчислений работодателей и взносов работников, а также исчисления отчислений и взносов с единого платежа на обязательное социальное медицинское страхование с 10 МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете до 50 МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Увеличение верхнего предела базы для исчисления отчислений работодателей и взносов работников, а также исчисления отчислений и взносов с единого платежа планируется с 1 января 2026 года.
Проектом Закона в Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» внесены следующие изменения и дополнения:
Сравнительная таблица
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»
№ |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
1 |
Подпункт 2-1) пункта 1 статьи 17 |
Статья 17. Государственная корпорация
1. Государственная корпорация в системе обязательного социального медицинского страхования осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии: .... 2-1) осуществляет возврат плательщику единого платежа суммы, превышающей размеры взносов и отчислений в фонд, исчисленных от 10-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития; |
Статья 17. Государственная корпорация
1. Государственная корпорация в системе обязательного социального медицинского страхования осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии: .... 2-1) осуществляет возврат плательщику единого платежа суммы, превышающей размеры взносов и отчислений в фонд, исчисленных от 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития; |
2 |
Часть вторая пункта 2-1) статьи 27 |
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование … 2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование … 2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
3 |
Часть вторая пункта 5-1 статьи 28 |
Статья 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование 5-1. Объектом исчисления взносов работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащих уплате в фонд, является доход работника, предусмотренный статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), начисленный работодателем, являющимся субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
Статья 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование 5-1. Объектом исчисления взносов работников, предусмотренных подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, подлежащих уплате в фонд, является доход работника, предусмотренный статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), начисленный работодателем, являющимся субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете |
4 |
Пункт 3 |
Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов» 3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется. Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом. Требования настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся: 1) самостоятельными плательщиками. |
Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов» 3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При уплате взносов с суммы дохода, равной 50-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется. Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом. Требования настоящего пункта не распространяются на физических лиц, являющихся: 1) самостоятельными плательщиками. |
В Послании Главы Государства народу Казахстана от 2 сентября 2024 года поручено сформировать Единый пакет базовой государственной медицинской помощи, сбалансированный с точки зрения возможностей и обязательств государства.
В этой связи министерством проведена работа по формированию Единого пакета медицинской помощи, обеспечению финансовой устойчивости системы медицинского страхования и возложении на местные исполнительные органы ответственности за уплату страховых платежей в систему обязательного медицинского страхования за отдельные категории наиболее социально-уязвимых слоев населения.
В рамках реализации поручения Главы государства Министерством здравоохранения разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обязательного социального медицинского страхования», регулирующий следующие нормы.
Первое – это осуществление уплаты взносов на ОСМС за лиц, зарегистрированных в качестве безработных и лиц кризисного, экстренного уровней социального благополучия, за счет средств местных бюджетов.
Для вовлечения этих граждан в систему ОСМС и обеспечения им равного доступа к медицинской помощи наравне с застрахованными предлагается их взносы оплачивать за счет местных бюджетов по факту их обращения за медицинской помощью.
Кроме того, учитывая прямую ответственность МИО за снижение уровня безработицы и содействие занятости населения, предусматривается возложение ответственности по уплате взносов в систему ОСМС за официально зарегистрированных безработных на местные бюджеты. Это также позволит обеспечить доступ к услугам здравоохранения для граждан, оказавшихся без постоянного места работы и доходов.
Второе - предлагаемая норма в рамках проекта Закона касается внедрения Единого пакета медицинской помощи.
Цель реструктуризации пакетов заключается в исключении дублирования услуг, создании четкого разграничения пакетов ГОБМП и ОСМС. Кроме того, данные меры позволят обеспечить гарантии доступности базовой помощи населению вне зависимости от статуса застрахованности. С 2026 года планируется сделать бесплатной консультативно-диагностическую помощь при подозрении на весь перечень социально значимых заболеваний, таким образом, наши граждане смогут бесплатно пройти диагностику, своевременно выявить заболевания, что позволит улучшить состояние здоровья и в целом качество жизни.
Данные изменения позволят улучшить доступность медицинской помощи населению, четко разграничить услуги в пакетах, внести ясность для медработников и населения о гарантиях медпомощи в рамках ГОБМП и ОСМС.
Планируется, что в 2027 году с переносом ПМСП с пакета ГОБМП в пакет ОСМС будет завершена работа по переходу на преимущественно страховую модель финансирования, где соотношение расходов будет 30% на ГОБМП и 70% на ОСМС (в текущем году соотношение расходов составляет на ГОБМП – 57% и ОСМС – 43%). Таким образом, основная часть обязательств будет перенесена в систему страхования в реализацию принципов солидарной ответственности за здоровье.
В рамках совершенствования пакетов, пересматривается базовый пакет гарантий медицинской помощи, который предусматривает необходимые услуги для диагностики и лечения социально значимых заболеваний за счет государственного бюджета вне зависимости от статуса застрахованности.
Существенная разгрузка пакета ГОБМП повлечет дополнительные расходы в пакете ОСМС. В этой связи, для обеспечения финансовой устойчивости системы на первом этапе - с 1 января 2026 года предлагается повышение верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС (с 10 МЗП до 50 МЗП).
Решение о повышении верхнего предела базы для исчисления взносов в систему ОСМС – необходимый шаг, направленный на обеспечение стабильности и устойчивости системы ОСМС. Эти изменения коснутся не всех, а порядка 9% всех наемных работников и их работодателей.
Этот шаг также важен с точки зрения справедливого распределения финансовой нагрузки.
Таким образом, предлагаемый проект закона позволит:
-
расширить государственные гарантии в части ранней диагностики социально значимых заболеваний;
-
повысить доступность медицинской помощи в системе ОСМС для 1 млн человек;
-
обеспечить простоту и понятность пакетов медицинской помощи, повысить финансовую устойчивость системы здравоохранения с одновременным созданием стимулов для полноценного участия граждан в системе ОСМС.