Министерством здравоохранения РК разработан и вынесен на обсуждение проект Закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения, сообщает Учет.kz.
Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Проект Закона разработан в рамках исполнения Протокола заседания Совета по экономической политике от 14 декабря 2022 года и Протокола совещания по вопросам обязательного социального медицинского страхования Премьера-Министра РК от 20.01.2024 года, Исх. № 16-03/07-1347, в части повышения верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления отчислений и взносов на ОСМС с 2025 года с 10-кратного минимального размера заработной платы до 50 МРЗП.
Проектом Закона внесены изменения и дополнения:
В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»:
№ |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование |
1. |
Часть вторая пункта 2-1 статьи 27 |
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование
… 2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
Статья 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование
… 2-1. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. |
В рамках исполнения Протокола заседания Совета по экономической политике от 14 декабря 2022 года и Протокола совещания по вопросам обязательного социального медицинского страхования Премьера-Министра РК от 20.01.2024 года, Исх. № 16-03/07-1347, в части повышения верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления отчислений и взносов на ОСМС с 2025 года. |
2. |
Пункт 3 статьи 29 |
Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов» 3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.
|
Статья 29. «Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов» 3. Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. При уплате взносов с суммы дохода, равной 50-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.
|
В рамках исполнения Протокола заседания Совета по экономической политике от 14 декабря 2022 года и Протокола совещания по вопросам обязательного социального медицинского страхования Премьера-Министра РК от 20.01.2024 года, Исх. № 16-03/07-1347, в части повышения верхнего предела ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления отчислений и взносов на ОСМС с 2025 года. |
Обсуждение проекта Закона продлится до 07 февраля 2024 года. Свои комментарии и замечания можно оставлять на портале "Открытые НПА".
Однако граждане и предприниматели с первых дней обсуждения проекта высказались против изменений. На что ФОСМС дал дополнительные разъяснения:
На начальном этапе внедрения ОСМС был предусмотрен верхний предел по доходу работника, с которого могут производиться взносы и отчисления в систему обязательного соцмедстрахования. Его размер на сегодняшний день не превышает 10 минимальных заработных плат (МЗП). То есть взносы могут взиматься только с дохода до 850 тысяч тенге. С дохода выше взносы не производятся.
Что изменится?
Для обеспечения принципа справедливости «от каждого по возможностям, каждому по потребностям» Министерством здравоохранения предложено с 2025 года повысить верхний предел с 10 до 50-кратного размера МЗП. По такому же принципу работает пенсионная система, где верхний предел составляет 50-кратный минимальный размер заработной платы.
Зачем повышать верхний предел по доходу?
Сегодня в казахстанской модели ОСМС применяется регрессивное распределение средств. То есть чем меньше доход, тем выше вклад в процентах от дохода. В справедливой системе люди с низкими доходами не должны платить больше, чем люди с большими доходами. Поэтому предлагаемая норма – увеличение верхнего предела до 50 МЗП - предусматривает более справедливое распределение ответственности за расходы на здоровье.
Если говорить цифрами
Сейчас: Работники со средней зарплатой в 300 тыс. тенге оплачивают взнос на ОСМС 6 тыс. тенге.
При доходе в 1,5 млн тенге, что в 5 раз выше средней зарплаты, срабатывает верхний предел в 10 МЗП (850 тыс. тенге), поэтому взнос не превышает 17 тыс. тенге, или 1,1% от дохода.
С дохода в 3 млн тенге, что уже в 10 раз выше средней зарплаты, взнос на ОСМС остается таким же - 17 тыс. тенге, или 0,6% от дохода.
После изменений: Верхний предел с учетом размера МЗП на 2024 год составит 4,2 млн тенге. Чем выше доходы, тем выше ответственность.
Скольких казахстанцев коснется эта мера?
В пять раз взносы на ОСМС увеличатся только для 2,3 тысячи работников, чей доход составляет выше 4 млн 250 тыс. тенге. Это 0,04% всех наемных работников по стране.
В целом данная норма затронет 9% наемных работников, имеющих доходы свыше 850 тыс. тенге. Для 91% работников ничего не изменится.
Что с этого всего получат обычные казахстанцы?
Увеличение отчислений позволит увеличить объемы финансирования расходов на здравоохранение. Сюда относятся и профилактика, и диагностика, и лечение. Станут больше доступны медицинские услуги, внедрение технологий позволит на ранних стадиях предупреждать болезни или позволит спасти жизни.
На сегодняшний день система здравоохранения все еще продолжает сталкиваться с хроническим недофинансированием, что в целом отрицательно влияет на организацию медицинской помощи, на качество и доступность медицинской помощи, а также в целом финансовую устойчивость системы здравоохранения и ОСМС.