Учёт

Новые проблемы на казахстанско-китайской границе

1195

С начала пандемии китайской стороной введены усиленные меры санитарного контроля на границе и ежедневный пропуск транспорта сократился до 20 единиц.

Это привело к резкому скоплению в районе пункта пропуска «Нур жолы» и образованию ежедневной очереди до 1800 автотранспортных средств на выезд из Казахстана в Китай.

Для решения вопроса скопления принят ряд мер, в том числе проведены переговоры с китайской стороной, по результатам которых количество принимаемого транспорта увеличено с 20 до 100 единиц в день.

С 1 июля 2020 года открыты пункты пропуска «Калжат», «Бахты», «Майкапчагай», которые ранее были временно закрыты. Однако перемещение товаров и транспорта не осуществляется по причине закрытия пунктов пропуска с китайской стороны.

На уровне Правительства принят План мероприятий по увеличению пропускной способности пунктов пропуска с КНР, который предусматривает возможность въезда китайских перевозчиков и перевалки товаров в приграничных транспортно-логистических центрах. Китайские водители теперь могут въехать в безвизовом режиме на 24 часа на территорию пункта пропуска.

Одновременно создан «зеленый коридор» для отечественных экспортеров, перемещающих продукцию на экспорт в Китай. Их пропуск осуществляется вне очереди.

Таким образом, приняты все возможные меры, направленные на снижение скопления транспорта на границе, в том числе на Правительственном уровне направлено обращение в Госсовет Китая с предложениями по увеличению товарооборота с Китаем.

После согласования китайской стороной нового порядка перемещения товаров ожидается увеличение количества перемещаемого через границу транспорта до 200 единиц в день и соответственно снижение скопления.

Однако с 20 июля текущего года в связи со вспышками коронавирусной инфекции в Синьцзянь-Уйгурской автономном районе китайская сторона сократила прием транспорта с казахстанской стороны до 10 единиц в день.

Через границу в первоочередном порядке на китайскую сторону пропускаются экспортные товары и перевозчики, направляющиеся за гуманитарными грузами, а также перевозчики с наличием контрактов на перевозку.

Основная масса автотранспортных средств, ожидающих очередь не имеют контрактов на перевозку и ждут въезда в Китай в надежде получить заказ на стороне КНР.

Важно отметить, что железнодорожные пункты пропуска на казахстанско-китайской границе функционируют в штатном режиме и по итогам первого полугодия текущего года наблюдается увеличения объемов ввоза товаров на 18%.

Вместе с тем, 30 июля 2020 года состоялись переговоры государственных органов Казахстана с Народным Правительством СУАР.

На данной встрече казахстанская сторона презентовала модель перегрузки китайских товаров на Казахстанских приграничных транспортно-логистических центрах с учетом строгого соблюдения противоэпидемиологических требований и отсутствия физического контакта.

Данный пункт включен в соответствующий проект протокола, который находится  на рассмотрении китайской стороны.

Также на местном уровне для урегулирования очереди на границе создана рабочая группа из числа представителей органов государственных доходов, пограничной службы и Акимата Алматинской области.

Учитывая, что порядка 80% водителей, ожидающих очереди являются жителями приграничных населенных пунктов, в течении трех недель будет разработано специальное мобильное приложение по организации электронной очереди и водители смогут контролировать очередь в онлайн режиме из дома.

В этой связи, призываем участников внешнеэкономической деятельности при ведении экспортно-импортных операций учитывать возможные риски, связанные с логистикой и заблаговременно прорабатывать с контрагентами вопросы перемещения товаров и заключения контрактов.