Учёт

Новые подходы к развитию конкуренции рассмотрело Правительство РК

1537

На заседании правительства под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина рассмотрены новые подходы к развитию конкуренции, сообщает Учет.kz.

Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) предлагает устранить административные и экономические барьеры, препятствующие развитию конкуренции, через принятие специального закона. Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин представил проект Закона по вопросам развития конкуренции, которым вносятся изменения и дополнения в четыре кодекса и шесть законов.

Законопроект предусматривает новые подходы в развитии конкуренции, направленные на расширение конкурентной среды в базовых отраслях экономики, а также функционирование рынков связи, железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок, услуг аэропортов, АПК, угля, фармацевтики, строительства и других товарных рынков.

Проект Закона направлен на устранение административных и экономических барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Реализация предлагаемых в законопроекте мер позволит в ближайшей перспективе снизить долю участия государства в экономике страны до 14%.

Как сообщил Жумангарин, основная задача на сегодня — это определение роли государства в экономике. Высокая концентрация на ключевых товарных рынках и высокий уровень государственного участия в экономике являются основным барьером на пути развития конкурентной экономики. При этом он выделил 3 основных регуляторных барьера по развитию конкуренции: доступ к ключевой мощности, искажение ценообразования, избирательное покровительство, или фаворитизм.

Он отметил, что дальнейшее направление развития конкуренции — это развитие биржевой торговли.

«Биржевая торговля переведена наконец на цивилизованные рельсы. На сегодня запущены торги бензином, битумом, углём, сжиженным газом. До конца года торговля будет расширяться за счёт авиакеросина, дизтоплива, пшеницы», — подчеркнул глава агентства.

В ходе работы АЗРК выявлен 51 монопольный оператор, из них 47 — с госучастием.

По словам Жумангарина, по 24 из них вводится институт специального права: они будут подлежать жесткому регулированию, ценовому, ограничению иной деятельности, запрету на участие в других компаниях, публичности, возмещению убытков бизнесу при создании. По 18 регулирование не требуется — эти операторы осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. По 9 будут приняты кардинальные меры: по четырём — ликвидация либо приватизация, по пяти — лишение операторства, сохранение их в статусе подведомственных организаций.

Участие государства в экономике составляет 14,8%, более 2 тысяч субъектов квазигоссектора. АЗРК предлагает провести секторальный анализ госсобственности, при котором «вне зависимости от видов деятельности, если сектор созрел, с учетом количества субъектов МСБ, уровня господдержки, его надо полностью приватизировать». Глава агентства привёл в пример стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия благоустройства.

Также предлагается к 2025 году сократить количество госзаданий в два раза, от чего экономический эффект составит более 30 миллиардов тенге.

Жумангарин добавил, что на сегодняшний день идёт персонализация господдержки. В основном поддерживается крупный бизнес. АЗРК намерено разработь конкурентные принципы оказания мер господдержки с учётом доли МСБ, уровня госучастия, наличия барьеров, уровня рыночной концентрации.

Предлагается также развивать биржевую торговлю электроэнергией, расширить конкурентную среду в аэропортовой деятельности: к терминальному обслуживанию планируется свободный доступ; к перронному обслуживанию — минимум два оператора, один из них независимый; на рынках аэропортов с пассажиропотоком более 2 миллионов человек — доступ не менее к трём услугам наземного обслуживания; полностью приватизировать государственные автобусные парки для развития рынка пассажирских перевозок.

«Мы планируем увеличить биржевую торговлю нефтепродуктами до 20 % к 2025 году, сжиженным газом до 100 % уже в следующем году. Экономический эффект — более 1,9 трлн тенге. Увеличение объема централизованных торгов электроэнергией — до 30 % к 2025 году на сумму более 350 миллиардов тенге. Ежегодная экономия средств бюджета — на 20 миллиардов, и 31 миллиард тенге для МСБ. Развитие маркетплейсов: сокращение в 10 раз времени на смену поставщика электроэнергии. Обеспечение к 2025 году свободного доступа к не менее чем 7 услугам наземного обслуживания на территории аэропортов. Обеспечение доступа к кабельной канализации в области связи. Сокращение количества муниципальных автобусных парков в городах республиканского и областного значения до нуля. Сокращение количества госзаданий на 50% к 2025 году. Оптимизация к 2025 году 20 единых операторов. Все это позволит улучшить и развить конкурентную среду в Казахстане», — заключил Жумангарин.

Премьер-министр Аскар Мамин подчеркнул, что развитие конкуренции должно осуществляться путем распространения инструментов биржевой торговли и расширения условий доступа к ключевым инфраструктурным мощностям.

«Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что честная конкуренция является одним из основных принципов, на которых должен базироваться новый экономический курс страны. Поэтому очень важно сформировать новую долгосрочную политику конкурентности. Это требует создания более совершенных условий для конкуренции и широкого применения инструментов «мягкого права», что позволит снизить риски нарушения законодательства», — сказал премьер-министр Аскар Мамин.

Глава правительства отметил необходимость пересмотра норм регулирования деятельности государственных и частных операторов в различных сферах.

Агентству по защите и развитию конкуренции поручено внести проекта Закона по вопросам развития конкуренции в Парламент.