Учёт

Нацбанк будет контролировать работу обменников

1775

Нацбанк принял Постановление от 31 декабря 2019 года № 266 "Об утверждении Правил применения мер надзорного реагирования к юридическим лицам, осуществляющим деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой, и юридическим лицам, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей"

Правила вводятся в действие с 01.01.2020 и приняты в соответствии с законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», от 2 июля 2018 года «О валютном регулировании и валютном контроле», от 3 июля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения».

Согласно Правилам меры надзорного реагирования, определенные подпунктами 1) и 2) пункта 4 статьи 45-1 Закона о банках и банковской деятельности, применяются в соответствии с пунктом 4-1 статьи 45-1 Закона о банках и банковской деятельности, подпунктом 2) пункта 2 статьи 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При определении целесообразности применения мер надзорного реагирования и выборе меры надзорного реагирования учитываются факторы, предусмотренные пунктом 3 статьи 45-1 Закона о банках и банковской деятельности.


Национальный Банк применяет к лицам:

1)    рекомендательные меры надзорного реагирования;

2)    меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков.


Рекомендательные меры надзорного реагирования

Применяются  в случаях, указанных в пункте 1 статьи 45-2 Закона о банках и банковской деятельности, подпункте 2) пункта 2 статьи 22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Рекомендательная мера надзорного реагирования оформляется письмом и содержит основания применения данной меры и уведомление о выявленных недостатках, рисках или нарушениях и (или) рекомендации по устранению выявленных недостатков, рисков или нарушений, и (или) предупреждение о возможности применения иных мер надзорного реагирования в случае повторного выявления Национальным Банком недостатков, рисков или нарушений, а также невыполнения рекомендательных мер надзорного реагирования.


Меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков

Меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков применяются в форме письменного предписания или письменного соглашения.

В письменном предписании указывается на принятие обязательных к исполнению мер, установленных пунктом 1 статьи 46 Закона о банках и банковской деятельности, и (или) на необходимость представления в срок, установленный в письменном предписании, плана мероприятий по их исполнению (далее - план мероприятий).

План мероприятий содержит описание недостатков, рисков или нарушений, причин, приведших к их возникновению, перечень запланированных мероприятий, сроки их осуществления, а также ответственных руководящих работников за исполнение каждого пункта плана мероприятий.

Национальный Банк рассматривает план мероприятий, представленный лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, в срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней после даты его поступления в Национальный Банк.

В случае наличия по представленному плану мероприятий замечаний Национального Банка и (или) если объем планируемых мероприятий превышает 20 (двадцать) мероприятий, срок рассмотрения плана мероприятий продлевается только один раз не более чем на 10 (десять) рабочих дней.

В случае наличия замечаний Национального Банка к плану мероприятий, представленному лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, Национальный Банк направляет по нему письменные замечания и (или) проводит совместные обсуждения с целью доработки плана мероприятий. При этом лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, представляет доработанный план мероприятий с учетом замечаний Национального Банка в сроки, указанные в письме Национального Банка, или в случае несогласия с такими замечаниями представляет свои обоснования.

Национальный Банк в письменной форме одобряет или не одобряет план мероприятий, представленный лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков.

В случае одобрения Национальным Банком представленного плана мероприятий лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, приступает к его реализации.

В случае неодобрения плана мероприятий Национальный Банк применяет к лицу, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков с указанием мер, установленных пунктом 1 статьи 46 Закона о банках и банковской деятельности.

Национальный Банк заключает с лицом письменное соглашение об исполнении мер, установленных пунктом 1 статьи 46 Закона о банках и банковской деятельности.

Письменное соглашение предусматривает соглашение об исполнении мер, указанных в пункте 1 статьи 46 Закона о банках и банковской деятельности, сроки устранения выявленных недостатков, рисков или нарушений и (или) перечень ограничений, которые на себя принимает лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков.

Письменное соглашение подлежит обязательному подписанию лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков. После подписания письменного соглашения лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, принимает на себя обязательства по выполнению его условий в полном объеме и в установленные в нем сроки.

Письменное соглашение составляется в 4 (четырех) экземплярах (по 2 (два) экземпляра на казахском и русском языках), имеющих одинаковую юридическую силу, и направляется с сопроводительным письмом в адрес лица, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков.

Лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, возвращает в Национальный Банк подписанные 2 (два) экземпляра (по 1 (одному) экземпляру на казахском и русском языках) письменного соглашения в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты его получения.

Лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, уведомляет Национальный Банк об:

исполнении мер, указанных в письменном предписании, письменном соглашении, в сроки, предусмотренные данными документами;

исполнении мероприятий, предусмотренных в плане мероприятий, не позднее 5 (пяти) рабочих дней после даты их осуществления, предусмотренной в плане мероприятий.

Исполнение лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, мер и мероприятий, предусмотренных в письменном предписании и (или) плане мероприятий, письменном соглашении, начинается для:

1)    письменного предписания - с даты получения письменного предписания лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков;

2)    плана мероприятий - с даты получения одобренного Национальным Банком плана мероприятий лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков;

3)    письменного соглашения - с даты подписания письменного соглашения лицом, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков.

Если установленные в письменном предписании и (или) плане мероприятий, письменном соглашении сроки исполнения мер и (или) запланированных мероприятий превышают 1 (один) месяц, лицо, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, ежемесячно письменно уведомляет Национальный Банк о поэтапном исполнении мер и (или) мероприятий, предусмотренных в письменном предписании и (или) плане мероприятий, письменном соглашении, с приложением копий подтверждающих документов.

В случае невозможности исполнения мер и (или) мероприятий, предусмотренных в письменном предписании и (или) плане мероприятий, письменном соглашении, в сроки, установленные данными документами, по причинам, не зависящим от лица, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, данное лицо не позднее срока исполнения мер и (или) мероприятий, установленного данными документами, представляет в Национальный Банк ходатайство о продлении срока исполнения мер и (или) мероприятий, предусмотренных в письменном предписании и (или) плане мероприятий, письменном соглашении (далее - ходатайство), содержащее обоснование необходимости продления срока.

Национальный Банк направляет результаты рассмотрения ходатайства лицу, к которому применены меры по улучшению финансового состояния и (или) минимизации рисков, в срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней после даты его поступления в Национальный Банк.

Национальный Банк ведет учет примененных мер надзорного реагирования и размещает информацию о примененных мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) на своем официальном интернет-ресурсе на казахском и русском языках.