Учёт

Наталья Коржова: «Превращать Налоговый кодекс в «дубину» я не собираюсь!»

2401
[center]Наталья Коржова: «Превращать Налоговый кодекс в «дубину» я не собираюсь!»[/center] В стране - расцвет конституционных реформ. В своем Послании народу Казахстана глава государства поставил перед правительством новые масштабные задачи. Разумеется, поручения президента коснулись и Министерства финансов. О том, какой путь выберет Минфин в решении этих задач, мы ведем беседу с Натальей Артемовной Коржовой. Двигаться навстречу друг другу - Уважаемая Наталья Артемовна, легко ли женщине быть министром финансов Казахстана? - Не сложнее и не легче, чем мужчинам. - А в чем, все-таки, сложность? - Работа отнимает много сил, у меня практически нет свободного времени. Министром вообще быть тяжело, тем более - министром финансов. Ответственность огромная. - Давайте перейдем к вопросам, за решение которых вы несете эту ответственность. Как известно, часть затрат на реализацию социального блока Послания президента должна лечь на компании сырьевого сектора, и Минфин уже приступил к анализу пробелов в законодательстве и контрактах с недропользователями. Вы пообещали, что деньги будут изысканы. Значит, уже определен перечень дополнительных льгот и преференций для компаний, которые будут инвестировать социальную сферу. В таком случае как это согласуется с заявлением премьер-министра о необходимости отмены льгот? - Прежде всего я хочу сказать, что за 15 лет независимости мы построили правовую платформу, которая является одной из основ нашей государственности. И среди ее составляющих, безусловно, есть фискальная. Среди недропользователей, работающих в Казахстане, очень много иностранных инвесторов. Они поверили главе государства, поверили в стабильность наших законов, поэтому мы не вправе обманывать ожиданий бизнес-сообщества. Поэтому говорить о "грядущем пересмотре контрактов" в корне неверно. В чем суть нашей работы? В Министерстве финансов создан специальный отдел, который занимается исключительно тем, что на основе материалов проверок, проводившихся за все годы деятельности недропользователей, делает анализ пробелов в контрактах, нарушающих баланс интересов государства и инвесторов. Безусловно, в интересах каждой из сторон сесть за стол переговоров и совместно устранить эти пробелы. Делать эту работу необходимо, поскольку пробелы, часть из которых сложилась исторически, не позволяют недропользователям работать в новом налоговом поле, а нам - получать дополнительные доходы, которые мы могли бы направить на выполнение социального блока Послания президента. Напомню, что, когда инвесторы пришли в нашу страну, они должны были платить во всевозможные фонды - дорожный, пенсионный, фонд социального страхования, массу платежей в другие внебюджетные фонды и, уже вне бюджета, направлять определенные средства на какие-то социальные программы. Согласно же новому законодательству, все деньги от недропользователя должны поступать исключительно в виде платежей в доход бюджета. Но за прошедшее время изменились виды и ставки этих платежей. Поэтому у недропользователей здесь есть прямой интерес. И в первую очередь у тех, кто хочет работать прозрачно, перечислять все в доход бюджета, а не финансировать параллельно с бюджетом какие-то социальные проекты. А если в нашей совместной работе требуется помощь внешнего консультанта, мы можем пригласить независимую консалтинговую фирму, которой недропользователь доверяет. Главное, чтобы инвесторам по-прежнему было комфортно работать в нашей стране. Но и сами инвесторы должны считаться с интересами Казахстана. - Недавно вы пообещали внести в парламент поправки в законодательство, предусматривающие введение налогового и таможенного комитетов в состав центрального уполномоченного органа Минфина, что позволит более детально контролировать работу этих органов. Предусмотрены ли, кроме этого, другие принципиальные поправки, которые реально запретят налоговикам и таможенниками играть по собственным правилам? И почему этот проект разрабатывался так долго, ведь президент заявил о необходимости этого еще в прошлом году? - Законопроект проходил долгую процедуру согласования. Вы знаете, что в соответствии с Законом "О частном предпринимательстве" созданы экспертные группы, в том числе и в нашем министерстве, и мы очень серьезно прислушиваемся к их мнению. Ведь мы не пишем "правила игры" для самих себя. Чем меньше будет налоговых и таможенных барьеров для бизнес-сообщества, чем проще ему будет работать, тем меньше будет различных льгот, поскольку льготы предполагают особые виды администрирования. Образно говоря, чем меньше исключений из правил, тем уже поле для различных коррупционных проявлений… - …и тем меньше чиновников. - И это тоже. Поэтому мы поддерживаем премьер-министра, который, выступая на коллегии Минфина, сказал, что политика в фискальной сфере должна быть направлена на минимизацию льгот, снижение ставок. С этой точки зрения мы, убирая те барьеры, которые сейчас существуют в налоговом и таможенном законодательстве, будем способствовать тому, чтобы бизнесу работалось комфортнее. "Электронный Минфин" - С 1 января 2008 года в Казахстане будет введено всеобщее декларирование. Скажите, что это означает в практическом смысле? - У меня вызывает сильные сомнения дата. Дело в том, что к этому вопросу надо подойти очень серьезно - и с финансовой точки зрения, и с точки зрения технологии. Введение всеобщего декларирования предполагает расширение функций и увеличение объема работы, а также более широкое внедрение и использование информационных технологий. Здесь многое зависит от того, когда будут готовы "электронный Минфин", "электронная налоговая служба". Если успеем до 1 января 2008 года, - а мы к этому очень стремимся, - то так тому и быть. Но официально о дате введения еще не сообщалось, и мы не будем забегать вперед. - Вот вы сказали об "электронном Минфине". Карим Масимов публично предъявил вашему ведомству претензии относительно концепции "электронного Минфина", заметив, что "была проведена красивая презентация, а реальной работы не сделано". Почему его создание затягивается? - Потому что создать "электронный Минфин" - это не просто купить "железо" и написать программный продукт, истратив деньги налогоплательщиков. Кстати, это очень дорогое удовольствие. Надо увязать все в единую технологическую цепочку. К великому сожалению, эта работа серьезно началась только сейчас. Мы приступили к первому ее этапу - проведению реинжиниринга, то есть ревизии того, что у нас уже есть. Мы не сторонники того, чтобы все снести "до основанья, а затем"… Мы хотим адаптировать уже имеющееся и накопленное к новым требованиям, к новым технологиям. Поверьте, это обойдется значительно дешевле. Пользуясь случаем, хочу заметить, что главное в "электронном Минфине" - вовсе не электроника, а люди и технологии. Это бизнес-процесс в госаппарате, переложенный на информационные системы. Что это означает? Вот сейчас у всех на слуху административная реформа. Президент сказал, что госаппарату надо перестраиваться, менять ориентиры, "работать на результат". Задача, которая стоит перед нами: сформировать новую структуру министерства, комитетов, территориальных подразделений. Это означает, что у каждого сотрудника, будь то министр Коржова или рядовой инспектор комитета финансового контроля, должна быть конкретная функция. Он должен четко представлять, что он делает, в соответствии с какой нормой закона, в чем заключается его ежедневная работа, как он отчитался и как получен результат. Все это называется функциональный анализ. Лишние функции должны быть переданы либо в другие министерства и ведомства, либо на нижестоящие уровни самого Минфина, его структурных подразделений. Какие-то функции вообще должны уйти в конкурентную среду. Наши предложения по новой структуре уже готовы и переданы премьер-министру. После того, как он подпишет нормативно-правовой акт, будь то закон или постановление, будет сформирован новый центральный аппарат Минфина. Свои структуры будут и у комитетов Минфина. Вот тогда мы поймем, сколько оптимально человек должны работать в системе. Скажем, налоговиков сегодня насчитывается, условно говоря, 11 тысяч. Из них одна тысяча сотрудников проверяет деятельность недропользователей, дающих основную часть доходов в бюджет. А чем тогда занимаются остальные 10 тысяч? Глубокий анализ позволит нам прийти к выводу, что должна остаться оптимальная численность налоговиков. Высвободившиеся кадры будут востребованы рынком. Уж поверьте мне, сегодня лучшие специалисты финансово-фискальной сферы работают именно в системе Минфина. А вот деньги, которые высвободятся, пойдут, в соответствии с недавним указом президента, на повышение размера оплаты труда оставшихся. Вот это и есть суть административной реформы. Для каждого сотрудника будут разработаны критерии, стандарты и показатели его деятельности, тесно увязанные с системой вознаграждения. И еще. Мы должны понимать, что результат отдельно взятого работника - это еще не результат для системы в целом. Ее эффективность оценивается по другим критериям - "системно-сбалансированным показателям". Выстроенная таким образом система увязывается с информационными технологиями, и создается единый "электронный Минфин". Акция с акциями - В этом году Минфин планирует сместить центр тяжести с малого и среднего бизнеса на сырьевой сектор. Как вы уже сказали, проверки в этом секторе экономики показали: доходы могут быть гораздо больше. Какие конкретно меры будут приниматься в отношении добывающих компаний и не превратится ли намерение Минфина в пресловутую "борьбу с олигархами"? - Да Боже упаси! Мы против такой борьбы, мы - за партнерство. Например, программа "30 корпоративных лидеров" включает в себя, в том числе, и программу Минфина по модернизации финансовой системы, и такие элементы, как минимизация административных барьеров, минимизация ставок, создание транспарентных отношений и с существующими крупными компаниями, и с теми предприятиями, которые появятся вокруг этих тридцати корпоративных лидеров. А что касается проверок, то они всегда были, есть и будут. Государства без контролирующих и фискальных органов не существует. - Вопрос относительно акций, точнее - рынка акций. По мнению председателя АФН, в Казахстане он развивается плохо из-за того, что акции почти не продаются простым гражданам. В прошлом году вы заявили, что компании будут вынуждены продавать акции простым гражданам. Что вы имели в виду - какие-то конкретные механизмы давления? Можно ли цивилизованными методами обязать компании, прежде чем они выйдут на IPO, продавать акции на казахстанской фондовой бирже? - Действительно, фондовый рынок должен начать более активно работать с физическими лицами. Это так называемая "розница", она должна прийти в Казахстан широкомасштабно. И статистические, и налоговые органы хорошо знают, какие доходы получает население, сколько денег лежит на банковских депозитах. Я считаю, что люди с удовольствием будут вкладывать средства в акции, особенно тех компаний, которые в будущем собираются выходить на IPO. Что касается вашего вопроса о компаниях, которые до выхода на IPO должны продавать акции на казахстанской фондовой бирже, то это, конечно, возможно. Но давайте начнем с компаний, на сто процентов принадлежащих государству. Мы уже провели ревизию всей республиканской, а также всей коммунальной собственности и представили в правительство соответствующую информацию. В итоге получили от премьер-министра поручение подготовить перечень тех акционерных обществ, госпакеты акций которых могут быть привлекательны для населения. Сейчас мы этим занимаемся. А граждане страны, живущие и в городах, и в селах, через программу повышения финансовой грамотности населения получат возможность пройти образовательные курсы, чтобы знать, когда и к кому обращаться за консультацией по поводу своих будущих вложений. - В ноябре прошлого года Минфин поставил задачу добиться достоверности учета товаров, ввозимых в Казахстан. Вы тогда отметили, что с Китаем данные по товарообороту расходятся на три миллиарда долларов. Как решается эта задача и можно ли вообще ее решить? - Безусловно, эту задачу можно решить, и мы уже продвинулись в этом направлении. Во-первых, образована совместная китайско-казахстанская рабочая группа по таможенному администрированию. Со стороны Казахстана ее возглавляю я. Мы договорились о возможности совместно контролировать ввозимые в нашу страну и вывозимые от нас грузы и товары. В настоящее время прописывается механизм того, как, в каком порядке мы будем это делать, а еще в порядке эксперимента - на каких постах. Во-вторых, мы начали обмен соответствующей информацией, пока на уровне бумажных носителей, но уже готовимся к тому, чтобы продвинуться и в системе он-лайн, то есть в режиме реального времени. Кроме того, в проекте Таможенного кодекса, который, наконец-то, внесен в парламент, прописан пункт о том, что каждый участник внешнеэкономической деятельности обязан предоставлять декларацию. В ней должно быть четко указано, какой товар он везет и какова цена этого товара. Обратите внимание: раньше он "мог" ее предоставлять таможенникам, а теперь "обязан". То есть мы движемся вперед и сразу - по нескольким направлениям. А когда мы создадим "электронный Минфин", который технологически свяжет все наши структуры и позволит обмениваться информацией с нашими коллегами в Китае, США, - да где угодно! - порядка станет еще больше. - В прошлом году в структуре Минфина собирались создать специальный отдел, который должен был заняться контролем тех 38 предприятий, в том числе и транснациональных компаний, которые работают в Казахстане по индивидуальным договорам, то есть не подчиняются налоговому и таможенному законодательству страны. С какой целью такой отдел создается, и каким будет эффект от его работы? - В Бюджетном кодексе прописано, что любая работа с деньгами налогоплательщиков должна давать эффект на всех стадиях. Если планируете - отчитайтесь, насколько эффективно спланировали! Расходуете - отчитайтесь об эффективности использования. То же самое применительно к контрольным функциям. Раньше вопрос эффективности, увы, как говорят на телевидении, был на "заднем плане". Например, проверили и выявили недоплаченные 10 миллиардов, а взыскали 10 миллионов - вот это неэффективная работа. А причина была в том, что существовали пробелы, о которых я уже говорила. Поэтому проверяемая и проверяющая стороны считали каждая по-своему. И когда мы внесем в этот вопрос полную ясность, в том числе по крупным недропользователям, то тогда в принципе не должно быть такой низкой эффективности деятельности. А еще мы думаем над тем, как сократить число проверяющих и тем самым помочь бизнесу. Ведь сейчас с утра до ночи то санэпидстанция, то прокуратура, то финполиция, то налоговики, то госфинконтроль… Это невозможно выдержать! Поэтому президент постоянно говорит о том, что надо прекратить эти бесконтрольные и нескончаемые проверки. С этой целью в работу финансовых органов сейчас привносится новый подход - проверять только "точки риска". То есть не ходить к каждому юридическому и физическому лицу, занимающемуся бизнесом, а сидеть на своем рабочем месте и заниматься так называемым камеральным контролем - говоря современным языком, "мониторить" динамику деятельности той или иной фирмы. Допустим, она работала, имела какие-то показатели и вдруг почему-то перестала. Что случилось? Почему от эффективно работающего предприятия перестали поступать налоги? Есть повод для проверки. А если ты из года в год видишь, что поступления идут как положено, то незачем туда ходить. Поймите, я Налоговый кодекс в "дубину" превращать не собираюсь. И другим это делать не советую. "Не надо пугать нас кризисами" - В апреле Международный валютный фонд опубликовал отчет о перспективах развития мировой экономики, в котором Россия и Казахстан названы странами, в которых вероятность кризиса банковской системы наиболее велика. Вы согласны с такой оценкой? - Вероятность кризиса существует в любой стране - идеальной модели экономического развития не существует! Если бы она появилась, то мы бы ее сразу адаптировали к условиям Казахстана. Поэтому все разговоры о возможном кризисе - это гадание на кофейной гуще. Я считаю, что нужно не предсказывать кризисы, а планомерно вести работу, с тем, чтобы избежать их. Этим и занимается соответствующая рабочая группа, которая возглавляется Министерством финансов. В ее рамках мы изучаем все возможные факторы риска, разрабатывается конкретный план действий. Агентство финансового надзора своими нормативными актами пытается минимизировать отдельные риски для банковского сектора. В частности, оно повысило требования к тому, чтобы банки меньше заимствовали за рубежом, то есть установило контроль над этим процессом и за тем, чтобы банки увеличивали собственный капитал. То есть ситуация на контроле, но дать какие-то гарантии вряд ли кто-то может. - Ряд экспертов считает, что ситуация на рынке недвижимости напрямую угрожает стабильности экономики страны. Если случится резкое падение цен, то это может вызвать "цепную реакцию" и привести банковскую систему к дефолту. Существует мнение, что надзорные органы, и Минфин в том числе, не уделяют должного внимания госрегулированию этого важнейшего сектора экономики, что способно привести к печальным последствиям. - Сначала скажу о банках. Они диверсифицируют свои кредитные портфели, поскольку, образно говоря, глупо "хранить яйца в одной корзине". И если представить, что вдруг произойдет резкое снижение цен на жилье и рынок обвалится, то я не думаю, что кризис банковской системы наступит только из-за этого. Это во-первых. А во-вторых, есть государственная программа поддержки жилищного строительства, строительной индустрии, с тем, чтобы наладить производство собственных стройматериалов, качественных и дешевых, стимулировать спрос за счет более приемлемых условий ипотечного кредитования для населения. Поверьте мне, ситуация не будет бесконтрольной. - В прошлом году планировался дефицит бюджета в 130-140 миллиардов - и вдруг профицит в 55 милиардов. Это недочеты министерства? - Вопрос о том, почему подобное происходит - из-за издержек в планировании или же роста экономики, - задается очень часто. Я считаю, что присутствует и то, и другое. Ведь при планировании всегда разрабатываются три сценария: пессимистический, оптимистический и, будем говорить, реальный. Обычно за основу берется последний, потому что не все зависит от государства и его экономической базы, ведь мы интегрированы и в общую мировую экономику. И если есть перевыполнение плана по доходам, то на этот случай в Бюджетном кодексе заложена норма об уточнении бюджета. А если еще появляются новые задачи, такие, как поставленные перед нами президентом, то почему бы не внести коррективы в бюджет? Я считаю, что это нормальное явление. - Глава "Самрука" Сауат Мынбаев считает, что из-под действия Закона "О госзакупках" следует вывести предприятия с высокими рейтингами корпоративного управления. В этом вопросе он уже нашел поддержку в парламенте. А как считаете вы? - Это абсолютно правильное предложение, и мы его поддерживаем. Принципы корпоративного управления уже внедрены в отдельных крупных компаниях, они привносятся в "Самрук". Сегодня "Самрук" принял Кодекс корпоративного управления, суть которого заключается в прозрачных процедурах, транспарентности бизнеса, в том числе и в части государственных закупок. И почему бы для компаний, перешедших на такие принципы, не сделать исключение из правил, не снять лишние барьеры для их бизнеса? Платить налоги - это выгодно - В последнее время обсуждаются планы переноса налогового бремени с доходов компаний на доходы физических лиц. Как вы думаете: это вообще возможно в Казахстане на современном этапе - я имею в виду процент "серых" зарплат и все еще низкие доходы большинства наших граждан? - Дело в том, что бизнес будет работать только там, где ему выгодно. И когда бизнесмен видит, что выгоднее сполна платить в бюджет по низкой ставке, поскольку в этом случае он попадет в Реестр добросовестных налогоплательщиков… - А есть такой реестр? - Сегодня есть Реестр недобросовестных налогоплательщиков, а все остальные по умолчанию являются добросовестными. Это обязательно учитывается при проведении конкурсов на государственные закупки. Выгодно позиционировать себя в качестве добросовестного участника экономического процесса еще и потому, что в этом случае тебя не будут без конца теребить проверками. И если эта выгода будет закреплена в законах и нормативных актах, то бизнесмены начнут уходить от "серых" зарплат. Хочу также сказать, что снижение ставки подоходного налога сыграло очень позитивную роль именно с точки зрения вывода доходов "из тени". В первом квартале поступления суммы индивидуального подоходного налога с физических лиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличились на 36 процентов. И, как я уже говорила, сейчас фискальная политика направлена на дальнейшее снижение ставок, сохранение льгот только инвестиционного характера - для специальных экономических зон, индустриальных парков. Вот это сейчас и обсуждается в рамках новой фискальной политики. Что же касается переноса тяжести налогового бремени с юридических лиц на физических, то это лишь одна из фискальных моделей. Пусть докажут ее эффективность. Но, знаете ли, эффективность мин редко кто проверяет на собственных гражданах. - Акция по легализации имущества длится уже почти год. Как вы оцениваете уже полученные результаты и какую сумму в итоге Минфин намерен собрать? - Я сейчас не хотела бы озвучивать цифры. Каждую субботу у нас проходит селекторное совещание, на котором руководитель налоговой службы докладывает о том, сколько мы собрали за отчетный период. Эта информация помещена на сайте Минфина и налогового комитета. Но хочу обратить внимание на другой аспект. Если предыдущая легализация была направлена на то, чтобы получить в бюджет дополнительные средства - потому что тогда нам не хватало денег на реализацию социальных программ, - то нынешняя имеет совершенно другую цель. Главное - помочь бизнесу вовлечь в оборот то, что у него сегодня находится "в тени". И помочь обычным людям, в рамках Программы повышения всеобщей финансовой грамотности, понять, что деньги должны не лежать "в чулке", а работать, давать прирост. Людям дана уникальная возможность легализовать и пустить в оборот те деньги и недвижимость, которые до этого времени были нелегальными. - Вот пример из жизни. Я знаю одного старика, заслуженного пенсионера, который имеет 16 соток земли, но боится их легализовать… - Видите ли, это связано с вопросом о всеобщем декларировании. Рано или поздно мы к нему придем, поскольку прозрачность должна быть во всем. Президент, выступая на совете иностранных инвесторов, призвал присоединиться к "Инициативе прозрачности Тони Блэра", а это касается не только крупного, но и среднего, малого бизнеса. Мы говорим о том, что прозрачной становится власть, которая пересматривает свои государственные активы и передает их в конкурентную среду. Мы сегодня говорим о "прозрачности" людей, о том, что они должны работать сами на себя путем легализации имущества, земли, других активов. Мы говорим им: станьте "прозрачными", то есть порядочными, потому что завтра будет всеобщее декларирование. К вам все равно придут, спросят: от какой деятельности вы получаете свои доходы? Лучше сейчас воспользоваться легализацией, чем потом ходить по судебным инстанциям. А если гражданин чего-то боится, то он может записаться на прием к акиму, к министру. Лично я готова принять. Телефон моей приемной в Астане 71-72-99. - Я знаю, что финансисты называют вас лучшим министром финансов независимого Казахстана. Как вам это удалось? - Бесконечным трудом, бесконечной борьбой. У всех на слуху, что налоговики, таможенники, ревизоры из госфинконтроля обижаются на меня: мало рассказываю об их успехах! Успехи есть, но пока нам вообще рано чем-то хвастать. Мы еще только строим такую финансовую систему, какая должны быть в стране, стремящейся войти в число 50 наиболее конкурентоспособных государств. Мне и моим коллегам помогает то, что есть политическая воля президента - сделать наше государство таким, каким мы хотим его видеть, каким мы хотим его оставить в наследство своим детям. А чтобы решить эту задачу, должна быть сплоченная команда, "передовой отряд на марше". И я рада, что сегодня в правительстве такая команда сложилась - легче работать, когда чувствуешь рядом плечо товарища! - Большое вам спасибо за столь подробные и квалифицированные ответы. Желаю вам удачи.