Учёт

Налоговый кодекс – 2018: сокращение налоговых проверок, оптимизация возврата НДС, введение режима фиксированного вычета, снижение ставки по патенту до 1%

4166

12 сентября прошло заседание Правительства, под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева.

На заседании выступили:

Министр финансов Бахыт Султанов о либерализации взаимоотношений между государством и налогоплательщиком, предусмотренной в новом проекте Налогового кодекса и сопутствующем законопроекте;

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов об изменениях в идеологии налогообложения, которая будет направлена на защиту добросовестного налогоплательщика, стимулирование различных секторов экономики и упрощение администрирования.

     

   Налоговый кодекс 2018 

 текст, разъяснения, полезная информация
   
 

В целях стимулирования повышения налоговой дисциплины кардинально пересматривается система управления рисками. Вводится дифференцированный подход к налоговому администрированию для разных категорий налогоплательщиков.

«Следует отметить, что категорирование налогоплательщиков во многих странах мира является конфиденциальной, «закрытой» информацией. Мы же предлагаем внедрить комбинированную модель, предусматривающую и «открытые критерии», которые будут служить налогоплательщикам ориентиром для вхождения в «зеленую зону» низкой степени риска и предупреждением от попадания в «красную зону», — отметил Бахыт Султанов.

Проектом предусмотрен новый вид взаимодействия с крупными налогоплательщиками, основанный на принципах доверия и открытости — Горизонтальный мониторинг. Такой подход является одним из прогрессивных методов администрирования, используемых в странах  ОЭСР.

В законопроекте заложены основные условия для принудительной ликвидации бездействующих налогоплательщиков. С целью обеспечения открытости данной процедуры информация о принудительной ликвидации будет заблаговременно размещаться в СМИ, и проводиться работа с претензиями потенциальных кредиторов этих компаний.

«В части налоговых проверок, предусмотрены меры, направленные на существенное сокращение их количества и повышения качества»,— подчеркнул министр.

В частности, на 56% сокращены основания для проведения внеплановых проверок.

Проектом Кодекса предусматривается либерализация лицензионного контроля. Также предусматриваются меры по оптимизации процедур возврата НДС.

В сопутствующем законопроекте в части администрирования предусмотрены поправки в ряд законодательных актов.

«В завершение хочу отметить, что все новшества по совершенствованию администрирования безусловно положительно повлияют на развитие бизнеса и обеспечат переход от фискальных методов работы налоговых органов к партнерским отношениям с бизнесом», — заключил министр.

Согласно новому кодексу все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Этот принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры. Также предлагается не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, и по которому впоследствии изменилась позиция. Помимо этого бизнесу будет предоставлено больше времени для изучения изменений законодательства. Предлагается, все возникающие поправки вносить консолидировано одним законопроектом — это даст возможность бизнесу быть осведомленным обо всех изменениях налогового кодекса.

Для развития малого и среднего бизнеса предусматривается сохранение действующих специальных налоговых режимов. При этом предлагается новый альтернативный режим — фиксированного вычета. Это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Компания сможет вычитать без подтверждения половину своей выручки, а если начнет вести учет расходов, то получит премии (вычеты) за подтверждение расходов.

Также в рамках режима «упрощенной декларации» требование по размеру дохода станет одинаковым для физических и юридических лиц. Кроме того, в патенте снижается ставка с 2% до 1% — это делается для снижения налоговой нагрузки в связи с введением взносов ОСМС.

В сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку. Предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли. Планируется отмена бонуса коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование.

В части реального сектора экономики предлагаются льготы по НДС для автомобилестроения в рамках специального инвестиционного контракта (СИК). Так, будут освобождены от НДС импорт комплектующих (сырья и материалов), а также оборот по реализации произведенных в СИК товаров. Также, передача имущества в финансовый лизинг освобождается от НДС, если передаваемое имущество приобретено без НДС и входит в перечень товаров для СИК.

Также, предусматривается ряд стимулирующих мер для оздоровления финансового сектора, привлечения инвестиций и увеличения льгот участникам специальных экономических зон. В частности предлагается продлить режим экстерриториальности для участников СЭЗ «ПИТ» на срок до 2028 года и привязать условия по льготе на социальный налог к соотношению расходов на оплату труда к общим расходам.

В целом ожидается, что с принятием налоговых новшеств уменьшатся налоговые споры, снизится число проверок, будет упрощено администрирование. Налоговая политика станет более ясной и предсказуемой.  

Данный Проект Налогового кодекса направляется в Парламент на рассмотрение.

Смотрите также:

Одобренный текст НК, сравнительную таблицу, сопутствующие изменения


Полный текст выступления Министра финансов



Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!

Құрметті отырысқа қатысушылар!

«Қазақстанның Үшінші жаңғыруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» атты Мемлекет басшысының жолдауында салықтық әкімшілендіру тетіктерін жетілдіруді талап ететіні атап өтілген.

Осы мақсатта Салық кодексінің жобасында бірқатар жаңа өзгертулер көзделуде. Кодексті жазу барысында бизнес қоғамдастықтардың, салалық қауымдастықтардың және тәуелсіз сарапшылардың барлық ұсыныстары жан-жақты қарастырылып, талқыланды.

Жаңа салықтық әкімшілендірудің тұжырымы – мемлекет пен салық төлеуші арасындағы қатынастарды либерализациялау болып анықталған. Адал салық төлеушілерді тексеруді азайту және салық төлеушілердің салық міндеттемелерін өз еркімен орындауға ынталандыратын шараларды көбейту көзделген.

         С целью установления ясных правил взаимодействия между органами госдоходов и налогоплательщиком вводятся такие принципы налогового администрирования, как:

1) принцип законности;

2) принцип эффективности;

3) принцип риск ориентированного администрирования.

Предлагается для субъектов малого и среднего бизнеса сократить с 5-ти до 3 лет срок исковой давности, в течение которого могут быть пересмотрены и дополнительно исчислены ранее уплаченные суммы налогов.


В целях стимулирования повышения налоговой дисциплины кардинально пересматривается система управления рисками. Вводится дифференцированный подход к налоговому администрированию для разных категорий налогоплательщиков.

К первой категории, которую мы назвали «зеленая группа», будут отнесены налогоплательщики с низкой степенью риска. По ним не будут проводиться проверки, предусматриваются послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможности участия в горизонтальном мониторинге и т.д.

К группе средней степени риска будут применяться умеренные механизмы администрирования, направляться извещения, а в случае неисполнения, меры налогового контроля.

И наконец, к третьей группе или к так называемой «красной зоне» будут относиться налогоплательщики с высокой степенью риска. Проще говоря, здесь будут находиться злостные неплательщики. К ним будут приниматься повышенные меры внимания и мгновенное реагирование органов госдоходов в случаях ненадлежащего исполнения налоговых обязательств.

Следует отметить, что категорирование налогоплательщиков во многих странах мира является конфиденциальной, «закрытой» информацией. Мы же предлагаем внедрить комбинированную модель, предусматривающую и «открытые критерии», которые будут служить налогоплательщикам ориентиром для вхождения в «зеленую зону» низкой степени риска и предупреждением от попадания в «красную зону».

Проектом предусмотрен новый вид взаимодействия с крупными налогоплательщиками, основанный на принципах доверия и открытости - Горизонтальный мониторинг. Такой подход является одним из прогрессивных методов администрирования, используемый в странах ОЭСР.

Данная процедура прошла долгое и тщательное изучение. Мы ее обсуждали с бизнесом, и пришли к обоюдному пониманию преимуществ таких партнерских отношений. Открывая доступ к информации, бизнес взамен получает ряд преимуществ.

Во-первых, налоговики откажутся от проведения налоговых проверок.

Во-вторых, деятельность налоговиков станет более услугоориентированной. Они будут консультировать налогоплательщиков по возникающим вопросам и сопровождать правильное исполнение налоговых обязательств.

В третьих, предусматривается освобождение от ответственности в случае, если в результате консультаций допущено занижение сумм налогов.

И наконец, для участников горизонтального мониторинга упрощается СУР таможенного администрирования.

Как Вам известно, для многих предпринимателей закрыть компанию намного сложнее, чем открыть ее. Это привело к большому количеству бездействующих налогоплательщиков. В этой связи, в законопроекте заложены основные условия для их принудительной ликвидации.

С целью обеспечения открытости данной процедуры информация о принудительной ликвидации будет заблаговременно размещаться в СМИ, и проводиться работа с претензиями потенциальных кредиторов этих компаний.

В части налоговых проверок, предусмотрены меры, направленные на существенное сокращения их количества и повышения качества.

В частности, на 56 % сокращены основания для проведения внеплановых проверок (с 32 до 14).

Улучшены условия для осуществления проверок аудиторскими организациями, когда бизнес проверяет бизнес (порог по СГД увеличен до 150 000 МРП и не лишать лицензии за нарушения при проведении аудита).

Деятельность физических лиц, занимающихся частной практикой, будет прекращаться без проведения налоговой проверки (на основе камерального контроля).

В настоящее время много нареканий и споров вызывает процесс лицензирования алкогольной продукции. Проектом Кодекса предусматривается либерализация лицензионного контроля. Не будут проводиться предлицензионные  обследования и проверки, предполагается переход на постлицензионный контроль на основе СУР.

Проектом предусматриваются меры по оптимизации процедур возврата НДС.

Сроки возврата сокращаются до 30 рабочих дней по налогоплательщикам, применяющим систему электронные счета-фактуры.

По поставщикам, выписывающим электронные счета-фактуры, не будут проводиться встречные проверки.

Исключается требование по финансовому обеспечению управляющих компаний в специальных экономических зонах и пр.

Предусмотрен механизм возврата дебетового сальдо по приобретенным товарам внутри страны, путем введения контрольного счета НДС, применение которого будет добровольным.

Возврат всего дебетового сальдо по товарам, приобретенным внутри страны, будет способствовать поддержке отечественных производителей. Это, в свою очередь, повысит наш показатель по рейтингу «Doing Business», на который негативно повлияло отсутствие возможности у налогоплательщиков возврата дебетового сальдо по НДС.

И наконец, предложенный механизм позволит минимизировать мошеннические схемы с использованием фиктивных счетов-фактур.

В сопутствующем законопроекте в части администрирования предусмотрены поправки в ряд законодательных актов.

Изменения в Закон о трансфертном ценообразовании предусматривают введение 3-уровневой системы отчетности для участников международной группы. Они относятся к выполнению рекомендаций ОЭСР (BEPS) и направлены на обеспечение прозрачности международных операций.

В целях снижения репрессивности норм действующего Кодекса об административных правонарушениях, снижен размер санкций за занижение авансовых платежей по КПН с 40% до 20%. Отменена норма по лишению лицензии аудиторских компаний по альтернативным проверкам.

В завершении хочу отметить, что все новшества по совершенствованию администрирования безусловно положительно повлияют на развитие бизнеса и обеспечат переход от фискальных методов работы налоговых органов к партнерским отношениям с бизнесом.