В НПП «Атамекен» на рассмотрение поступил проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников», инициированный депутатами Сената Парламента РК, сообщает Учет.kz.
В частности, проектом Закона предлагается:
- Введение административной ответственности за отсутствие согласительной комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в размере на должностных лиц – 30 МРП, на субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации – 60 МРП, на субъекты среднего бизнеса - 80 МРП, крупного – 150 МРП (в действующем законодательстве ответственности нет).
- Введение административной ответственности за допуск работников на строительную площадку на всех этапах процесса строительства объектов, в том числе производства строительно-монтажных работ, не оборудованных в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, влечет предупреждение.
- Регистрация проверок соблюдения трудового законодательства в органах правовой статистики и специальных учетов в течение 3 рабочих дней.
- увеличение пени за невыплату заработной платы до 5-кратной базовой ставки Национального банка Республики Казахстан за каждый просроченный календарный день (в действующей норме размер пени рассчитывается исходя из 1,25 % кратной базовой ставке НБ РК).
- Установление предельного уровня соотношения между максимальной месячной заработной платой и месячной заработной платой других работников в организации: не должен превышать 10-кратного размера (например, если в компании работник получает 60 000 тенге, то максимальный уровень заработной платы в компании будет 600 000 тенге).
- Увеличение оплаты работы в праздничные и выходные, за работу в ночное время не ниже, чем в двойном размере исходя из дневной ставки работника (действующая норма не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной ставки).
- Оплата простоя по вине работодателя в полном размере (в действующей норме не менее 50% от средней заработной платы работника).
- Обязательное согласование актов работодателя, определяющих системы оплаты труда, с представителями работников (в действующем законодательстве работодатель в случаях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения представителей работников).
- Исключение смешанной ответственности сторон при расследовании несчастного случая (в действующем законодательстве применяется смешанная ответственность и степень вины работника и работодателя определяется в процентах).
Работодатели выполняют не свойственные им функции: функции страховой компании, функции пенсионного и медицинского обеспечения.
Необходимо также отметить, что помимо указанных затрат предприятия несут также и дополнительные добровольные финансовые расходы по отраслевым соглашениям и коллективным договорам.
Увеличение социальной ответственности на предпринимателей может привести к сокращению издержек:
- зарплата в конвертах;
- сокращение численности работников;
- вывод сотрудников из штатной численности (договоры ГПХ);
- использование труда заемного персонала;
- отказ в трудоустройстве «проблемного» работника.
Концептуальная модель действующего Трудового кодекса строилась на оптимальном сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений.
Указанная модель соответствует трудовым стандартам ОЭСР («Руководящие принципы, касающиеся международных инвестиций и многонациональных предприятий», одобренные резолюцией Совета ОЭСР 21 июня 1976).
Учитывая изменения на фоне влияния процессов глобализации на экономику Казахстана, воздействие антироссийских санкций на экономику нашей страны и признавая, что основной задачей стратегии трудовой политики и главным критерием ее эффективности является защита прав и интересов всех субъектов трудовых отношений, полагаем необходимым создание таких правовых условий, которые будут направлены на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономический рост, повышение производительности труда, что в свою очередь положительно скажется на развитии предпринимательства, рынка труда, привлечения иностранных инвестиций.
В случае, если имеются предложения и (или) замечания, просим направить их на электронную почту a.dzhussupova@atameken.kz или позвонить по телефону 8 (7172) 91 93 45 до 11 июля 2022 года.