Учёт

Монополизация рынков через договоры государственно-частного партнерства

1727

На январской встрече с представителями крупного отечественного бизнеса Глава государства отметил необходимость перезагрузки государственно-частного партнерства (ГЧП), подчеркнув, что этот механизм по существу стал инструментом обхода процедур госзакупок, в то время как на бюджет перекладываются все предпринимательские риски. Тогда Президент поручил Правительству выработать новые современные подходы к ГЧП, сообщает Учет.kz.

В рамках деятельности Агентством по защите и развитию конкуренции выявлены факты, когда уполномоченные органы делегировали свои контрольные функции частному партнеру, тем самым наделяя его исключительным правом на оказание платных услуг при реализации государственной функции. Яркими примерами такой монополизации являются проекты ГЧП в виде Центра учета ставок, ИС «Qoldau» и другие. Кроме того, механизм отбора проектов ГЧП путем прямых переговоров позволяет на длительное время определять такого рода «оператора», а созданные проектами ГЧП информационные платформы не являются собственностью государственных органов.

Также установлено, что реализация проектов ГЧП приводит к появлению частной монополии, заключающейся во взимании платы за счет законодательного требования к участникам рынка. Участие частного партнера предполагает сбор, обработку данных, используемых в рамках государственного контроля, что противоречит нормам Административного процедурно-процессуального кодекса.

В настоящее время АЗРК подготовило ряд предложений, основная суть которых направлена на обязательную передачу в собственность государства создаваемых при заключении ГЧП информационных платформ, а также обеспечение недискриминационного доступа и возможность конкуренции при реализации подобных проектов.