Учёт

Министр финансов РК рассказал как выявляются налоговые нарушения

2102
О ходе цифровизации налогового и таможенного администрирования рассказал Министр финансов РК Е.Жамаубаев на Правительственном часе в Мажилисе 20 декабря 2021 года, сообщает Учет.kz

Одной из важных составляющих национальной системы прослеживаемости товаров является «Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования».

Она поэтапно внедрена с 2018 года в целях перехода на электронное таможенное декларирование товаров и транспортных средств.

Сейчас «АСТАНА-1» является ключевой системой всех таможенных процессов от ввоза до выпуска товаров.

Уже видны положительные результаты. Так, все таможенные декларации представляются в электронном виде. Ранее декларация и документы подавались на бумажном носителе.

Более 82% таможенных деклараций выпускаются за 1 минуту в автоматическом режиме.

При этом участником внешнеэкономической деятельности она подается самостоятельно с любой точки мира в любое удобное время, не выходя из офиса или дома.

Система доступна в режиме 24/7.

Цифровизация таможенного администрирования невозможна без модернизации таможенной инфраструктуры.

На сегодняшний день функционирует Ситуационный центр. Он осуществляет полный мониторинг процессов на государственной границе, контролирует таможенные досмотры на основе Системы управления рисками.

За период работы выявлено более 5 тысяч нарушений и дополнительно взыскано 11 млрд тенге.

С учетом приоритетности таможенной стоимости при проведении контроля и необходимости снижения контактов был создан Центр электронного декларирования. Его деятельность направлена на обеспечение единой цены по всей республике и, соответственно, равных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

В дальнейшем Ситуационный центр и Центр электронного декларирования будут объединены в Главное диспетчерское управление.

В нем будет осуществляться автоматизированный мониторинг за таможенными операциями с применением искусственного интеллекта, способного автоматически анализировать рентгеновские снимки инспекционно-досмотровых комплексов.

Необходимо отметить, что на сегодня многие таможенные посты морально и физически устарели, и не соответствуют современным стандартам.

В  связи с этим начата модернизация и техническое дооснащение 9 автомобильных и 1 железнодорожного пунктов пропуска и создание Главного диспетчерского управления Комитета государственных доходов.

К настоящему моменту имеется два действующих современных пункта пропуска.

Первый пункт пропуска «Нур Жолы» на границе с Китаем.

Второй пункт пропуска «Б. Конысбаева» на границе с Узбекистаном.

Создаются максимально удобные и благоприятные условия для бизнеса через внедрение Системы электронной очереди при пересечении пунктов пропуска.

Перевозчики заблаговременно бронируют время пересечения границы и подъезжают в назначенное время.

Это позволяет повысить грузопотоки и устранить эффект «узкого горла».

Одним из действенных инструментов сокращения доли теневой экономики и увеличения налоговых поступлений в бюджет является создание национальной системы прослеживаемости товаров.

Она объединяет действующие информационные системы и следующие компоненты:

  • ИС «АСТАНА-1»;

  • ИС «Маркировка товаров»;

  • ИС «Электронные счета-фактуры»;

  • Навигационные пломбы;

  • Онлайн-ККМ.

Наиболее эффективным инструментом в дистанционном администрировании стало внедрение системы «Электронные счета-фактуры».

Она позволяет отслеживать все сделки по товарам и услугам компаний и одновременно проверять полноту отражения их доходов.

Система работает в онлайн-режиме. С момента запуска системы выписано порядка 800 млн счетов-фактур.

Используя данную систему, Комитет государственных доходов осуществляет автоматический камеральный контроль.

Здесь применяются Система управления рисками, аналитические программы и информационные ресурсы.

Она позволяет выявлять нарушения дистанционно и выставлять уведомления о нарушениях.

Предпринимателям предоставлена возможность устранить эти нарушения самостоятельно.

Работники органов государственных доходов не ходят на проверки.

В результате:

  • обеспечен рост эффективности камерального контроля;

  • 550 млрд тенге самостоятельно оплачено субъектами в бюджет без выхода на проверку.

В ходе анализа также выявляются фирмы однодневки, выписывающие фиктивные счета-фактуры. Сейчас насчитывается более 8 тысяч таких налогоплательщиков.

Обороты по этим компаниям составили почти 2,8 млрд тенге.

В случае необходимости информация по этим компаниям передается в Агентство по финансовому мониторингу. Если есть уголовное составляющее, сотрудники Агентства проводят расследования и передают дела в суд.

В целом, система позволяет улучшить собираемость налогов, реагировать оперативно на налоговые нарушения и выявлять признаки лжепредпринимательства.

Кроме того, с июня 2021 года совместно с НПП «Атамекен» запущен сервис «Индекс добросовестности налогоплательщиков». Его цель заключается в повышении бдительности предпринимателей при выборе контрагента. Налогоплательщик должен знать своего партнера по бизнесу.

Согласно международной оценке Billentis, Казахстан вошел в состав стран-лидеров по развитию системы электронных счетов-фактур E-Invoicing, специализирующейся на анализе отрасли электронного документооборота.

Система и дальше будет совершенствоваться.

Для предотвращения возможных нарушений применяется система управления рисками.

Всего в системе обработано более 14 млрд цифровых документов. Это и электронные счета-фактуры, чеки ККМ, информация из баз данных, формы налоговой отчетности, таможенные декларации и другие.

Система позволяет выявлять отклонения и аномалии.

Она наделена инструментами аналитики больших данных и интеллектуального анализа с возможностью машинного обучения.

Таким образом, СУР позволяет максимально исключить ручную обработку данных, автоматизировать бизнес-процессы.

На сегодня создано 116 различных моделей рисков.

Производится категорирование налогоплательщиков с разной степенью рисков. Проводится отбор налогоплательщиков на проверку и автоматический камеральный контроль.

Все это благоприятно сказывается на эффективном фискальном администрировании.

Больше всего в системе управления рисками подвергаются обработке контрольно-кассовые чеки.

С прошлого года произведен повсеместный переход на применение онлайн-ККМ. В настоящее время её доля достигла 98% из всех зарегистрированных контрольно-кассовых машин.

Внедрение онлайн-ККМ дает возможность предпринимателям в дистанционном режиме просматривать все денежные расчеты в своей деятельности, т.е. отпадает необходимость ведения книги наличных денег.

Услуга постановки/снятия онлайн-ККМ автоматизирована.

Для покупателей создана возможность проверки чека на подлинность.

За счет выручки из сведений кассовых аппаратов и налоговой отчетности за 2 года поступило в бюджет более 60 млрд тенге дополнительных налогов.

Также реализован функционал по визуализации сведений применения онлайн-ККМ. Это позволяет выявлять предпринимателей, которые нерегулярно выбивают чеки.

Здесь важно вовлекать гражданское общество в борьбу с теневой экономикой. Есть положительный опыт по стимулированию населения сообщать о нарушениях в торговле и услугах, либо стимулирование через проведение акций и розыгрышей.

Все это позволяет улучшить администрирование и увеличить поступления в бюджет.

С 2021 года успешно запущен первый этап всеобщего декларирования. Мы первые из стран СНГ внедрили данную процедуру.

Целью всеобщего декларирования является создание эффективной системы контроля доходов и имущества физических лиц.

В целях безболезненного внедрения этой процедуры, до запуска первого этапа, мы интегрировали свои системы с базами данных уполномоченных органов.

Максимально упростили процедуры декларирования и саму форму декларации.

На сегодня имеются различные способы представления декларации: через «Кабинет налогоплательщика», «Портал электронного правительства» и мобильное приложение «Е-Salyq-Azamat».

Проводятся соответствующие разъяснительные работы с населением посредством социальных сетей, Zoom-конференций, Контакт-центра, официального сайта КГД и через СМИ.

По итогам 1 этапа сдали декларации 497 тысяч человек.

Необходимо отметить, что самым популярным сервисом представления декларации стало мобильное приложение «Е-Salyq-Azamat», по которому было сдано 54% всех деклараций.

Мобильное приложение «Е-Salyq-Azamat» запущено для удобства исполнения гражданами своих налоговых обязательств.

Его можно абсолютно бесплатно скачать пользователям смартфонов. На сегодняшний день в приложении зарегистрировано 800 тыс. пользователей.

Преимущества и возможности данного приложения:

1) Простота уплаты налогов гражданами. Ранее налогоплательщику необходимо было идти в налоговый орган, стоять в очереди, заполнять множество реквизитов для оплаты налога, оплачивать комиссию.

Посредством мобильного приложения «E-salyq-Azamat» оплата налогов производится в течение 2-3 минут.

Сервис «Налоговый кошелёк» позволяет автоматически зачислять налоги по мере возникновения обязательств.

Помимо оплаты налогов, здесь можно узнать наличие переплаты, текущую и предстоящую сумму налогов.

2) Корректировка сведений по объектам налогообложения.

Приложение «E-salyq-Azamat» интегрирован с системами МВД, МСХ и «Правительство для граждан».

При наличии некорректных сведений в реквизитах объектов налогоплательщик имеет возможность в этом же сервисе направить онлайн-заявку в соответствующий госорган для актуализации.

Статус заявки можно проследить в этом же приложении.

3) Сдача декларации о доходах физических лиц, о которой я говорил выше.

4) Реализованы сервисы по онлайн-бронированию, проверки на наличие штрафов, запрета на выезд и частые вопросы.

Пользуясь случаем, я еще раз призываю население более активно пользоваться данным приложением.

Аналогичное мобильное приложение «E-Salyq-Business» разработано для субъектов малого предпринимательства.

Преимущества и возможности приложения «E-Salyq-Business» заключаются в следующем:

1. Регистрация налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Автоматический расчет налогов и социальных платежей, предварительное заполнение упрощенной декларации.

Расчет налогов осуществляется приложением как за самого предпринимателя, так и за его работников.

3. Простота уплаты налогов.

4. Получение уведомлений и справок.

Ранее предпринимателям приходилось обращаться физически за справками в налоговые органы, теперь можно будет всё получить в данном мобильном приложении в режиме онлайн.

5. Прекращение осуществления предпринимательской деятельности производится в упрощенном порядке автоматически.

Таким образом, с помощью мобильного приложения  «E-Salyq-Business» предприниматели смогут получить весь спектр услуг дистанционно, без посещения налоговых органов.

В настоящее время проходит пилот в 2-х регионах.

Около 7 тыс. пользователей скачали данное приложение.

С 1 января 2022 года данное мобильное приложение будет запущено повсеместно для всех индивидуальных предпринимателей.

В целом планируется максимально охватить индивидуальных предпринимателей в данном мобильном приложении.

Внедрение цифровых технологий является нашей приоритетной задачей

Все эти меры влияют на увеличение поступлений в бюджет.

Так, в 2019 году поступления увеличились на 916 млрд тенге.

В 2020 году обеспечен дополнительный рост на 710 млрд тенге, а в этом году ожидаются поступления в размере 800 млрд тенге.