Учёт

Казахстанская компания занизила таможенную стоимость в 10 раз и уклонилась от уплаты налогов в 22,6 млн тенге

1693
В начала 2022 года Центром электронного декларирования дополнительно взыскано в бюджет 9,4 млрд тенге таможенных платежей и налогов. В Комитете государственных доходов прокомментировали статью с заголовком «Центр электронного декларирования не оправдал ожиданий», опубликованную 19.05.2022 г. НПП «Атамекен», сообщает Учет.kz.

В 2021 г. в целях реализации пункта 38 «Плана нации - 100 конкретных шагов», утвержденных Программой Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года, в рамках развития системы электронного декларирования и сокращения времени обработки таможенных деклараций в составе Комитета государственных доходов МФ РК создан Центр электронного декларирования, который осуществляет деятельность в круглосуточном режиме, в том числе в выходные и праздничные дни.

В основу создания Центра был принят успешный международный опыт развитых стран по централизации таможенного контроля.

Основным преимуществом создания этого Центра в Республике Казахстан является концентрация в одном месте таможенного контроля на товарах и участниках внеэкономической деятельности (далее – участник ВЭД), имеющих статус высокого риска.

Благодаря работе Центра актуализирована Система управления рисками, что в свою очередь положительно отразилось на снижении нагрузки для добросовестных участников ВЭД.

Так, 82% всех таможенных деклараций выпускается за 1 минуту в автоматическом режиме, и лишь в отношении 18% таможенных деклараций проводится контроль таможенной стоимости товаров.

При этом более половины таможенных деклараций, в отношении которых назначен контроль таможенной стоимости товаров, выпускается Центром с применением основного метода определения таможенной стоимости (метод 1).

С созданием Центра электронного декларирования полностью исключен контакт должностных лиц органов государственных доходов с участниками ВЭД и таможенными постами. Взаимодействие осуществляется исключительно посредством автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования, что позволяет осуществлять контроль за правомерностью действий должностных лиц Центра.

Для удобства и оперативного реагирования на обращения участников ВЭД Комитетом государственных доходов МФ РК созданы специализированные телеграм-чаты, в которых участники ВЭД могут получить информацию по интересующим вопросам, касающимся таможенных деклараций.

С целью контроля за своевременным и качественным предоставлением информации в данных чатах руководством Центра на регулярной основе осуществляется мониторинг поступающих обращений. При этом ни одно обращение не остается без внимания и предоставления ответа.

Как известно, в соответствии со статьей 119 ТК ЕАЭС минимальный срок для выпуска товаров составляет 4 часа с момента регистрации таможенной декларации.

Вместе с тем при активной работе Центра в круглосуточном режиме среднее время срока выпуска товаров сокращено до 2 часов.

Достижению данного показателя в том числе послужило внедрение автоматизированного сопоставления сведений, поступающих из страны отправления товаров, при взаимном обмене информацией.

На сегодняшний день Комитетом государственных доходов МФ РК заключено 8 международных договоров об обмене информацией из экспортных таможенных деклараций страны отправления товаров в режиме реального времени.

В частности, учитывая значительное расхождение в «зеркальной статистике» взаимной торговли, Центром активно проводится работа по администрированию информации, поступающей в рамках договоров, заключенных с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (далее - ГТУ КНР).

По результатам проводимой работы наблюдается положительный эффект в части предотвращения потерь бюджета от недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, а также снижение в расхождениях в «зеркальной статистике».

В частности, при таможенном контроле выявлены факты значительного занижения декларантами таможенной стоимости товаров.

К примеру, казахстанской компанией импортированы хозяйственные товары из КНР стоимостью 41,8 тыс. долл. США, при этом, по сведениям, предоставленным ГТУ КНР, стоимость товара при экспорте в РК составила 171,4 тыс. долл. США.

Таким образом, казахстанской компанией таможенная стоимость занижена в 4 раза, или на 129,6 тыс. долл. США. Сумма таможенных платежей и налогов, подлежащая взысканию, составила более 12 млн тенге.

Аналогично другой компанией по товару «ткани» при таможенной стоимости 241 тыс. долл. США заявлена таможенная стоимость в 24 тыс. долл. США, соответственно, стоимость товаров занижена в 10 раз. Сумма таможенных платежей и налогов, подлежащая взысканию, составила 22,6 млн тенге.

Другим ярким примером совершения нарушения таможенного законодательства является ввоз LED-телевизоров с функциями SMART TV под видом корпусов для телевизоров без внутренних микросхем. Данный факт был выявлен в ходе проведения таможенного досмотра, назначенного при сопоставлении информации, поступающей из ГТУ КНР.

В целом с начала года Центром по фактам занижения таможенной стоимости товаров дополнительно взыскано 9,4 млрд тенге.

Напоминаем, что разница между импортом РК и экспортом КНР снижена в I квартале 2022 г. до 0,9 млрд. долл. США (- 30%).

Справочно:

в 2021 г. - $5,6 млрд (- 40,5%), в 2020 г. – $5,3 млрд (- 45,5%), в 2019 г. – $6 млрд (- 47%), в 2018 г. – $5,9 млрд (- 52,5%), в 2017 г. – $6,8 млрд (- 59,4%).

Вместе с тем в случае несогласия с решением или действиями работников Центра порядок обжалования действий должностных лиц предусмотрен Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Вместе с тем в деятельности Центра имеются проблемные вопросы, решением которых в настоящее время занимается Комитет государственных доходов МФ РК.

В частности, это отсутствие автоматизации форм таможенных документов (требование о внесении изменений в декларацию на товары, решение о внесении изменений в декларацию на товары).

Другой причиной, влияющей на оперативность проведения таможенного контроля и, соответственно, на выпуск таможенных деклараций, является отсутствие уплаченных декларантом таможенных платежей и налогов на момент выпуска декларации на товары, несвоевременное представление документов и сведений, на основании которых заполнена таможенная декларация, несвоевременное представление обеспечения по исполнению обязанности по уплате таможенных платежей и налогов.

В целом работа Центра направлена на решение поставленных задач по обеспечению эффективного и оперативного таможенного контроля, а также на снижение административных барьеров и борьбу с теневой экономикой.