Учёт

К чему приведет ужесточение валютного режима - мнения экспертов

2286
В начале марта Мажилис одобрил в первом чтении поправки в законодательство по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Они предусматривают возможность введения по решению Главы государства специального валютного режима в случае угрозы экономической безопасности страны. Речь идет о возможном введении обязательной продажи валютной выручки экспортерами и запрете на проведение валютных операций физическими лицами (переводов). Также может быть введен частичный или полный запрет на перевод денег предприятий за границу. Аналитическая служба Business Resource провела опрос среди экспертов о возможном введении специального валютного режима в стране, о предпосылках и последствиях такого режима как для экономики в целом, так и для участников валютного рынка. Бахыт Кайракбай, аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия, член экономического совета при Правительстве РК - Такая мера возможна только в краткосрочном периоде и только при критической ситуации в стране. В свое время, в 1997 году, во время кризиса, премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад ввел в стране такое ограничение, потребовав репатриации прибыли валютной выручки в страну. Эта мера вводится, когда не хватает валюты для обеспечения каких-то внешнеторговых операций, связанных с критическим импортом, для обеспечения общей безопасности государства. Критический импорт — это энергоносители, лекарства, стратегическое сырье для предприятий, ориентированных на экспорт. Но валютная выручка при таком режиме не будет направляться на обслуживание внешнего долга частного сектора. По закону государство не несет ответственности по обязательствам частных лиц. И не имеет права распоряжаться валютной прибылью корпораций. Единственное, что может сделать государство, это обязать экспортеров поставлять валютную выручку в страну. А дальше выкупать эту валюту у экспортеров, и использовать для каких-либо государственных целей. Для поддержки курса валюты специальный валютный режим вводиться не может. Бурехан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований Сама поправка - это реакция государства на то, что уже произошло в нашей экономике. Она направлена на недопущение такой ситуации в будущем. В январе, по некоторой, пока не подтвержденной, информации, из страны было вывезено несколько десятков миллиардов долларов. И чтобы не допустить подобного в будущем предпринимаются такие меры со стороны государства. Инфляционного давления на экономику введение валютного режима не окажет, это связано с недостатком доллара. В условиях девальвации тенге спрос на доллар увеличивается. И если специальный валютный режим будет введен, он будет введен для обеспечения достаточного количества валюты в финансовой системе. При этом, на мой взгляд, данная мера не повлияет на девальвацию тенге. Шамиль Дауранов, эксперт «БТА Аналитика» - Валютная выручка является собственностью организаций и частных лиц, которые ее получили в результате производственной деятельности. В соответствии с законодательством РК, распоряжаться ею в праве только ее собственники. Другое дело, что в условиях финансово-экономического кризиса, государство обязывает своих резидентов продавать определенную часть валютной выручки на валютном рынке. Это является одной из форм перераспределения валютных доходов, которая сглаживает несовершенство структуры производства и реализации продукции. Одновременно эта мера обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на валютном рынке страны, а также создает возможность для стабилизации обменного курса тенге. По мере «привыкания» экономики к новым условиям внешнеторговой деятельности, стабилизации мировых финансовых и товарных рынков, необходимость в обязательной продаже части валютной выручки отпадет. В условиях крупного финансового дефицита нужно больше опасаться дефляции, а не инфляции. Сегодня большую потребность в инвестировании своих накоплений испытывают пенсионные, страховые и прочие фонды. В связи с этим, тенговая выручка НБРК и других участников валютного рынка может быть стерилизована в долгосрочные ценные бумаги. Это создаст условия для инвестиционной деятельности названных организаций и предохранит экономику от роста инфляции. Проведенная в феврале 2009 года девальвация тенге в значительной степени снизила спрос на доллары. В то же время банковскому сектору в текущем году необходимо выплатить по своим внешним обязательствам порядка $ 12 млрд. Эти приобретения валюты могут создать некоторую напряженность на рынке. В целях недопущения обострения ситуации на валютном рынке, лучше заблаговременно предусмотреть новые источники предложения валюты, кроме резервов НБРК. Бахтияр Бакас уулу, независимый экономист, к.э.н. - В Казахстане, в отличие от соседней Киргизии, существует достаточно консервативный валютный контроль, который в случае необходимости может быть ужесточен. Однако в стране еще не пошли по примеру Узбекистана, где существует тотальное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Поэтому Казахстан, который в данной сфере находится между двумя странами, в случае развития негативных сценариев таких, как увеличение отрицательного сальдо торгового и платежного баланса, дальнейшая девальвация тенге, вывод капиталов как нерезидентами, так и резидентами, может ввести временный запрет или ограничения на вывоз валюты. Естественно при ограничениях валютных операций, бремя ответственности за обслуживание внешних обязательств компаний и банков может быть возложено на соответствующие государственные органы. Им будет предоставлено право проверять, а затем и утверждать проведение соответствующих валютных операций. Любое вмешательство во внешнеторговые операции и переход от либерального подхода к государственному регулированию приведет к росту издержек для участников внешнеэкономической деятельности. Соответственно можно ожидать роста стоимости импорта, от которого в значительной степени зависит экономика и потребительский сектор Казахстана. С другой стороны государственное регулирование экспортно-импортных операций может позволить директивно не «упасть» тенге. Это необходимо для поддержания стабильности в обществе. Очередное 30 % обесценение тенге наиболее вероятно в нынешней ситуации (возможно до конца 2009 года) властями допущено не будет. Андрей Хан, эксперт Кисэип Государство решило вторгнуться в рыночный сектор, регулировать его, потому что все экономические показатели на сегодняшний день резко снижаются. Чтобы сохранить, насколько это возможно, стабильность на валютном рынке, поддержать тенге, исключить бегство капиталов, и может быть введен специальный валютный режим. Не секрет, что в нынешней ажиотажной ситуации Правительство и Нацбанк сталкиваются с такими трудностями, как удерживание тенге в заданном коридоре. Поскольку курс 150 тенге за доллар не соответствует реальному рыночному соотношению, его нужно поддерживать искусственно. Нужно делать интервенции и мобилизовать для этого всевозможные средства вплоть до принятия жестких административных мер. За крупных экспортеров я не волнуюсь, им надо продавать иностранную валюту на внутреннем рынке, для них и так была сделана девальвация тенге. Другое дело как это повлияет на других наших производителей? Есть мелкие предприятия, которые совсем незначительные объемы продукции экспортируют за границу. И если их заставлять выбрасывать валюту на нашем рынке, то нужно дать им какие то преференции со стороны государства. Если же говорить о запретительных мерах в отношении обменных пунктов, то они неэффективны. Нельзя допускать, чтобы торговля иностранной валютой ушла в теневую экономику. В целом, на мой взгляд, введение специального валютного режима может оказать сдерживающее влияние на девальвацию. Ведь для сдерживания нужны доллары, а при специальном валютном режиме рынок будет насыщен в какой-то мере валютой.