Учёт

Исследование показало, что 4-5% услуг налоговых органов оплачиваются нелегально.

1363
По заказу Ассоциации налогоплательщиков в Казахстане во второй раз проведено масштабное исследование по качеству услуг, предоставляемых налоговыми органами. Основные выводы исследования таковы: во многом качество услуг стало по сравнению с 2007 годом выше. Однако по-прежнему у налоговиков старая техника, длинные очереди и высокий уровень риска коррупции. В 14 регионах Казахстана, городах Астане и Алматы было опрошено 1238 субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, 735 физических лиц, а также 322 служащих налоговых органов, непосредственно оказывающих услуги потребителям в городской и сельской местностях. Мониторингом охвачены все существующие на практике 43 услуги для предпринимателей и 9 услуг для населения. В целом, по данным исследования, по сравнению с 2007 годом удовлетворенность услугами налоговых органов существенно возросла как среди предпринимателей, так и среди населения. Средняя продолжительность ожидания в очереди субъектами предпринимательства сократилась по сравнению с 2007 годом с 46 до 28 минут в 2008 г. Во многом сокращение времени произошло за счет внедрения электронных услуг, хотя 18% потребителей все еще стоят в очереди более 40 минут. Снизилась доля предприятий, подвергшихся ревизии, с 45% в 2007 г. до 34% в 2008 г. Причиной стал мораторий на проверки, однако выросло число вторичных проверок одного и того же предприятия. Менее всего удовлетворены респонденты качеством разрешительных услуг - 52% (лицензирование, обжалование, отмена решений), тогда как по регистрационным и учетно-контрольным услугам удовлетворенность составляет 82-83%. Именно по разрешительным услугам отмечается наиболее высокий риск коррупции. В большей мере отражает проблему коррупции то, что только 20% налогоплательщиков согласны с утверждением о некоррумпированности налоговой службы. При этом 7% респондентов признались, что они платили неофициально за оказанные услуги. Если же рассматривать статистику по каждой полученной услуге, то в 2007 году 4%, а в 2008 - 5% были получены, согласно опросу, нелегально. Наиболее подверженными риску возникновения коррупционных отношений по результатам исследования являются Кызылординская, Южно-Казахстанская, Алматинская области. Несколько лучше, но тоже неважно дело обстоит в Актюбинской области, в Алматы и Астане. Также опрашиваемые были недовольны техническим оснащением налоговых комитетов, невежливостью персонала, несоразмерностью штрафов и нарушений. В частности, прозвучал такой комментарий: "Это же не война - налоговая отчетность! Почему мы там в этой очереди должны задушиться и убиться, чтобы сдать отчетность? Люди как ошалелые, сервер перегревается, компьютер виснет. Смертоубийство какое-то!" Что касается штрафов, то в документе приведены следующие отзывы. "Задолженность 7 тиын, штраф составил 10 МРП"; "Не сдан отчет с "нулями", а штраф - от 25 МРП"; "не выбили чек на сумму 95 тенге, предъявлен штраф на 18 тыс."; "отчет не вовремя поступил из-за сервера Налогового комитета, заплатили штраф 52 тысячи". Соцопрос, проведенный компанией "Сандж", оказался очень информативным и по различным категориям, и по регионам. Однако на презентации был высказан ряд нареканий. К примеру, прозвучало такое: хоть исследование проведено недавно, информация успела устареть, так как с 1 января в Казахстане действует новый Налоговый кодекс, который упростил многие процедуры. Присутствовавший на презентации председатель Налогового комитета Даулет ЕРГОЖИН признал, что во многом критика объективна. Действительно, техническое оснащение налоговых органов оставляет желать лучшего, многие компьютеры произведены в 90-х годах, есть даже "Пентиум-2". С программным обеспечением тоже не все ладно, но в ближайшее время будет внедрена новая единая программа для всех налоговых операций. Сегодняшнее же разнообразие софта г-н Ергожин назвал "зоопарком программ". По словам главы Налогового комитета, на техническое переоснащение всей налоговой службы нужно Т700-800 млн. Эти деньги налоговики планируют попросить из резервов правительства. Кадровая проблема также является очень острой. По информации Даулета Ергожина, средняя зарплата налогового инспектора Т35 тыс., текучесть кадров - 35% в год. Как отметил г-н Ергожин, работает в налоговых органах в основном молодежь. Что касается данных по коррупции, то г-н Ергожин не стал их комментировать.