Учёт

Госрегулирование цен на нефть на внутреннем рынке предлагается ввести в Казахстане

1469
Об этом заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин в ходе круглого стола «О мерах по демонополизации ключевых товарных рынков» в Мажилисе в четверг, 17 марта, сообщает Учет.kz

«Рынок нефти и нефтепродуктов. Здесь у нас основу составляют вертикально-интегрированные компании. Группы компаний CNPC и КазМунайГаз, осуществляя 80% добычи нефти, обеспечивают ее переработку на своих НПЗ и через давальцев (Petrosun, КМГ, PetroleumOperating) реализуют ГСМ аффилированным и крупным компаниям – это Sinooil, PetroRetail, АвтогазТрэйд (GazEnergy)», - сказал Жумангарин.


Ценообразование на внутреннем рынке нефти, по его словам, «носит нерыночный характер, действует негласное регулирование цен на нефть, обратное от предполагаемой цены нефтепродуктов на рынке». При этом основная доля переработки приходится на «CNPC» и «КазМунайГаз», что «ограничивает возможности развития конкуренции на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов».

«Кроме того, сформировалась порочная практика - разрываются технологические циклы нефтепереработки и нефтепродуктов. На Павлодарском химзаводе, на Атырауском химзаводе парки хранения газа отданы в частные руки, были созданы частные монополии, цена газа искусственно повышается. В настоящее время соответствующие расследования в отношении этих заводов мы провели. Например, Атырауский парк хранения оштрафован на 1,3 млрд тенге. Сейчас ведется работа по Павлодару, но основная  задача, естественно, вернуть их обратно заводу, чтобы не было излишнего звена», - сказал Жумангарин.


Он отметил, что на оптовом рынке основные поставщики нефти - ТОО «Petrosun», ТОО «PetroleumOperating» и АО «КазМунайГаз» - приобретают сырье у недропользователей, входящих в группу «CNPC» и «КазМунайГаз», забирая 80% от общего объема поставок нефти на внутренний рынок. Из 11 млн тонн нефтепродуктов две трети реализуется напрямую розничным сетям, треть - вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры. По данным Казахстанской топливной ассоциации, независимые сети АЗС добирают у посредников недостающие объемы нефтепродуктов: Гелиос - 65%, Газпром Нефть-Казахстан - 80%, мелкие сети – до 90%.

В таких условиях, отметил глава Агентства, маржинальность крупных поставщиков нефти достигает 30%, а аффилированных посредников - 10-15%. Вместе с тем, напомнил он, в 2021 году стартовали впервые биржевые торги нефтепродуктами. 21 декабря 2021 года состоялись очередные биржевые торги бензином. Средневзвешенный индекс у завода ПКОП 217,7 тыс. тенге за тонну, у завода ПНХЗ 213,1 тыс. тенге за тонну.

«Биржевые торги позволяют МСБ сделать доступными покупку нефтепродуктов, кроме того впервые в прошлом году была сформирован биржевой индекс, то есть рыночная цена на нефть», - подчеркнул Жумангарин.


Розничный сегмент представлен крупными сетями автозаправочных станций (АЗС) в лице: ТОО «PetroRetail, ТОО «Sinooil», ТОО «Гелиос», ТОО «Газпромнефть-Казахстан», ТОО «АвтогазТрэйд» - «GazEnergy», ТОО «RoyalPetrol», и на их долю приходится более 50% рынка с концентрацией в столице и областных центрах республики.

При этом, если Sinooil приобретает объемы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, то PetroRetail - у бывшего собственника данной сети - КазМунайГаз.

«Мы совместными усилиями проработали новую схему рынка. Предлагается введение государственного регулирования цен на нефть, то есть она сейчас де-факто существует, мы предлагаем ее де-юре ввести, и объемов ее поставок на внутренний рынок, что обеспечит стабильность цен на первых этапах расконцентрации. При этом предлагается рассмотреть вопрос включения в план поставок нефти крупных месторождений (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) и увеличения доли CNPC по поставке нефти на рынок страны. Необходимо рассмотреть возможность реализации нефти на бирже (в пилотном режиме 5-10%), добываемой независимыми компаниями, и увеличение торгов ГСМ(30%),что позволит развиваться мелким ВИНК и независимым компаниям», - заявил Жумангарин.


Для снижения риска ценовых дисбалансов предлагается рассмотреть вопрос «укрупнения поставщиков нефти путем установления минимального объема поставки нефти на переработку (от 100 тыс. тонн)».

«Здесь важный момент - мы предлагаем, пока такая схема у нас, убрать с давальческого рынка непродуктивных посредников, то есть давальцами могут выступать только недропользователи, и есть крупные, есть мелкие 19 компаний, у них обессоленные малобюджетные месторождения, и они должны выступать в виде консорциума. Рассматривается возможность, чтобы сам завод выступал в качестве переработчика нефти. Сейчас есть посредническое звено, это компании, которые перекупают нефть и дальше ее поставляют, в этом и заложена суть проблемы», - объяснил он.