Учёт

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования РК Султанова Б. Т. на заседании Правительства Республики Казахстан касательно

3360
Уважаемый Карим Кажимканович! Уважаемые члены Правительства! На ваше рассмотрение выносятся, одобренные Республиканской бюджетной комиссией уточненный Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2009–2013 годы, проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджета на 2009–2011 годы», проект Указа Президента Республики Казахстан «О целевом трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2009 год». В условиях дальнейшего замедления роста мировой экономики и сокращения потребления на мировых товарных рынках, на основе итогов социально-экономического развития страны за 2008 год, а также с учетом тенденций развития событий на мировых рынках, министерством экономики и бюджетного планирования совместно с заинтересованными государственными органами уточнен прогноз основных макроэкономических показателей на 2009–2013 годы. К сожалению, необходимо отметить, что пересмотр параметров развития мировой и национальных экономик сегодня становится достаточно частым и болезненным явлением для международных институтов и правительств всех стран. В частности, МВФ существенно пересмотрел январский прогноз по росту мировой экономики в 2009 году с 0,5% в сторону рецессии, перейдя к коридору этого показателя от (-1,0) до (-0,5%). Такой спад ожидается впервые за 60 лет. С учетом оценок международных экспертов мы предлагаем традиционно придерживаться более консервативных прогнозов, опирающихся на следующие утверждения. В связи с замедлением роста мировой экономики и сокращением потребления в 2009 году не ожидается рост цен на основные позиции казахстанского экспорта (нефть, металлы). В частности, прогноз цен на нефть в 2009 году предлагается оставить на уровне 40 долл. США за баррель, а на 2010–2013 годы определить на уровне 50 долл. США. Мировые цены на металлы в 2009 году снизятся в среднем на 30-40 % с последующим повышением в 2010–2013 годах в среднем на 8-10 %. Рост реального ВВП в 2009 году по базовому сценарию прогнозируется на уровне 1%, что на 1,7 процентных пункта ниже по сравнению с ранее одобренным прогнозом. Снижение показателей роста ВВП в 2009 году связано с замедлением темпов роста промышленной продукции (по оценке до 0,4%), в сфере услуг и сокращением объемов строительства. Прогноз объемов экспорта и импорта уточнен также в сторону снижения на 17 и 9 млрд. долларов США, соответственно. При уточнении макроэкономического прогноза был учтен возможный эффект от девальвации тенге, который составит 0,3% в реальном выражении. Инфляция прогнозируется на уровне 11 % на конец 2009 года с учетом проведенной девальвации тенге, вклад которой в общий показатель индекса цен по совместной с Национальным банком оценке не превысит 2%. Изменение макроэкономических показателей повлекло за собой необходимость уточнения утвержденных параметров республиканского бюджета. Принимая во внимание неоднозначность существующих оценок сценариев развития мировой экономики в среднесрочном периоде на заседании Республиканской бюджетной комиссии 20 марта т.г. было принято решение при уточнении трехлетнего республиканского бюджета внести изменения в параметры только текущего года. Системные изменения параметров 2010–2011 годов будут учтены в новом законе о республиканском бюджете на 2010–2012 годы на основе уточненного по итогам полугодия текущего года макроэкономического прогноза. В результате, уточненный прогноз доходов республиканского бюджета на текущий год составил 1 529,5 млрд. тенге, или с уменьшением против параметров утвержденного бюджета на 371,1 млрд. тенге, вызванным влиянием следующих факторов: за счет уточнения расчетов по итогам 2008 года доходы пересмотрены на 176,9 млрд. тенге; снижение темпа роста экономики приводит к потерям в размере 61,8 млрд. тенге; изменение показателей внешнеторгового оборота и курса тенге к доллару США также приведут к потерям на 22,8 млрд. тенге; снижен объем НДПИ по горнорудному сектору на 89,9 млрд. тенге за счет понижения ставок налога, рассчитанных по текущим ценам на минеральное сырье (медь, хром, цинк, свинец); также учтен и ряд других решений и тенденций, возникших после утверждения бюджета на 2009–2011 годы. В целях реализации положений Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта т.г. в ходе уточнения предусматривается увеличение отдельных расходов, на общую сумму 297,4 млрд. тенге, из них на: - реализацию стратегии региональной занятости и переподготовки кадров – 140,0 млрд. тенге; - финансирование казахстанской доли участия в создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества -15 млрд. тенге; - индексацию расходов, направленных на социальные выплаты, связанных с ростом индекса потребительских цен на 11,2 млрд. тенге; - обеспечение единовременного перевода студентов-отличников платной формы обучения на государственный образовательный грант, на что потребуется 3,2 млрд. тенге; - покрытие курсовой разницы по выполнению международных обязательств государства – 6,1 млрд. тенге; - решение проблемных вопросов города Астаны, в том числе в жилищном секторе и в связи с переносом в столицу ряда мероприятии Азиады – 79,2 млрд. тенге; - развитие объектов теплоэнергетики и магистральных инженерных сетей жилых комплексов, строящихся с участием дольщиков в Алматинской области и г. Алматы на общую сумму 15,5 млрд. тенге; - уплату НДС по строительству республиканских объектов, на территории СЭЗ в связи с отменой льгот – 1 млрд. тенге согласно новой редакции Налогового кодекса. В целом общая сумма компенсации потерь в доходной и расходной частях бюджета составляет 668,5 млрд. тенге. Источниками покрытия данных потерь и потребностей являются: во-первых, привлечение в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 марта текущего года целевого трансферта из Национального фонда в сумме 347,9 млрд.тенге ( проект соответствующего Указа Президента также внесен на ваше рассмотрение); второе, за счет оптимизации отдельных расходов бюджета привлекаются еще 320,6 млрд. тенге. Основными принципами сокращения расходов республиканского бюджета являются: фискальная устойчивость: - дефицит республиканского бюджета будет сохранен на уровне скорректированного бюджета (573,6 млрд. тенге); - размер субвенций, передаваемых местным бюджетам, будет сохранен в утвержденном объеме (526,9 млрд. тенге). выполнение ранее принятых социальных обязательств государства: - расходы бюджета по заработной плате и социальным выплатам (включая их повышение) не будут сокращены. гибкая инвестиционная политика: - финансирование начатых инвестиционных проектов будет продолжено, в том числе крупные инфраструктурные и прорывные проекты (автодорога Астана-Щучинск, газопровод Бейнеу-Бозой); - финансирование некоторых новых инвестиционных проектов будет отложено на более поздний срок. сокращение неприоритетных расходов: - расходы на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт в 2009 г. будут сокращены, за исключением организаций социальной сферы; - сокращение расходов на приобретение прочих товаров и прочих текущих затрат в среднем на 30%; - оптимизация расходов, направляемых на увеличение уставных капиталов госорганизаций. В результате, поступления в 2009 году составят 2 837,4 млрд. тенге или с уменьшением на 23,4 млрд. тенге относительно утвержденного бюджета. Расходы бюджета сокращены на 21,2 млрд. тенге и составят 3 411,0 млрд. тенге. Дефицит республиканского бюджета составит 573,6 млрд. тенге (3,4% от ВВП). Увеличение абсолютного показателя на 2,3 млрд. тенге от утвержденного является техническим и связано с проведенной ранее на основании статей 104 и 111 Бюджетного кодекса корректировкой бюджета, при которой свободные остатки бюджетных средств по итогам 2008 года были направлены на финансирование неоплаченной части зарегистрированных обязательств по продолжающимся инвестиционным проектам и текущим расходам. Таковы основные параметры проекта уточнения бюджета текущего года. Уважаемые коллеги! Учитывая необходимость скорейшей реализации дополнительных антикризисных мер, изложенных в послании Главы государства народу Казахстана и закрепленных за всеми исполнительными органами в принятом Плане действий Правительства прошу поддержать внесенные проекты нормативно-правовых актов. Во-вторых, прошу незамедлительно скорректировать свои стратегические планы и оказать полное содействие защите законопроекта в Парламенте. В-третьих, оперативно пересмотреть свои планы финансирования по согласованию с Министерством финансов и уполномоченными органами по реализации Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров, с тем, чтобы новые средства в кратчайшие сроки и эффективно дошли до конечных результатов, предусмотренных нашими Планами.