Учёт

Что делать в случае возникновения просрочки по кредиту?

2002

С 1 октября 2021 года в Казахстане действует порядок урегулирования просроченной задолженности граждан, испытывающих затруднения в погашении кредита. Он распространяется на все кредитные организации – банки и МФО, сообщает Учет.kz.

В мае прошлого года Главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан». 

Согласно новому механизму урегулирования, банки и МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться в банк или МФО и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.

В свою очередь заемщики, у которых возникла просрочка, должны в течение 30 дней с даты ее наступления обратиться с заявлением в кредитную организацию для реструктуризации займов. Граждане, имеющие просрочку, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами, которые обязаны рассматривать их заявления в установленные законодательством сроки. Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. В своем заявлении должнику необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.

Касаемо юридических лиц, в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка ресурсу Учет.kz ответили:  

"В случае возникновения просрочки по кредиту кредитору необходимо обратиться в таком же порядке к заемщику с заявлением и соответствующими документами и указанием, в связи с чем возникла просрочка. Заемщик (банк) рассматривает заявление и принимает соответствующее решение".


Изменения в условия договора, которые могут предложить заемщики и кредиторы.

Условия реструктуризации, предложенные заемщиком или кредитором, могут быть в виде: 

  • снижения ставки вознаграждения; 
  • отсрочки платежа по основному долгу или вознаграждению; 
  • изменения метода погашения; 
  • увеличения срока займа; 
  • уменьшения долговой нагрузки, к примеру, это просроченный основной долг, вознаграждение, неустойка и иные виды платежей и комиссий. 
Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения банком или МФО.

В случае невозможности достижения согласия заемщика с кредитором по условиям реструктуризации займа он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по номеру 1459. При этом заемщик обязательно должен предоставить подтверждение своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения. 

В случае просрочки и отказа от решения кредитор вправе применить меры в отношении неплатежеспособного заемщика. К примеру, снять средства со счета должника в счет погашения займа, за исключением спецсчетов, или передать задолженность на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству, уступить права требования третьим лицам. Кроме этого кредиторы могут обратиться в суд для принудительного взыскания. При этом суд будет учитывать все обстоятельства, в том числе были ли предприняты все меры по урегулированию задолженности кредитором и заемщиком.