Учёт

Бизнес на вынос

2268
Когда-то градообразующим производствам, в городе уже нет места - Генеральный план развития Алматы предусматривает существенное сокращение промышленных предприятий в его черте. Как такового плана выноса крупных промышленных предприятий пока не существует, однако все идет к тому, что они или сами передислоцируются в алматинские окрестности, либо их заставят. Первые движения начались - некоторые заводы и фабрики уже начали осваивать новые территории под Алматы, другие подыскивают наиболее подходящие места и уже приступили к разработке планов по смене "места жительства", третьи, уже давно не сводившие концы с концами, обанкротились и уступили свое место под дорогим городским солнцем более успешному бизнесу. Причин, по которым городские власти Алматы хотели бы очистить территорию от промышленников, несколько. Во-первых, сложная экологическая обстановка. И хотя в советские годы промышленность куда больше доставляла городу головных болей из-за токсичных выбросов, и сегодня эта проблема остается насущной. У большинства предприятий нет современных систем очистки выбросов, а если и есть, то они недостаточно эффективны. Во-вторых, город, имеющий ограниченный потенциал по расширению своих границ, и переживающий в настоящее время строительный ренессанс, нуждается в новых территориях под строительство жилья и социальных инфраструктурных объектов. Промышленные же гиганты занимают большие площади в далеко не самых худших районах города - напротив, заводы и фабрики, в свое время возведенные на окраинах города, за счет его расширения оказались в самом его сердце. В-третьих, Алматы нуждается в земле под строительство транспортной инфрастуктуры. Городские власти уже объявили свои планы относительно строительства новых автомагистралей, которые в том числе пройдут и через территории, пока занимаемые промышленными предприятиями. В-четвертых, дополнительный импульс для своего развития получат города-спутники Алматы. У людей появится работа, что немаловажно для близлежащих районов Алматинской области, население которых сейчас ездит на работу в город. В-пятых, решение о выносе алматинских заводов и фабрик за городские границы, учитывает общемировую тенденцию. Как правило, промышленные предприятия в крупных городах развитых стран занимают небольшие площади - от одного до (максимум) двух процентов. По-другому обстоят дела во всем СНГ, в том числе и в Казахстане. Производственные мощности здесь занимают до трети (а то и больше) городской территории. В советское время концепция застройки городов была ориентирована в первую очередь на строительство заводов и фабрик, вокруг которых вырастали города. Теперь приходится пожинать плоды этого. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве уже работают планы по выносу промышленности на окраины городов и за их пределы. Теперь к этому вопросу подступаются и в Алматы. Однако, несмотря на очевидную логику, у проекта есть и негативные стороны. Прежде всего, это касается судьбы промышленных предприятий. Прежде чем переезжать за город, им надо найти и купить новые земли, построить коммуникации, производственные площади. Для этого требуются колоссальные инвестиции, которые не для всех заводов посильны. Ведь речь идет об инвестициях, требуемых на создание фактически нового производства, а это, по самым скромным подсчетам, десятки миллионов долларов. Конечно, вернуть инвестиции можно за счет продажи дорогой земли в Алматы, но пройдет достаточно много времени, прежде чем все вопросы с куплей-продажей будут улажены. Здесь необходимо государственное вмешательство. И в плане поддержки предприятия, осуществляющего вынос своего бизнеса за пределы Алматы, и в плане построения коммуникаций (связь, дороги, вода, электричество, в конце концов, логистика для "переселенцев"). Кроме того, в централизованном порядке необходимо решать вопрос доставки специалистов на работу за счет открытия новых общественных автомобильных маршрутов. О государственных инвестициях пока нет и речи, хотя, безусловно, проект имеет общегосударственное значение. Впрочем, кроме прямых затрат, когда местный или республиканский бюджет могли бы провести ряд работ по подготовке "почвы" для переселения алматинского бизнеса, можно было бы пойти на некоторые уступки в налогообложении, стимулируя предприятия не только к выносу своего бизнеса из мегаполиса, но и к обновлению основных фондов. Следовало бы устранить административные барьеры для них, максимально упростив все процедуры по оформлению земли, предприятий, постановке на учет во многих государственных органах. Можно предположить, сколько желающих найдется на высвобождаемую землю в Алматы. Она должна быть продана по справедливой рыночной цене. Здесь важно не допустить лоббирования (со стороны местных властей) интересов отдельных застройщиков, которые могли бы получить перспективные участки по "эксклюзивным" условиям и под сомнительные с точки зрения интересов алмаатинцев проекты. Сегодня в Алматы строится много торгово-развлекательных объектов (они нужны, спору нет) в то время как ощущается острый дефицит дошкольных детских учреждений, школ, больниц. Поэтому необходимо сделать продажу "новых земель" максимально открытой и отвечающей не сиюминутным, а долгосрочным интересам развивающегося мегаполиса. В этом и должен заключаться государственный подход. Илья Полевой