Учёт

АО «ЕНПФ»: итоги объединения, текущая деятельность, планы на ближайшую перспективу

1248

Пенсионные активы и обязательства по договорам о пенсионном обеспечении из всех накопительных пенсионных фондов (НПФ) переданы в АО «ЕНПФ» (ЕНПФ), в соответствии с Графиком, утвержденным Национальным Банком Республики Казахстан. Индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (получателей) всех накопительных пенсионных фондов находятся в ЕНПФ. Доверительное управление пенсионными активами, в соответствии с пенсионным законодательством, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан. Напомним, процедура приема-передачи пенсионных активов и обязательств началась 11 октября 2013 года.

По состоянию на 1 мая т.г., количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков (получателей) ЕНПФ по всем видам договоров составило 9 832 582 единиц, сумма пенсионных накоплений – более 4 трлн. тенге. На индивидуальные пенсионные счета, открытые в базе данных ЕНПФ, зачислены пенсионные накопления каждого вкладчика (получателя) в том размере, в котором они были сформированы в передающем фонде на момент их передачи.

В процессе приема сведений и сверки данных специалистами ЕНПФ были выявлены и объединены 27 914 двойных пенсионных счетов.

В рамках второго этапа завершена работа по передаче в ЕНПФ исторической информации о вкладчиках и архивов на бумажных и электронных носителях из: АО «НПФ «Республика», АО «НПФ «Отан», АО «НПФ «Капитал», АО «НПФ «Атамекен», АО «НАФ «Астана», АО «НПФ «НефтеГаз-Дем» и АО «НПФ «Грантум». На завершающей стадии находится процедура приема исторических данных и архивов из АО «НПФ «УларУмит» и АО «НПФ «Народного Банка Казахстана». В ходе приема-передачи пенсионных активов в информационную систему учета пенсионных накоплений фонда была загружена информация, объем которой превысил 300 ГБ памяти.

Для обеспечения функционирования ЕНПФ в части учета пенсионных накоплений и активов вкладчиков (получателей) используется уникальная информационная система. Разработчиком информационной системы является РГП "Банковское сервисное бюро Национального Банка Республики Казахстан", которое имеет значительный опыт в создании и развитии программных продуктов для центральных банков и финансовых институтов как в нашей стране, так и за ее пределами. Информационная система реализована с использованием системы управления базами данных (СУБД) Oracle, которая является одной из самых высокопроизводительных и масштабируемых баз данных, имеет высокую степень защиты, средства аудиторской проверки и контроля целостности. Важным фактором технической надежности системы является наличие удаленного резервного центра и ежедневное резервное копирование.

Для удобства вкладчиков (получателей) ЕНПФ имеет широкую сеть филиалов и центров обслуживания. На 1 мая 2014 года региональная сеть ЕНПФ насчитывает 242 подразделения в различных регионах республики – 18 филиалов с залами обслуживания, 28 отделений филиалов и 196 центров обслуживания. Причем офисы открываются не только в крупных, но и в небольших населенных пунктах. В 2013 году было открыто 87 центров обслуживания, из них 28 в населенных пунктах, в которых ранее не было присутствия НПФ, и жители этих мест были вынуждены ездить за десятки километров, чтобы получить выписку с ИПС. В настоящее время все вкладчики ЕНПФ могут воспользоваться услугами, предоставляемыми фондом.

Принимая во внимание социальную значимость процесса информирования вкладчиков (получателей) о состоянии их пенсионных накоплений, ЕНПФ принято решение об информировании вкладчиков (получателей) 5-ти НПФ, пенсионные активы которых были переданы в ЕНПФ в 2014 году. Вкладчикам (получателям) будет предоставлена информация о состоянии ИПС, содержащая информацию с даты открытия ИПС в ЕНПФ о:

- сумме перевода пенсионных накоплений из НПФ в ЕНПФ, поступлениях пенсионных взносов, пени с указанием даты их фактического поступления;

- сумме начисленного инвестиционного дохода (убытка) за каждый месяц и общей сумме;

- величине комиссионного вознаграждения ЕНПФ;

- сумме пенсионных выплат и (или) переводов пенсионных накоплений.

Всего будет проинформировано 4 330 387 вкладчиков. Выписки из ИПС вкладчикам (получателям) будут предоставляться теми способами, которые были ими выбраны при заключении договоров об обязательном пенсионном обеспечении с НПФ.

Кроме того, ЕНПФ совместно с министерствами и ведомствами ведется совместная работа по обеспечению большей доступности и информированию вкладчиков, в том числе через портал e-gov и Центры обслуживания населения (ЦОН). Так, в настоящее время принимаются меры по включению услуги ЕНПФ по выдаче информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчиков с учетом инвестиционного дохода в электронном формате в Реестр государственных услуг. Подключение ЕНПФ к e-gov и ЦОНам позволит вкладчикам (получателям) получать информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета в полном объеме (с учетом инвестиционного дохода) самостоятельно через интернет или в любом ЦОНе по всему Казахстану.

Создание единого накопительного пенсионного фонда и объединение всех пенсионных накоплений в ЕНПФ позволило создать единую базу вкладчиков (получателей). Данный факт позволяет на высоком уровне проводить мониторинг и анализ параметрических данных, который даст возможность выработать новые направления развития пенсионной системы страны. Также неоспоримым плюсом создания ЕНПФ является сокращение комиссионного вознаграждения ЕНПФ по сравнению с действовавшими НПФ в два раза: с 15 до 7,5 процента от инвестиционного дохода и с 0,05 до 0,025 процента в месяц от пенсионных активов.

Справочно:

По состоянию на 1 мая текущего года

по договорам об обязательном пенсионном обеспечении:

- доля вкладчиков в возрасте 25-45 лет составляет 49,9%, накоплений – 57,49%

- доля ИПС женщин составила 45,15%, мужчин – 54,85%; накоплений – 38,57% и 61,43%, соответственно.

АО "ЕНПФ"