Учёт

3 марта в Мажилисе Социальный Совет при фракции НДП «Hyp Отан», министерство труда и социальной защиты населения в сотрудничестве с Международной Организацией Труда (МОТ) провели круглый стол

1518
Основная цель круглого стола - изучение ситуации и выработка рекомендаций по актуальным вопросам занятости населения в рамках реализации Народной платформы НДП «Hyp Отан». В рамках круглого стола выступили председатель Социального Совета при фракции НДП «Hyp Отан» Айткуль Самакова, вице - министр труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов, представитель Карагандинской области Наталья Крюкова, председатель Федерации профсоюзов РК Сиязбек Мукашев, председатель правления Конфедерации работодателей РК Кадыр Байкенов и представитель Международной организации труда Светлана Рахимова. По итогам круглого стола приняты рекомендации по обеспечению надежной защиты наиболее уязвимых групп работников и недопущению их вытеснения с рынка труда, использованию институтов социального диалога для обмена информацией по содействию занятости, социальной защите в соответствии с основополагающими принципами достойного труда. Участники круглого стола по итогам обсуждения отмечают, что обеспечение занятости населения является одним из самых актуальных вопросов в условиях глобального экономического кризиса. Правительством, Акимами областей и городов, работодателями принимаются конкретные меры по улучшению ситуации на рынке труда. В соответствии с поручением Президента страны Назарбаева Н.А. при Министерстве труда и социальной защиты населения создана Межведомственная рабочая группа для оперативного рассмотрения текущей ситуации и принятия стабилизационных мер по обеспечению занятости населения. Внесены дополнения и изменения в законы РК по вопросам занятости и адресной социальной помощи, предусматривающие меры содействия занятости не только безработным, но и другим категориям из малообеспеченных семей трудоспособного возраста. В этом году начнется реализация около 6 тысяч проектов с созданием порядка 350 тысяч новых рабочих мест. С крупными, особенно градообразующими, предприятиями подписываются меморандумы, направленные на сохранение занятости населения. При необходимости на предприятиях вводится режим неполного рабочего времени, временный перевод работника на другую работу, выплата компенсации в размере не менее 50% от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя. Принимаются дополнительные меры по защите национального рынка труда. В 2009 году квота на привлечение иностранной рабочей силы, по сравнению с предыдущим годом, сократится почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами. Обеспечивается социальная поддержка высвобождаемых работников и безработных. В текущем году в местных бюджетах на эти цели предусмотрено 5,2 млрд.тенге. Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2009 года по различным причинам полностью остановились 25 предприятий с численностью работающих 7,2 тыс. человек, частичная занятость введена на 234 .предприятиях с численностью 72,2 тыс. человек, отправлены в вынужденные отпуска 11,5 тыс. человек. По прогнозам Министерства труда и социальной защиты населения в группе высокого риска высвобождения работников находятся около 900 тыс .человек (горнодобывающая и обрабатывающая промышленность). В то же время будет трудоустроено на вновь созданных рабочих местах 348 тыс.чел., на открываемых социальных рабочих местах - около 10 тысяч, направлены на общественные работы 123 тысячи, на профессиональную подготовку и переподготовку - 46 тысяч, всего будут заняты 530 тыс .человек, или только каждый восьмой из возможного количества высвобождаемых работников. Участники круглого стола считают необходимым обратиться в Президиум Фракции НДП «Hyp Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан рекомендовать: 1. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с другими ответственными министерствами: - обеспечить безусловное выполнение поручения Главы государства и Плана совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы в части сохранения и создания новых рабочих мест; увеличения занятости в строительстве и при ремонте дорог; на сельскохозяйственных работах; использования различных форм временной занятости и направления высвобождающихся работников на обучение; - продолжить постоянный мониторинг занятости на предприятиях и в регионах, наиболее подверженных риску сокращению объемов производства и высвобождению трудовых ресурсов; - в целях предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав работников продолжить работу по заключению коллективных договоров и усилению контроля за их исполнением в части социальных гарантий по своевременной выплате заработной платы, органицации достойных условий труда и увеличению социального пакета каждому, ставшему безработным; - обеспечить выплаты страхового социального пособия по безработице, а также адресной социальной и жилищной помощи, государственных детских пособий на детей до 18 лет, единовременной материальной помощи; - в рамках программы «Нурлы кеш» создавать условия для повышения занятости оралманов, обеспечить их социальную поддержку; 2. Отраслевым министерствам уточнить количество вновь создаваемых рабочих мест за счет реализации инновационных и инфраструктурных проектов с определением потребностей в рабочей силе в разрезе профессионально-квалификационных групп; 3. Министерству экономики и бюджетного планирования рассмотреть возможность выделения местным бюджетам дополнительных средств для реализации мероприятий по активным формам содействия занятости (профессиональная подготовка и переподготовка, создание социальных рабочих мест, организация общественных работ). 4. Министерству образования и науки: определить количество выпускников, которым потребуется трудоустройство в текущем году; - рассмотреть, совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования, возможность повышения заработной платы мастерам производственного обучения в системе профессионального и технического образования с целью трудоустройства квалифицированных специалистов, высвободившиеся с производства, и повышения уровня подготовки рабочих кадров; 5. Местным исполнительным органам: - представить Межведомственной рабочей группе региональные антикризисные программы, в которых отразить согласованные с социальными партнерами прогнозы возможного высвобождения работников и перечень мер активного содействия их занятости и социальной поддержки с определением необходимых для этого объемов финансирования; - уделить особое внимание разработке учебных программ для краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников, как через государственную службу занятости, так и через центры обучения крупных частных предприятий.