28 октября 2016г. в ДГД по г.Алматы прошел Консультативный совет по изменениям в Налоговый кодекс РК с 2017 года

Документ распечатан с веб-портала:
https://uchet.kz

28 октября 2016г. в ДГД по г.Алматы прошел Консультативный совет по изменениям в Налоговый кодекс РК с 2017 года

28 октября 2016г. в ДГД по г.Алматы прошел очередной под председательством руководителя Департамента  Консультативный совет с представителями более 30 бизнес сообществ (ассоциаций, общественные объединения, союзы) по изменениям в Налоговый кодекс РК с 2017 года.


Перед участниками Консультативного совета выступили:

руководитель УКК Айнакулова Б.А. с докладом на тему: администрирование СМБ, применение ККМ и PОS – терминалов;

руководителя УРР Шындали З.А. с докладом на тему: Ожидаемые изменения в Налоговом кодекса.

В преддверии проведения дня Независимости и Зимней Универ­сиады 2017, а также сокращения уровня теневого оборота в сфере малого предпринимательства ДГД по г. Алматы рекомендует налогоплательщикам:

- добровольно  установить ККМ с онлайн передачей данных и pоs – терминалы,

- осуществить постановку на учет физических лиц, работающих без регистрации в налоговом органе, и скрытых объектов, облагаемых фиксированным налогам,

- провести регистрацию налогоплательщиков в информационной системе ЭСФ, и обеспечение выписки электронных счетов - фактур.

Так же ДГД по г. Алматы особое внимание обращает на то что:

С 1 января 2017 года для применения СНР на основе патента ИП помимо действующих условии (без наемных работников и предел доходов 300 МЗП (6,8 млн. тенге) должны также соответствовать по видам деятельности:

• штукатурные работы;

• столярные и плотницкие работы;

• работы по покрытию полов и облицовке стен;

• малярные и стекольные работы;

• деятельность такси;

• грузовые перевозки автомобильным транспортом;

• управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;

• деятельность в области фотографии;

• переводческое (устное и письменное) дело;

• сдача в имущественный найм (аренду);

• сдача в имущественный найм (аренду) транспортных средств;

• прокат и имущественный найм (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

• прокат видеозаписей и дисков;

• прокат и имущественный найм (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

• сдача в имущественный найм (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;

• сдача в имущественный найм (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;

• услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;

• услуги образования в сфере культуры;

• услуги в области прочего образования;

• вспомогательные образовательные услуги;

• деятельность в области искусства;

• ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

• ремонт коммуникационного оборудования;

• ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;

• парикмахерские услуги;

• маникюр и педикюр;

• ветеринарные услуги;

• услуги по обработке земельных участков;

• услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

• услуги носильщиков на рынках, вокзалах;

• изготовление и ремонт музыкальных инструментов;

• выпас домашних животных.

Все остальные должны перейти на ОУР либо СНР на основе упрощенной декларации.


Доклад руководителя УРР

Шындали З.А.

на тему: Ожидаемые изменения в Налоговом кодексе

Добрый день, уважаемые участники консультативного совета!

Позвольте рассказать об ожидаемых изменениях в Налоговом кодексе РК. Первый пакет поправок, которые вносятся Миннацэкономики совместно с Минфином, является больше тактическим, призванным подправить ситуацию в экономике, направлены на снижение некоторых административных барьеров и улучшения налогового администрирования.

В то же время идет работа над новым стратегическим объединенным Налогово-таможенным кодексом, который в 2018 году правительство будет вносить в парламент.

Всего планируется внести поправки по 132 пунктам Налогового кодекса. В целом изменения коснулись налога на добавленную стоимость, изменен порядок обжалования акта налоговой проверки и продлены сроки введения электронных счетов-фактур.

В этой связи, Налоговые органы должны быть готовы к предстоящим изменениям и проводить разъяснительные работы по ожидаемым поправкам в Налоговый кодекс. В части добровольной постановки на учет по НДС, изменения сроков введения электронных счет-фактур и снижение пороговых значений для обязательной постановки на учет по НДС.

Позвольте остановиться на основных поправках в Налоговый кодекс.

1. В части изменения регистрационных данных индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора

         1.1. Согласно изменениям в законопроекте, изменение регистрационных данных индивидуальных предпринимателей производится на основании уведомления (в действующим НК налоговое заявление), а изменения регистрационных данных частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов и профессиональных медиаторов проводится на основании налогового заявления.

2. В части определения доходов налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

         2.1. Ожидается, что сумма пеней и штрафов, списанных в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, не будут рассматриваться в качестве дохода налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим.

3. Объединение форм 200.00 и 210.00

3.1.         В соответствии с изменениями, планируется объединить:

Форму 200.00 "Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, по гражданам Республики Казахстан"

Форму 210.00 "Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства"

Таким образом, с 2017 года планируется представление данных в объединенной форме Декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу.

4.                Касательно ККМ с ФПД

4.1. Согласно ожидаемым изменениям дополнения и изменения в перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и юридические лица должны применять ККМ с ФПД, должны быть приняты Правительством РК не позднее чем за 90 календарных дней до даты их введения в действие.

5.                Налоговое обследование

         5.1. Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые, в действующем НК указано «вправе». То есть привлечение понятых будет обязательным.

         5.2. Также, основанием для проведения налогового обследования является необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление камерального контроля, а также налогоплательщика, признанного бездействующим.

            Справочно: в действующем НК налоговое обследование проводилось для вручения уведомления, статья дополнена.

6.                Доходы, облагаемые из источника выплаты

6.1. Ожидается, что вознаграждение, выплачиваемое организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц, а также доход, образовавшийся по ипотечному жилищному займу (ипотечному займу), полученному в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года не будут подлежать обложению у источника выплаты.

Согласно нововведениям все ее участники получат освобождение от индивидуального подоходного налога (ИПН) в случае прощения им долга. А банки, которые будут прощать им долги или списывать штрафы и пени, также получат освобождение от корпоративного подоходного налога (КПН).

7.                Имущественный доход

7.1. В случае если имущественный доход, был получен (подлежащий получению) физическим лицом в иностранной валюте, пересчитывается в тенге с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате совершения сделки, в действующем НК на день совершения сделки.

Необходимо отметить, что все изменения касательно курсовой разницы и пересчета в тенге, согласно изменениям будут проводиться с применением курса обмена валют определенного в последний рабочий день, предшествующий дате сделки или операции.

8.                Налоговая тайна

8.1. Согласно законопроекту налоговые органы предоставляют сведения, составляющие налоговую тайну, без письменного разрешения Апелляционной комиссии при рассмотрении жалобы налогоплательщика. В свою очередь налоговая тайна не подлежит разглашению членами Апелляционной комиссии, получившими сведения о налогоплательщике (налоговом агенте) от налоговых органов (с 1 июля 2017 года).

9.                Ожидаемые изменения в части постановки на учет по НДС и выписки счет-фактур

В 2017 году должно было произойти 10-кратное снижение порогового значения по постановке на учет плательщиков НДС.

9.1. Однако с точки зрения экономической ситуации Правительством было принято решение поэтапно вводить эту норму. Поэтому в 2017 году порог по постановке на учет меняться не будет (30000 МРП или 63,6 млн. тенге), а с 2018 года он постепенно начнет снижаться и дойдет до 15 000 МРП к 2020 году.

9.2. Кроме того, в законопроекте исключено обязательство налогоплательщика предоставлять документы, подтверждающие превышение минимума оборотов (акты выполненных работ и т.д.), для добровольной постановки на учет по НДС и налоговый орган не вправе отказывать в постановке на учет по НДС, в случае не предоставления указанных документов.

9.3. Согласно ожидаемым изменениям, налоговые органы отказывают в постановке на учет по НДС в случае приостановления представления налоговой отчетности (с 1 января 2017 года).

9.4. Ожидается дополнение в части снятие с учета по НДС, а именное в случае признания перерегистрации недействительной (на основании вступившего в законную силу решения суда).

9.5. Также, ожидается снятие с учета по НДС без уведомления налогоплательщика в случае неотражения оборотов в ф. 300 декларации в течении 3-х непрерывно следующих налоговых периодов (в действующим НК в течении 2-х налоговых периодов), однако данное положение не будут распространяться на недропользователей и операторов осуществляющих деятельность в рамках контрактов.

9.6. Планируется уточняющая поправка по периоду отнесения НДС в зачет в случае, когда дата получения товаров, работ, услуг и дата выписки счета-фактуры относятся к разным периодам. Предлагается относить НДС в зачет по наиболее поздней из следующих дат:

·        дата получения товаров, работ, услуг;

·       дата выписки счета-фактуры.

10.           Выписка электронных счет фактур   

10.1. Предлагается поэтапный переход на обязательную выписку электронных счетов-фактур.

С 2018 года крупные налогоплательщики,   подлежащие мониторингу

С 2020 года все плательщики НДС.

Таким образом, полный переход на выписку электронных счетов-фактур всеми налогоплательщиками предусмотрен с 2020 года.

10.2. Планируется исключить положения по выписке исправленного ЭСФ.

Исправленный счет-фактура выписывается не ранее даты обнаружения ошибки и не позднее:

1) семи календарных дней после даты обнаружения ошибки – в случае выписки на бумажном носителе;

2) пятнадцати календарных дней после даты обнаружения ошибки – в случае выписки в электронной форме.

Положения исключаются с 2017 года в связи с отсутствием возможности документального подтверждения даты обнаружения ошибки. Фактически положения носили формальный характер.

10.3. Согласно ожидаемым изменениям, выписка счет-фактур не требуется в случае осуществления расчетов с применением POS-терминала, но получатель вправе требовать выписку счет-фактуры, а поставщик обязан в день или позже (но в пределах исковой давности) выписать счет-фактуру.

11.           Касательно акцизов (ОВД)

11.1. Правительством были учтены и предложение производителей алкогольной продукции — поднять акцизы на готовую продукцию, но при этом снизить их на этиловый спирт и на те «ингредиенты», которые используются в производстве.

Это позволит нашим производителям более успешно конкурировать с российским импортом или импортом из других стран. Акцизы значительно поднимутся в среднем на 45%.

·        Этиловый спирт 80% неденатурированый (денатурат - это этиловый спирт сырец, содержащий добавки красителя, окрашивающего спирт в сине фиолетовый цвет, и специальных веществ, придающих ему неприятный запах и вкус) используемых для производства алкогольной продукции с 60 тенге/литр до 0 тенге с 2017 по 2019 г.г.;

·        Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин и пива) с 1380 тенге/ литр до 2000 тенге с 2017, 2275 тенге с 2018 по 2019 г.г.;

·        Пиво и пивной напиток с 26 тенге до 39 тенге с 2017 года и до 57 тенге за литр с 2018 по 2019 г.г.;

·        Сигареты с фильтром и без с 5000 тенге до 6200 тенге с 2017 г. И 8700 тенге за 1000 штук с 2018 по 2019 г.г.;

11.2. В законопроекте исключена обязанность НП уведомлять налоговые органы о предстоящем получении подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей), импортируемых из стран Таможенного союза.

11.3. Ожидается, что будет производиться возврат или зачет ошибочной или излишней уплаты сбора за право занятия деятельностью по хранению и оптовой и розничной реализации алкогольной продукции. В действующем законодательстве данная норма отсутствует (с 1 января 2017 года).

11.4. Также, постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности по производству, оптовой и розничной реализации бензина и дизельного топлива, оптовой реализации табачных изделий, игорный бизнес, услуги с использованием игровых автоматов без выигрышей и производства (сборка) подакцизных товаров производится на основании уведомления о начале или прекращении деятельности в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, но не позднее трех рабочих дней до начала осуществления отдельных видов деятельности. Налоговый орган производит постановку в течение 3-х рабочих дней с даты подачи уведомления (в действующем НК налоговое заявление).

12.           Взыскание

Ожидается внесения изменения и дополнения в некоторые статьи НК по вопросам взыскания имущества должников.

12.1. Реализация имущества, заложенного налогоплательщиком и (или) третьим лицом, производится уполномоченным юридическим лицом в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан, в действующем НК в соответствии ГК РК и принудительном внесудебном порядке;

12.2. Ожидается, что меры принудительного взыскания не будут применяться в случаях применения реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика – со дня вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о реабилитации (в действующем НК после вступления в законную силу решения о применении реабилитации).

12.3. Исключается вынесение постановления налогового органа об обращения взыскания имущества, балансовая стоимость которого определенная на основании бухгалтерского учета составляет менее 6 МРП.

12.4. Также, ожидается, что пеня не будет начисляться на сумму недоимки со дня: вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве, вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры, принятия судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности.

12.5. При этом начисление пени возобновляется в следующих случаях:

ü вступления в законную силу решения суда об отказе в признании налогоплательщика банкротом - со дня вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве;

ü вступления в законную силу определения суда об отказе в утверждении плана реабилитации - со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры;

ü незаключения налогоплательщиком соглашения об урегулировании неплатежеспособности в срок, установленный Законом Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», либо вынесения судом определения об отказе в утверждении такого соглашения - со дня принятия судом решения о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности

13.           Досудебное регулирование

13.1. Необходимо отметить, что новые налоговые изменения предусматривают, в частности, иной порядок обжалования результатов налоговых проверок. По досудебному урегулированию налоговых и таможенных споров вводится апелляционная комиссия с участием представителей общественности.

В настоящее время досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется самим КГД МФ. Для объективной оценки досудебных споров было внесено предложение осуществлять досудебное урегулирование споров на уровне апелляционной комиссии при Министерстве финансов, с включением в нее представителей других заинтересованных государственных органов, НПП, общественников, мажилисменов и т.д.

Это будет новый институт досудебного урегулирования.

13.2. В целом в законопроекте слова «вышестоящий налоговый орган» заменены на «уполномоченный орган».

13.3. Предварительный акт налоговой проверки, согласно ожидаемым изменениям, это документ о предварительных результатах налоговой проверки, составленный проверяющим в соответствии с налоговым законодательством РК.

Теперь до составления акта налогового проверки, должностным лицом налогового органа налогоплательщику вручается предварительный акт налоговой проверки.

В свою очередь в случае несогласия с предварительным актом налогоплательщик предоставляет письменное возражение к указанному акту в налоговый орган, проводившему проверку.

Таким образом, теперь жалоба на уведомление о результатах налоговой проверки направляется в уполномоченный орган, в течение 30-ти рабочих дней, со дня вручения уведомления, а пропущенные сроки на обжалования будут восстанавливать непосредственно уполномоченный орган, рассматривающий жалобу. Также НП вправе обжаловать вышеуказанное уведомление в суде, данная норма не изменилась.

Для рассмотрения жалобы, уполномоченным органом создается Апелляционная комиссия, состав которого определяется уполномоченным органом.

По окончанию рассмотрения жалобы уполномоченным органом выносится мотивированное решение об отмене уведомления либо оставления уведомления без изменения частично или полностью.

Решение по жалобе в письменной форме направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручается налогоплательщику под роспись, а копия направляется в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки.

В случае отмены по результатам рассмотрения жалобы обжалуемого уведомления в части, налоговый орган, проводивший налоговую проверку, выносит уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и направляет его налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, установленный статьей

Решение уполномоченного органа обязательно для исполнения налоговыми органами.

13.4. Кроме того, исключена норма НК в части запрета производить отзыв жалобы в период с даты назначения тематической проверки до даты вынесения решения по жалобе.

13.5. Определены четкие сроки приостановления и продления рассмотрения жалобы.

В действующем Налоговом кодексе срок рассмотрения жалобы приостанавливались до завершения проводимой тематической проверки или повторной проверки, а также до момента получения ответов с компетентных органов. Кроме того в действующем НК не определены сроки об извещении налогоплательщика о приостановлении рассмотрения жалобы. Теперь ожидается приостановление рассмотрения до истечения 15 рабочих дней с даты получения акта завершенной проверки уполномоченным органом и 15 рабочих дней с даты получения ответов по каждому запросу. Также ожидается извещения налогоплательщика о приостановлении рассмотрения жалобы в течение 3 рабочих дней со дня направления запросов.

Кроме того, ожидается, что срок рассмотрения жалобы будут продлеваться до 15 рабочих дней, в каждом случае последующей подачи дополнений к жалобе, а также уполномоченным органом, в случае необходимости дополнительного изучения обжалуемого вопроса могут продлить до 90 рабочих дней.

             Все вышеуказанные меры направлены в первую очередь на защиту бизнеса путем снижения административного присутствия

Теперь, о некоторых нормах Налогового кодекса, которые вводятся в действие с 01 января 2017 года

             1. С 1 января 2017 года в обязанности налогоплательщиков входит оформление сопроводительных накладных на товары в электронном виде, при предстоящем импорте в РК и перемещение товаров в РК (п.п.8) п.1. ст. 14 НК РК)

             2. Изменены сроки исчисления земельного налога физических лиц (1 июня вместо 1 августа) и срок уплаты земельного налога физическими лицами 1 сентября вместо 1 октября.

             3. С 1 января 2017 года для применения СНР на основе патента ИП помимо действующих условии (без наемных работников и предел доходов 300 МЗП (6,8 млн. тенге) должны также соответствовать по видам деятельности:

• штукатурные работы;

• столярные и плотницкие работы;

• работы по покрытию полов и облицовке стен;

• малярные и стекольные работы;

• деятельность такси;

• грузовые перевозки автомобильным транспортом;

• управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;

• деятельность в области фотографии;

• переводческое (устное и письменное) дело;

• сдача в имущественный найм (аренду);

• сдача в имущественный найм (аренду) транспортных средств;

• прокат и имущественный найм (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

• прокат видеозаписей и дисков;

• прокат и имущественный найм (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

• сдача в имущественный найм (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;

• сдача в имущественный найм (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;

• услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;

• услуги образования в сфере культуры;

• услуги в области прочего образования;

• вспомогательные образовательные услуги;

• деятельность в области искусства;

• ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

• ремонт коммуникационного оборудования;

• ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;

• парикмахерские услуги;

• маникюр и педикюр;

• ветеринарные услуги;

• услуги по обработке земельных участков;

• услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

• услуги носильщиков на рынках, вокзалах;

• изготовление и ремонт музыкальных инструментов;

• выпас домашних животных.

4.       Возврат излишне уплаченных сумм для расчета патента производится без проведения хронометражного обследования.       

             5. Уведомления о непредставлении налоговой отчетности (за исключением КПН и НДС) проводится не позднее 1 месяца (раньше 10 рабочих дней).

             6. Налоговый орган в течение 30 рабочих дней до обращения с заявлением в суд о взыскании налоговой задолженности направляет уведомление (с указанием банковских реквизитов для погашения), о налоговой задолженности по имуществу, земле и транспорту, физическим лицам.

             7. Уведомление (об исчисленных суммах и налоговой задолженности) должно быть вручено электронным способом (с 15 июня следующего за отчетным периодом) – с даты доставки уведомления в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства», в случае если НП зарегистрирован в «электронном правительстве», также в явочном порядке в Центр по обслуживанию населения.

             8. С 1 января 2017 года налоговые органы представляют физическим лицам сведения об исчисленных налоговыми органами суммах налоговых обязательств по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства физических лиц и (или) об имеющейся сумме налоговой задолженности путем:

      1) размещения на интернет-ресурсах налоговых органов;

      2) указания в документах, применяемых для расчетов поставщиком коммунальных услуг;

      3) направления на адреса электронной почты налогоплательщика;

      4) направления СМС-сообщения на номера сотовых телефонов, представленные налогоплательщиком.

             Для получения услуг через СМС и электронную почту, налогоплательщик – физическое лицо предоставляет в налоговый орган по месту жительства в письменной форме адреса электронной почты, номера сотовых телефонов.

            

О ходе акции по легализации имущества

         Третья по счету волна легализации имущества и капитала подходит к концу. Всего 2 месяца осталось до окончания масштабной кампании, дающей возможность узаконить «теневые» владения.

         На сегодняшний день по городу Алматы легализованы объекты на сумму более 1 172 млрд. тенге, это имущества находящихся на территории Республики и за ее пределами, доли участия, ценные бумаги и деньги. В 2015 году сумма всех легализованных объектов составляла 807 млн. тенге.

ü В целом по РК по легализации имущества, находящегося на территории РК, легализовано 106 523 объектов и ценных бумаг на сумму 863,9 млрд. тенге, в том числе по г. Алматы легализовано 18 816 объектов и ценных бумаг на сумму 342,1 млрд. тенге или 40%.

ü В целом по РК по легализации имущества, находящегося за пределами РК, легализовано 191 объектов и ценных бумаг на сумму 7,7 млрд. тенге, в том числе по г. Алматы легализовано 85 объектов и ценных бумаг на сумму 6,4 млрд.тенге или 83%.

ü Легализовано денег в целом по РК на сумму 1 783,7 млрд. тенге, в том числе по г.Алматы легализовано денег на сумму 1 145,4 млрд.тенге или 64%.

Освещение легализации в СМИ

             По теме легализации денег и имущества находящегося за рубежом опубликовано 176 материалов в печатных изданиях, 741 материалов на электронных сайтах, организованы более 11 интервью на телеканалах, проведены более 11 семинаров, также проведены флэш-мобы на улицах города.

Легализация имущественного дохода

             Необходимо отметить, что одним из преимуществом легализации является то, что доход, полученный при реализации имущества (дом, квартира, участок и т.д.) до 01 сентября 2014 года и где у налогоплательщика (продавца) возникает обязательство по уплате подоходного налога в сумме 10% от прироста стоимости можно легализовать.

             Справочно: Доход субъекта легализации, который является источником формирования легализованных денег и получен до 1 сентября 2014 года, подпадает под налоговую амнистию (в соответствии с Законом РК «Об амнистии граждан».

         В этой связи напоминаем о том, что имеется возможность легализовать доходы через проводимую акцию, осталось всего 60 дней.



Доклад руководителя УКК

Айнакулова Б.А.

на Тему: администрирование СМБ,

применение ККМ и PОS – терминалов

Добрый день, уважаемые участники заседания!

Позвольте представить доклад о проводимой работе по администрированию субъектов малого предпринимательства.

Как известно, в ближайшее время запланировано проведение мероприятий, посвященных празд­нованию 25 – летия Независимости Республики Казахстан и Зимней Универ­сиады 2017 года, в рамках которой город Алматы планируют посетить порядка 30-ти тысяч иностранных гостей и туристов.

В этой связи, актуальным является вопрос оказания качественных услуг гостям города при приобретении тех или иных товаров, получения услуг, с обязательным применением контрольно кассовых машин и pos-терминалов. Так как отсутствие данных аппаратов у предпринимателей, могут оставить негативное мнение у гостей города.

Положительные изменения в развитии оказания государственных услуг.

В начале доклада хочу озвучить проведенную работу по улучшению качества оказываемых государственных услуг.

Для обеспечения благоприятного климата и проведения прозрачной фискальной политики, построенной на конструктивном диалоге Департаментом проводится работа по устранению административных барьеров, минимизации контактов с налогоплательщиками, прозрачности ведения налоговой и таможенной политики, борьбой с теневой экономикой.

Так, за последние 5 лет, по налоговой услуге: «представление налоговой отчетности» органы гос.доходов достигли уровня востребованности до 96%.

За 9 месяцев текущего года оказано порядка 2,9 млн. электронных услуг (превышает уровень 2015 на 110 тыс. услуг).

Справочно: в электронном виде оказано – 2 518 966 (87,1 %), увеличилось количество в электронном виде против 9 мес. 2015г.- 148 495 или на 106% (9 месяцев 2015г.-2  370 471).

Данный показатель повлиял на рост рейтинга комфортности и ведения бизнеса в Казахстане (Doing Business-2016).

Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса «Doing Business 2016» в Казахстане оценивается на показателях г. Алматы. На сегодняшний день - это 41-е место среди 189 стран, или улучшение на 12 пунктов (53 место в 2015 году, средний рейтинг в странах Центральной Азии (средний рейтинг для стран ЦА – 82)).

Работа по поступлению сумм налогов, без ущемления прав налогоплательщиков проводится следующим образом.

Первое, это проведение работы путем повышения налоговой культуры и пропаганды налогового законодательства.

В текущем году проведено более 55-ти семинар – совещаний и круглых столов, выпущено 2 262 видеосюжетов на телевидении и информационных сайтах ДГД и КГД, в том числе проводятся семинары в программе Periscope.

Для удобства налогоплательщиков в Торговых домах и на территории рынков, проведены семинар - совещания, вручены памятки и буклеты с разъяснением норм налогового законодательства. В том числе в некоторых торговых домах и рынках, для удобства торгующих лиц, установлены пункты по приему документов с целью проведения регистрации в качестве субъектов предпринимательства, (в частности это 1 торговый дом «МегаТау», 3 рынка «Жетысу – Семиречье», «Зеленный базар», «Строй Сити»).

Второе, это оптимизация и упрощение процедур для бизнеса.

Так, с прошлого года была упрощена процедура ликвидации индивидуальных предпринимателей неплательщиков НДС, без проведения камерального контроля.

В текущем году упрощенную ликвидацию применили 7 917 (92,4%) налогоплательщиков. (всего ликвидировано в 2015 году 14535 ИП, из них упрощенная ликвидация 12263 ИП; в 2016 году 8565 ИП, из них упрощенный метод 7917 ИП).

Кроме того, в будущем предполагается поэтапный переход на современную систему аудита, путем смещения государственных контрольных функций в частный сектор - электронный аудит (E-audit), где действуют принципы само начисления и стимулирования добровольного соблюдения законов, а также внедрение альтернативного аудита, когда налогоплательщик сам сможет выбирать себе проверяющего, то есть налоговый орган или частную аудиторскую компанию.

При этом, заключение частного аудитора будет признаваться официальным документом.

Вместе с тем, для создания благоприятных условий налогоплательщикам, наряду с введением работы «справочного» Модератора, и электронной системы управления очередностью, запущен проект работы Единого Центра оказания услуг, где в одном подразделении принимаются заявления налогоплательщиков. Весь путь движения входящих и исходящих документов находится под контролем.

Кроме того, в Медеуском и Наурызбайском районах введено использование технологии «Без барьерный центр оказания государственных услуг».

По ККМ с функцией передачи данных и POS-терминалам.

Наряду с этим, одним из важных вопрос в деятельности Департамента является борьба с теневой экономикой.

Так, в настоящее время, Департаментом совместно Палатой проводится совместная работа в отношении более одной тысячи налогоплательщиков, которые отказываются самостоятельно устранять нарушения в части постановки на регистрационный учет и уплаты налогов.

Справочно. С Палатой проводится работа в отношении 1 733 физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательства (поставлено на регистрационный учет - 32 физических лиц, или 2%), 81 налогоплательщиков (269 бильярдных столов не поставлены на учет, потери 11 млн.тенге в месяц), осуществляющих деятельность в области бильярдных и компьютерных клубов (поставлено на регистрационный учет – 49 бильярдных столов, или 18%).

Одним из оснований возникновения теневого оборота является неприменение налогоплательщики контрольно – кассовых машин с функцией передачи данных и установки POS-терминалов.

На сегодняшний день ККМ с онлайн передачей данных не применяют более двух тысяч налогоплательщиков (2 233 НП - 2 406 ККМ) это 30%) от общего числа налогоплательщиков, которые ранее установили данные аппараты (общее количество НП, зарегистрировавших - 7 691, применяют – 5 458 НП (7 953 ККМ), и такое же количество не установили кассовые аппараты, тогда как должны были (1 994 НП (28,3%), на которых возложена обязанность по установке ККМ с функцией передачи данных не произвели установку данных аппаратов (общее количество индивидуальных предпринимателей, подлежащих обязательной установке (7 135 НП).

Сведения о НП, применяющих / не применяющих ККМ с ФПД (млн.тенге)


Зарегистрированные ККМ с ФПД

Из них

Применяют ККМ

Не применяют ККМ

Кол-во НП

Кол-во ККМ

Кол-во НП

Кол-во ККМ

Общая сумма оборота

% по кол-ву НП

% по кол-ву ККМ

Кол-во НП

Кол-во ККМ

% по кол-ву НП

% по кол-ву ККМ

    7 691  

10 359  

5 458

7953

20 978

70,9%

76,7%

2 233

2406

29,1%

23,3%


Таблица по НП не зарегистрировавшим с ККМ ФПД.


Подлежат регистрации онлайн ККМ

Из них

Зарегистрированы онлайн ККМ

Не зарегистрированы онлайн ККМ

Кол-во НП

Количество объектов

Кол-во НП

Количество объектов

Кол-во НП

Количество объектов

7135

7153

5141

5155

1994

1998


Что касается POS-терминалов, то согласно сведениям Национального банка, каждый год увеличивается количество операций, совершенных безналичным платежом, при этом больше половины безналичных платежей совершено посредством POS-терминалов (57,2% от общего количества, 61,3% по объему безналичных платежей).

В соответствии с Законом РК «О платежах и платежных системах» с 01 января текущего года, многие налогоплательщики обязаны установить pоs – терминалы.

На 01.09.2016г. в целом по городу установлено 29 302 pоs – терминалов, тогда как количество налогоплательщиков, которые должны установить pоs – терминалы составляет – 42 381 НП, установлено всего 69,1% аппаратов.

По электронным счетам – фактурам

Аналогичная ситуация наблюдается по электронным счетам – фактурам, где по итогам проведенной разъяснительной работы, добровольно перешли на электронное выписывание документов 30% налогоплательщиков (в том числе из 6615 УВЭД, зарегистрированы в ИС ЭСФ 3950).

Однако, осталась категория налогоплательщиков, которые должны выписывать подобные документы (участники ВЭД, таможенные представители, лица которые растаможили товар по ставкам ВТО), но не выписывают. Таких налогоплательщиков у нас - 1 463.

Согласно нормам закона предусмотрена административная ответственность к лицам, которые обязаны выписывать, но не выписывают электронные счета-фактуры. С начала года вынесено 153 постановления о наложении штрафа на сумму 41,0 млн.тенге.

По хронометражным обследованиям.

Отдельно хочу остановиться на работе, которая проводится в отношении участников внешнеэкономической деятельности, которые производят импорт товаров по пониженным ставкам всемирной торговой организации.

Республика Казахстан, вступив во всемирную торговую организацию, взяла на себя ответственность контролировать перемещение таких товаров, и не допускать их экспорта.

В этой связи Департаментом проведено 190 хронометражных обследований, в ходе которых в 123 случаях установлены следующие нарушения:

- не отражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров - 65 нарушений,

- кассовой дисциплины - 42 нарушений,

- отсутствие pоs – терминалов - 11 нарушений,

- выписка фиктивных счетов - фактур - 5 нарушений.

При этом, в 53-х случаях органы государственных доходов ограничились вынесением предупреждений и рекомендацией о недопущении впредь аналогичных нарушений.

По проблемным налогоплательщикам.

Несмотря на политику Департамента, которая направлена на снижение давления на бизнес, имеются отдельные случаи преднамеренного уклонения от уплаты налогов путем сокрытия доходов, наемных работников и объектов, которые подлежат налогообложению.

Так, по результатам проведенного анализа установлено, что из общего количества ИП (163 186) только 51% ИП (82 777) уплачивают налоги.

Оставшаяся часть приходится на налогоплательщиков, приостановивших деятельность или представивших ФНО с нулевыми показателями.

Справочно: на сегодняшний день количество бездействующих ИП – 14 516, приостановившие деятельность – 28 885, представляющие ФНО с нулевыми показателями – 48 815.

Сведения по ИП, не осуществляющих деятельность


Общее кол-во не функционирующих ИП

В том числе

БД

% от не осущест-х деятельность

Приостановленные

% от не осущест-х деятельность

ФНО «0»

% от не осущест-х деятельность

92 216

14 516

16

28 885

31

48 815

53


При сравнении данных из разных источников (Декларации поставщиков, сведения об участии в гос. закупках и внешнеэкономической деятельности, списки, предоставленные рынками) установлено, что - 3 439 ИП работают, несмотря на приостановление деятельности, тем самым не уплачивают налоги.

Сведения по ИП, нарушивших порядок приостановления деятельности (млн.тенге)

УГД

Приостановленные

Количество уведомлений

Доля от общего кол-ва

Заниженная сумма доходов

Сумма ожидаемых налогов

Количество арендующих торговые места на рынках и ТД

Доля от общего кол-ва

всего

28 885

1 535

100

11 024

331

1 904

100

Кроме того, из числа действующих предпринимателей - 24 тысячи налогоплательщиков или 52% предпринимателей, платят налоги в сумме до 50,0 тыс.тенге (за 9 месяцев).

При этом в отраслях, которые должны являться рентабельными - указываются низкие доходы.

Справочно: ИП, работающие по патенту - 44% (19 019 ИП), упрощенная декларация – 55,2%, или 24 126 ИП (на общеустановленный режим – 1,3%, 557 ИП).

Поступления от ИП за 9 мес. 2016г., до 50,0 тыс.тенге

по Упрощенной декларации, Общеустановленный режим, (тыс.тенге).

Вид деятельности

УД, ОУР

количество НП

Сумма поступлений

Доход

Средний доход на 1 ИП в мес

Кол-во наемных работников

ФОТ

Торговля

12 278

250 270

918 266

75

6 163

85 894

Перевозка (такси)

791

14 778

50 988

64

405

4 528

Салоны красоты

550

9 628

35 526

65

577

13 039

Автомойки и СТО

320

5 896

21 612

68

223

4 739

Общепит

746

13 971

51 178

69

584

12 889

Аренда

1 613

35 185

128 997

80

709

8 096

Производство

460

8 582

30 988

67

317

5 560

Строительство

348

6 428

23 626

68

183

1 846

Ремонт

409

7 575

28 052

69

271

5 271

Образование и здравоохранение

573

10 123

37 134

65

379

6 878

Прочее

6 595

116 223

416 718

63

3 504

58 681

Итого:

24 683

478 657

1 743 086

752

13 315

207 421

Как видно, из слайда в сфере общественного питания, от 746 ИП, поступления налогов составили – 13,9 млн.тенге, или средний доход в месяц составляет 69,0 тыс.тенге (в среднем поступления на каждого ИП - 18,7 тыс.тенге). Тогда как средний чек по городу, выдаваемый в данной сфере от 1,0 тыс.тенге до 5,0 тыс.тенге.

Автомойки и станции технического обслуживания, от 320 ИП, поступления налогов составили – 5,8 млн.тенге средний доход в месяц 68,0 тыс.тенге (в среднем поступления на каждого ИП составили – 18,4 тыс.тенге). Средний чек от 2,0 до 5,0 тыс.тенге.

Салоны красоты, от 550 ИП, поступления налогов на 1 ИП составили – 17,0 тыс.тенге, средний доход в месяц – 65,0 тыс.тенге. Средний чек от 1,0 тыс. до 4,0 тыс.тенге.

Кроме того,

1733 физических лиц, торгуют на рынках и в торговых домах без регистрации в качестве ИП,

1 101 ИП, работают в период приостановления деятельности и не платят налоги

2 047 ИП работают, но представляют декларации с нулевыми показателями

Таблица по рынкам

РУГД

К-во ИП, работают в период приост-я деят-сти деят-сть

К-во ИП, возобн.

%

К-во Ф/Л без регистрации в качестве ИП

Поставлено на учет как ИП

%

К-во ИП, ФНО по "0"

Кол-во ДФНО

%

Доход по ДФНО

Сумма налога

Итого

1 101

103

9

1 733

32

2

2 047

183

9

404,7

12,1

Аналогичная проблема по налогоплательщикам, деятельность которых облагается фиксированным налогом (бильярдные и компьютерные клубы).

Из слайда видно, что в городе не зарегистрировано 220 бильярдных столов (ожидаемое поступления в месяц – 11,6 млн.тенге) и 4 200 персональных компьютеров для проведения онлайн игр (ожидаемое поступление в месяц – 35,6 млн.тенге), общая сумма не поступления налогов в месяц 47,2 млн.тенге.

Сведения по отработке бильярдных клубов (тыс.тенге)

Кол-во НП

Факт-е кол-во бильярдных столов

Кол-во бильярдных столов (ИС ИНИС)

Откл-е

Сумма налога за месяц

Ожидаемая сумма до конца года

Из них поставлены на учет

Не поставлены на учет

Кол-во

Сумма ФН за месяц

Кол-во

Сумма ФН за месяц

81

518

249

269

14 264

42 791

49

2 598

220

11 666

Сведения по отработке компьютерных клубов (тыс.тенге)

Количество анализируемых НП

Количество зарегистрированных ПК по базе ИНИС РК

Фактическое количество ПК

Заниженное количество ПК

Сумма не поступающего налога

Ожидаемая сумма до конца года

Количество адресов, где не зарегистрированы ПК

117

511

4 706

-4 200

-35 633

-106 898

116

Таким образом, из-за подобных лиц, налоговая нагрузка ложится на законопослушных налогоплательщиков.



Рассказать друзьям:

 
Текст сообщения*

Возврат к списку