Учёт

Рекомендации по результатам анализа по выявлению наиболее часто встречающихся факторов, приводящих к доначислению налогов (пени, штрафов)

3496

С 1 июля 2017 года при участии НПП «Атамекен» начала свою работу Апелляционная комиссия при Министерстве финансов Республики Казахстан.

С начала введения данного механизма Апелляционной комиссией рассмотрено порядка 118 жалоб предпринимателей на результаты налоговых проверок, то есть 50% от общего количества поступивших жалоб.

По итогам рассмотрения жалоб в каждой третьей жалобе подтверждаются законные требования предпринимателя (34%).

Участие НПП «Атамекен» в работе Апелляционной комиссии не ограничивается только рассмотрением жалоб, но и дает возможность проанализировать качество составляемых органами государственных доходов актов налоговых проверок, а также позволяет выявлять наиболее часто встречающиеся факторы, приводящие к доначислению налогов (пени, штрафов), и принимать по ним соответствующие меры по предотвращению и минимизации рисков.

В связи с этим НПП «Атамекен» проведен анализ актов налоговых проверок, составленных и обжалованных в 2017-2018 гг., по результатам которого выработаны соответствующие рекомендации.


Относительно отнесения на вычеты/в зачет расходов по приобретенным товарам

На практике отдельные предприниматели относят расходы по приобретенным товарам (работам, услугам) на вычеты по КПН и НДС в зачет без надлежащего оформления первичных документов, подтверждающих факт совершения операции (события).

Одним из примеров неполного документального подтверждения расходов по приобретенным товарам является факт отсутствия товарно-транспортных накладных и путевых листов при перевозке товара автомобильным транспортом.

Требование по составлению товарно-транспортной накладной предусмотрено положениями Гражданского кодекса РК и Закона РК «Об автомобильном транспорте», а также Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию РК.

Примечание:

см. статью 689 Гражданского кодекса РК (Особенная часть), статью 30 Закона РК «Об автомобильном транспорте», пункт 138 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 года № 546


Рекомендации:

в целях снижения рисков возникновения налоговых споров при отнесении на вычеты/ в зачет расходов по приобретенным товарам наряду с такими подтверждающими документами как: договор о поставке товара (перевозке груза), счет-фактура, платежное поручение (расходный ордер), акт приема-передачи товаров, накладная на отпуск запасов на сторону необходимо обращать внимание на наличие товарно-транспортной накладной и путевого листа при перевозке товара автомобильным транспортом, а в случаях самовывоза товара – на наличие на праве собственности (на балансе) транспортного средства.



Относительно отнесения на вычеты/в зачет расходов по приобретенным работам (услугам)

Зачастую налоговые органы для подтверждения расходов по приобретенным работам (услугам) наряду с такими подтверждающими документами как: договор на выполнение работ (оказание услуг), счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг), платежное поручение (расходный ордер) в рамках проверки требуют предоставить дополнительные документы, раскрывающие содержание (суть) выполненной работы (оказанной услуги).

В случае непредоставления предпринимателем таких документов, проверяющий исключает отнесенные на вычеты/в зачет расходы по приобретенным работам (услугам), соответственно, производит доначисление КПН и НДС.


Рекомендации :

при отнесении на вычеты/в зачет расходов по приобретенным работам (услугам) необходимо обращать внимание на наличие отчета о выполненной работе или оказанной услуге с описанием и детализацией выполненной работы и оказанной услуги:


пример №1 

При выполнении работ по управлению проектом по строительству – на наличие отчета о ходе выполнения работ (содержащий информацию о текущей ситуации на строительной площадке, о текущей ситуации по освоению денег, прогноз по бюджету проекта, анализ увеличения или уменьшения персонала, участвующего в строительстве, уровень эффективности персонала, вопросы о качестве выполненных работ, вопросы логистики и т.д.).


Пример №2 

При оказании услуги по поиску и подбору персонала –  наличие отчета о проделанной работе (содержащего информацию о вакантных должностях, список потенциальных кандидатов, соответствующих   предъявленным требованиям, с указанием Ф.И.О. и описанием деловых и личностных качеств, о ходе проведенного интервью с кандидатами), приказ о приеме на работу.


Пример №3 

При оказании консультационных услуг по вопросам налогообложения – на наличие отчета о проделанной работе (содержащего сведения о проведенном анализе, разработке рекомендаций, подготовке проекта соглашения и т.д.).


Относительно неподтверждения взаиморасчетов с поставщиками товаров, работ, услуг по результатам встречных проверок

В рамках проверки налоговый орган в случае выявления нарушений (расхождений) по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» вправе назначить встречную проверку с целью подтверждения взаиморасчетов с поставщиками товаров, работ, услуг.

По результатам встречных проверок взаиморасчеты с поставщиками товаров, работ, услуг не подтверждаются, поскольку:

1) поставщики товаров, работ, услуг сняты с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированы, признаны бездействующими, банкротом, лжепредприятием;

2) государственная регистрация (перерегистрация) поставщика товаров, работ, услуг решением суда признана недействительной;

3) поставщики товаров, работ, услуг отсутствуют по месту нахождения либо утратили учетную документацию.

Примечание:

Аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной предпринимателем налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Сведения о налогоплательщиках (налоговых агентах), имеющих налоговую задолженность, признанных бездействующими, банкротами, лжепредприятиями, а также регистрация которых признана недействительной на основании вступившего в законную силу судебного акта, сведения о результатах налогового обследования и т.д. размещаются налоговыми органами на Интернет-ресурсе: www.kgd.gov.kz / раздел «Электронные сервисы либо информационные ресурсы»


Также вы сможете воспользоваться сервисом "Проверка контрагентов" от портала Учет.kz https://pk.uchet.kz/

Мастер сервис – Проверка контрагентов – представит вам более 400 тыс.организаций, более 20 источников информации и более 20 показателей. Вам останется только вести БИН своего контрагента и вы получите всю исчерпывающую информацию о нем: основная информация, финансовые показатели, информация по уплаченным налогам, информация о первом руководители.
Не гадайте с кем вступаете в деловые отношения. Работайте не боясь корректировок.

Рекомендации :
в целях предотвращения и минимизации рисков при совершении финансово-хозяйственных операций (событий) обращать внимание на статус поставщика товаров, работ, услуг посредством проверки их статуса на интернет-ресурсе налоговых органов (в списке неблагонадежных налогоплательщиков).

Относительно признания сделок с поставщиками товаров, работ, услуг недействительной согласно решению суда

В соответствии с положениями Налогового кодекса органы государственных доходов имеют право предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РК и другими законодательными актами.

Судами сделки признаются недействительными при нарушении требований, предъявляемых к форме, содержанию и участникам сделки, а также к свободе их волеизъявления по основаниям, установленным Гражданским кодексом РК или иными законодательными актами.

Также о недействительности сделки могут свидетельствовать, в том числе подтвержденные доказательствами доводы органа государственных доходов:

1) о невозможности реального осуществления поставщиком сделок с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

2) отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей деятельности в силу отсутствия у поставщика трудовых ресурсов, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.


Примечание:

см. подпункт 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса, статью 157 Гражданского кодекса РК, пункт 1 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 7 июня 2016 года №6 «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности», пункт 4 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29 июня 2017 года №4 «О судебной практике применения налогового законодательства»


Рекомендации :

в целях предотвращения возникновения спорных вопросов при совершении сделок с поставщиками товаров, работ, услуг проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщика посредством получения сведений от поставщика (в т.ч. сведений об активах, транспортных средствах, материальных и трудовых ресурсах и т.д., необходимых для достижения результатов, то есть для поставки товаров, работ, услуг), от налоговых органов, а также использования официальных источников информации (интернет-ресурса налоговых органов, СМИ и сети интернет).


Относительно ошибок, допускаемых в бухгалтерском и налоговом учете

Другими немаловажными факторами, приводящими к доначислению КПН и НДС, являются:

1) формальные нарушения, допущенные при совершении финансово-хозяйственной операции (события) – когда первичные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормами Налогового кодекса и Закона РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».


Примечание:

см. пункты 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса, статью 190 Налогового кодекса, подпункт 3) пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса, статья 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности»


2) отсутствие раздельного учета (либо некорректного ведения) – когда предприниматель осуществляет деятельность по договору доверительного управления, по договору о совместной деятельности, по долгосрочным контрактам, применяет специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и т.д.

Положениями Налогового кодекса по таким видам деятельности предусмотрены иные условия (особенности) налогообложения, чем общеустановленный порядок.

В рамках проверки налоговые органы ввиду отсутствия у предпринимателя раздельного учета по видам осуществляемой деятельности доначисление КПН и НДС производят в общеустановленном порядке, без учета особенностей налогообложения.


Примечание:

см. статью 194 Налогового кодекса


3) бухгалтерские ошибки – когда в бухгалтерском учете финансово-хозяйственные операции (события) отражены некорректно либо отсутствуют, а также когда при заполнении налоговой отчетности и отражении операции (события) в бухгалтерском учете допущены арифметические ошибки и т.д.


Примечание:

см. статью 226 Налогового кодекса, Закон РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».


Рекомендации :

при совершении финансово-хозяйственной операции (события) и отражении их в бухгалтерском и налоговом учете обращать внимание на требования, установленные нормами Налогового кодекса и Закона РК «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».


Анализ по выявлению наиболее часто встречающихся факторов, приводящих к доначислению налогов (пени, штрафов), будет проводиться на постоянной основе.

Также на постоянной основе анализируется качество составляемых органами государственных доходов актов налоговых проверок, по результатам которого в рамках Апелляционной комиссии информируется КГД МФ РК о необходимости повышения качества составляемых актов проверок.

Со всеми материалами, касающимися обжалования налоговых проверок, предприниматели могут ознакомится на официальном интернет - ресурсе НПП «Атамекен»: www.atameken.kz в разделе «Досудебная апелляция по налоговым и таможенным спорам».