Учёт

Признание сделки недействительной налоговиками

11181

5 сентября 2019 года Председателем Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан  подписан приказ «О некоторых вопросах налогового администрирования», в котором, в частности, утверждены Методические рекомендации о некоторых вопросах порядка определения налоговых обязательств в случаях выявления признаков недействительности сделок.


Методические рекомендации разработаны в целях оказания правовой помощи работникам органов государственных доходов при установлении обстоятельств невозможности осуществления налогоплательщиком финансово-хозяйственной операции.


Методические рекомендации основываются на нормах Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Гражданского кодекса Республики Казахстан, Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 7 июля 2016 года № 6 «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности», Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства».


Работниками органов государственных доходов могут выявляться признаки совершения сомнительных операций как в ходе налоговых проверок, так и в ходе иных форм налогового контроля, в том числе камерального контроля.


СМОТРЕТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Приостановили Методические рекомендации о признании недействительности сделок

В ходе налоговой проверки работники органов государственных доходов осуществляют проверку соблюдения налогового законодательства на предмет законности отнесения расходов на вычеты при определении налогооблагаемого дохода и в зачет сумм НДС, и при наличии достаточных оснований и доказательств вправе изменить суммы вычетов и зачета НДС без признания в судебном порядке сделок недействительными.

Согласно пункту 3 статьи 242 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса предусмотрено, что суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации.


Для целей налогового учета необходимо подтверждение фактического осуществления финансово-хозяйственной операции между налогоплательщиком и его контрагентом.

Наличие формально оформленных первичных учетных и других документов не свидетельствует о фактическом совершении финансово-хозяйственной операции.


Наличие товара (объекта, работ, услуг) в рамках мнимой сделки также не может свидетельствовать об обоснованности сведений налогового учета, поскольку такой товар (объект, работа, услуга) может быть приобретен от иного лица в рамках другой сделки либо незаконным путем.


В случае наличия оснований для признания регистрации (перерегистрации) юридического лица недействительной, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, органы государственных доходов подают в суд соответствующие иски в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


В случае подачи иска о признании недействительными счетов-фактур следует учитывать, что счета-фактуры не могут быть признаны сделками, совершенными в письменной форме. Счет-фактура может являться одним из доказательств совершения сделки, но не самой сделкой.

Если имеются только счета-фактуры и они приняты во внимание налогоплательщиком при исполнении своих налоговых обязательств, в соответствии с пунктом 5 Нормативного постановления № 4 предметом оспаривания должна являться сделка, подтверждающаяся наличием счетов-фактур.

       

Методическими рекомендациями также утвержден Перечень документов, подтверждающих отсутствие фактического совершения финансово-хозяйственной операции, который не является исчерпывающим.

Приведенные в настоящих Методических рекомендациях обстоятельства и доказательства не являются исчерпывающими, так как их установление и сбор зависят от рода и сферы деятельности, вида товара, работ и услуг, региона и других факторов, влияющих на экономическую составляющую проводимых финансово-хозяйственных операций.