Учёт

Новый Налоговый кодекс с 2025 года. Какие изменения ожидаются?

21850
Продолжается разработка проекта нового Налогового кодекса. Проводится она совместно с бизнесом, экспертным сообществом и депутатами. На сегодняшний день рассмотрено порядка 700 предложений, сообщает Учет.kz.

Принятие Налогового кодекса на 2025 год планируется в октябре 2024 года.

Министерство национальной экономики разместило Консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в котором отражены основные изменения, которые ждут бизнес Казахстана с 2025 года.

Ставка НДС   (далее – НДС) изменится

Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире – 12%. Тогда как в России, Беларуси, Армении – 20%, в странах ОЭСР доходит до 27%.

В Казахстане порог для постановки на учет по НДС (с 1 января 2022 года 20 тыс. МРП, или 153,1 тыс. долл. США) является одним из самых высоких, если сравнивать с постсоветскими странами и странами ОЭСР.

В Казахстане существует исключение из общего правила по порогу для индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной форме налогообложения. Такие налогоплательщики не включают размер оборота по реализации для постановки на учет по НДС сумму безналичного оборота до 380 млн тенге (874 тыс. долл. США) при условии использования программного продукта ТИС (трехкомпонентная интегрированная система).

В первые годы независимости ставка НДС в Казахстане составляла 28%. При этом постепенно с годами ставка постепенно снижалась. Целью такого снижения было повышение уровня собираемости налога за счет сокращения теневого оборота товаров, работ, услуг.

При этом в мировой практике применяются дифференцированные ставки для социально значимых и «чувствительных» товаров. Однако, как показывает международный опыт, низкие ставки для отдельных товаров применяются при высоких базовых ставках, и наличие нескольких налоговых ставок существенно усложняет налоговое администрирование.

Планируется, что ставка НДС для разных отраслей экономики будет разной.

При этом на заседаниях по рассмотрению Нового налогового кодекса основатель и руководитель ГК "Учет" Максим Барышев выступает против увеличения ставки НДС.

Он отметил, что с 1 января 2022 года установлено минимальное пороговое значение по НДС в 20 тысяч. Это 69 миллионов тенге в год, или 189 041 тенге в день. 

"То есть практически всё, что мы покупаем в магазинах, - продукты питания, одежда, обувь, бензин - содержит НДС. Бухгалтеры считают этот налог чуть ли не самым сложным, но вот кто действительно страдает от него, так это конечный потребитель. Причем чем беднее человек, тем более ощутимо для него это финансовое бремя. Я категорически ПРОТИВ повышения СТАВКИ НДС", - сказал Барышев.


Он привел пример:

Представим себе двух казахстанцев: один зарабатывает 100 тысяч тенге, второй –10 миллионов. В потребительской корзине первого расходы на питание и базовые потребности в услугах занимают все 100 тысяч тенге; 12% со всей зарплаты – НДС из своего кармана, это притом, что государству уже были уплачены все налоги с его зарплаты.

Наш второй герой тратит на базовые потребности примерно 1/5 доходов, то есть 2 миллиона тенге, оставшиеся 8 он откладывает на депозит, получая процент, или инвестирует. В его статье расходов НДС всего лишь 2,4%.

На примерах мы видим, что НДС в Казахстане очень сильно бьет по кошельку именно бедных казахстанцев.

Простота и легкость администрирования розничного налога позволят казахстанцам экономить на налоговых затратах, платя в шесть раз меньше при покупках товаров и услуг.

В итоге государство, облегчив и сократив налоги, сможет значительно улучшить бизнес-среду, предприниматели получат понятные и простые правила оплаты налогов, а граждане смогут значительно сократить свои траты.


Ставка корпоративного подоходного налога (далее – КПН)

В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует.

В целом порядок обложения КПН в Казахстане соответствует международной практике, при этом ставка 20% является относительно низкой по сравнению со ставками других стран.

В последние годы эффективная ставка КПН в Казахстане варьируется от 2,9 до 3,8%, что является низким показателем. Одной из основных причин этого является целый ряд налоговых льгот, в том числе установленных для отдельных видов деятельности (лизинг, приоритетные секторы экономики по инвестиционным контрактам/соглашениям, образование, медицина и т. д.) в зависимости от территории (специальной экономической зоны (далее – СЭЗ) "Астана Хаб" и т. д.).


Прогрессивная ставка индивидуального подоходного налога (далее – ИПН)

В Казахстане применяется налогообложение ИПН по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода («плоская шкала»). Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», т. к. физические лица, получающие «сверхдоходы», имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов.

В Республике Казахстан до 2006 года применялась 4-ступенчатая прогрессивная шкала обложения ИПН с налоговыми ставками от 5  до 20 % (5 %, 10 %, 15 % и 20 % при превышении пороговых значений). Переход от прогрессивной шкалы к «плоской» ставке 10 процентов произведен в 2007 году с целью снижения доли выдачи заработной платы в конвертах.

Аналогично «плоскую шкалу» ИПН применяют еще 29 стран. Остальные страны, в том числе страны ОЭСР, применяют прогрессивную шкалу.

Смысл прогрессивной шкалы налога в том, чтобы более высокооплачиваемые работники вносили больший вклад в развитие страны.


Гармонизация ставок акцизов на табачные изделия

Для соблюдения данного принципа действующим законодательством предусмотрено поэтапное увеличение ставки акциза на сигареты для достижения в 2024 году уровня 28 евро, что на 20% ниже индикативной ставки.

Кроме того, согласно положениям Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов ЕАЭС (далее – Соглашение) предусматривается дальнейший пересмотр индикативной ставки.

В этой связи при установлении новых индикативных ставок будут приняты меры по пересмотру ставок акцизов на сигареты.

Для соблюдения Соглашения предлагается в рамках нового Налогового кодекса предусмотреть ставки на сигареты на 5-летний период.

В свою очередь в результате анализа динамики сближения ставок акцизов на сигареты с фильтром в государствах - членах ЕАЭС за период 2019-2023 гг., а также в прогнозируемом периоде 2024 года установлено, что Стороны систематически повышали ставки указанных акцизов. Темпы прироста ставок акцизов на сигареты с фильтром в государствах - членах ЕАЭС составили от 8 до 67%. Средний тем прироста ставок указанных акцизов по ЕАЭС составил 25%.

По состоянию на 2023 год средняя ставка акцизов на сигареты с фильтром в государствах - членах ЕАЭС составляет 36 евро.

 

Реформирование специальных налоговых режимов  (СНР)

Предлагаются следующие подходы:

  • объединение режимов со схожими условиями;

  • упразднение невостребованных режимов;

  • пересмотр условий применений режимов с учетом данных фактического применения;

  • совершенствование режима розничного налога.

Зарубежная практика применения специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего предпринимательства выглядит следующим образом.

Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. В зарубежных странах развитию малого предпринимательства придается большое значение исходя из приоритетности создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого экономического роста.

Однако малый и средний бизнес обладают не только количественной, но и качественной определенностью. Здесь главная черта – соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса.

Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности:

  • ускоряет и упрощает процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросам потребителей, разрабатывать и усваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;

  • малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля над работниками и менеджерами; собственник сам организует производство, получая при этом экономию на накладных расходах;

  • благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы обеспечивается более высокая интенсивность и дисциплина труда;

  • работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь в результате на меньшую, чем на крупных предприятиях, заработную плату.

Таким образом, малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Большинство развитых стран всячески поощряет и поддерживает деятельность малого бизнеса. При этом критериями отнесения к малому предпринимательству могут выступать:

  • среднесписочная численность работников;

  • вид деятельности;

  • годовой оборот или баланс за предыдущий год;

  • состав учредителей – процентное отношение участия учредителей в формировании уставного фонда МСП.

Предусматривается по отношению к субъектам малого бизнеса два основных подхода:

1) введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль). Применение более низкой ставки корпоративного налога для малых предприятий широко распространено во многих развитых государствах;

2) введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Упрощенное налогообложение предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. д.).


Налогообложение транспортных средств и недвижимого имущества физических лиц

Предлагаются следующие меры:

  • пересмотр базы обложения налогом на имущество таким образом, чтобы расчетная стоимость объектов была максимально приближена к рыночной стоимости;

  • привязка земельного налога к кадастровой стоимости;

  • упразднение налога на транспортные средства с сохранением налога по автомобилям с повышенным  объемом двигателя.

Согласно международному опыту при налогообложении транспортного средства и имущества учитывается его стоимость.

В совокупную налоговую нагрузку при обложении транспортных средств могут включить следующие налоги и платежи:
  1. Акциз на ГСМ. Чем больше объем двигателя автомобиля, тем выше налоговая нагрузка, обусловленная высоким потреблением ГСМ;

  2. Налог на транспортные средства. Чем больше объем двигателя, тем выше налоговая нагрузка. При этом государство несет большие затраты на ежегодное администрирование исчисления и сбора налога;

  3. Утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию автотранспортного средства.


Налог на роскошь

Во многих странах предусмотрено повышенное налогообложение предметов роскоши по налогам на имущество, транспорт и косвенным налогам. В ряде стран применяется отдельный налог для предметов роскоши. Некоторые страны имеют и отдельный налог, и повышенное налогообложение.


Повышение эффективности налоговых льгот

В целом предоставление государством налоговых льгот в рамках проводимой той или иной налоговой политики является объективным фактором. Льготы дают стимул для развития экономики и служат инструментом привлечения инвестиций. Ряд льгот имеют социальную направленность или направлен на сокращение издержек потребителей.

В то же время налоговые льготы сокращают собираемость налогов и могут порождать иждивенческое поведение у налогоплательщиков. Соответственно, их предоставление должно быть оправдано вескими причинами (экономическими, социальными или другими) и их актуальность и эффективность должны подвергаться постоянному мониторингу и анализу.

Как показывает анализ, в Казахстане отсутствует четкая регламентация понятия налоговых льгот. Кроме того, не все нормы, которые выглядят как льгота, по сути, являются таковыми.

К примеру, сумма примененных льгот в 2021 году, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК), составила 8,1 трлн тенге, из них 3 трлн тенге, или 37%, только за счет применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Это не льготная норма, а природа НДС, который уплачивается в стране назначения.

Из 8,1 трлн тенге 1,6 трлн тенге (19,8%) приходится на  перенос убытков прошлых лет.

Кроме того, не урегулирована процедура предоставления налоговых льгот и проведения анализа их эффективности.

 

Международное налогообложение

Возникают спорные вопросы по налогообложению и (или) декларированию доходов граждан РК, полученных за пределами РК. При рассмотрении жалоб нерезидентов об отказе органов государственных доходов в возврате уплаченного подоходного налога у источника из бюджета необходимо участие коллегиального органа.

При осуществлении своей предпринимательской деятельности налоговые агенты при заключении сделок с нерезидентами в целях определения порядка налогообложения соответствующего нерезидента возникают случаи образования такими нерезидентами постоянного учреждения.

В настоящее время необходимо пересмотреть порядок применения льготы в отношении дивидендов, выплаченных нерезидентам, и определить понятие «роялти» в целях единообразного применения и исключения спорных вопросов.

Также с 1 января 2025 года планируется функционирование единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕврАзЭС.