Учёт

Дистанционный мониторинг от КГД: планируют проверки в обход моратория?

7819

5 апреля состоялась встреча между КГД МФ РК, НПП «Атамекен» и предпринимателями, сообщает Учёт.kz. Повод — очередные изменения, которые представители власти намерены внести в Налоговый кодекс в обход действующего до 2023 года моратория на проверки МСБ.

Если проект примут, для бизнеса это означает следующее:

1) Дополнительная налоговая проверка — дистанционный мониторинг

Налоговые органы предполагают начинать дистанционный мониторинг после камерального контроля при неисполнении налогоплательщиком уведомления.

Исполнить уведомление можно двумя способами: направить в налоговую пояснение по выявленным нарушениям или устранить их. При этом в настоящее время налоговая не даёт обратную связь после ответа на уведомление камерального контроля. Компании не знают ни результат, ни то, какие документы от них требуются, чтобы уведомление было исполнено и им не закрыли расчётный счёт. У бизнеса не остаётся выхода:

«Предприниматели соглашаются с любыми доводами НК, отраженными в уведомлении камерального контроля, лишь бы не терять реальные деньги, так как закрытие расчётных счетов — критично для бизнеса», — говорит председатель регионального совета НПП «Атамекен» по городу Алматы Максим Барышев.

Вместо того, чтобы доработать существующий процесс: отвечать на пояснения налогоплательщиков, указывать в уведомлении по камеральному контролю список необходимых документов — бизнесу добавляют очередную форму налоговой проверки.

2) Изменения в порядке проведения камерального контроля

Камеральный контроль будет проходить на основании имеющихся ФНО, сведений и документов, в том числе выписанных в электронной форме, в течение налогового периода, в котором они выписаны. Налоговые органы будут проводить налоговый контроль и направлять уведомления налогоплательщикам, не дожидаясь, пока закончится налоговый период и бизнес сдаст ФНО. Что и с чем они намерены сверять, какие именно ошибки будут выявлять — не ясно.

«Уже сейчас КГД видит все действия предпринимателей, которые отражены в ФНО, ЭСФ. В ЭСФ добавляются еще и сделки на сумму свыше 1000 МРП. Необходимо только наладить алгоритмы этого сервиса, администрировать и анализировать данные. Дистанционный мониторинг для этого не требуется», — сказал Максим Барышев.

Заместитель председателя КГД Кайрат Миятов отвечал следующим образом:

«Делать выводы на основании БД ИС ЭСФ, без изучения дополнительных документов: договора,  товарно-транспортных накладных, накладных на отпуск товаров, документов взаиморасчетов, платежных и других документов — преждевременно».

***

Предложенный проект идёт вразрез с презумпцией добросовестности предпринимательства и всеми принятыми на сегодняшний день законами, направленными на поддержку МСБ, а также противоречит словам Президента о необходимости реформ регуляторной системы, которая по-прежнему остаётся громоздкой, даже карательной:

«Законодательно и на практике следует зафиксировать преобладание сущности над формой: здравый смысл и содержание могут превалировать над жесткими юридическими нормами.

Любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства».

Послание Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 года


С изменениями в НК, указанными в проекте, можно ознакомиться в сравнительной таблице.


Поделитесь вашим мнением о данном проекте изменений в Налоговом кодексе в комментариях.

Ирина

6 апреля 2021 14:58

На мой взгляд, нужно очень серьезно пересмотреть механизм действия пункта 3 статьи 96 НК РК. Так как у предпринимателя изначально отсутствует право на пояснения. То есть, налоговая служба ссылаясь на этот пункт, выигрывает дела даже с суде. При чем предприниматель по этому пункту, не имеет права пояснить принял он к учету (взял на вычеты, принял в зачет НДС) указанные в этом пункте операции. Простой пример, мне пришло уведомление по камеральному контролю, по организации, ну скажем "Икс", которая признана решением суда лжепредприятием. Мы, изначально при сдаче деклараций 300-00 и 100-00 не приняли их документы к учету. Пояснения от нас налоговая служба не приняла, признала уведомление не исполненным, областное управление нам тоже отказало, как КГД РК. В суде же ссылаясь на вышеуказанный пункт мы проиграли.... То есть, с учетом того, что изначально операции по фирме "Икс" не принимались к учету, нас ОБЯЗАЛИ сдать ДФНО с начислением налогов. А мы ничего сделать не можем. Везде отказ, и отличная ниша для давления на налогоплательщика.

Ольга

6 апреля 2021 15:13

Я против дополнительной проверки, очередное безумие и нагрузка на бухгалтеров. Почему не добавить в уведомление какие документы необходимы для камерального контроля предоставить, а так же нужно прописать правила и сроки для ответа на уведомление инспекторам КГД. Как налогоплательщик должен знать исполнено уведомление или нет.

ТОО "ТАГ-ТИН"

6 апреля 2021 17:18

Уже второй год налоговые органы с помощью камерального контроля, минуя все законодательные нормы, принуждают бизнес начислять себе налоги НДС и КПН. Это происходит очень просто, предприятие, которое не захотело платить налоги отзывает свои отчеты, а налоговая признает сделки не действительными ( не обращается как положено в суд ,чтобы признать сделки не действительными попирая все законные права добросовестного приобретателя товаров и услуг). В результате предприятие дает пояснение,в котором прилагает все документы, а налоговая выносит решение о неисполнении уведомления со всеми вытекающими последствиями. Предприятие, чтобы не стать банкротом во время блокировки счетов и деятельности, принимает единственно на тот момент решение : пойти на согласие выплатить второй раз все налоги на одну сделку. И где спрашивается справедливость задекларированая Налоговым Кодексом?