Учёт

НДС - Отказ в возврате в связи с нарушениями, выявленными по отчету Пирамида

149

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 5 384,9 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в связи с недопоступлением валютной выручки

Основанием для неподтверждения к возврату суммы НДС размере 16,2 тыс.тенге явилось нарушение пункта 7 статьи 152 Налогового кодекса по причине недопоступления валютной выручки.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что согласно сведениям банков второго уровня всего поступило валютной выручки подтвержденная банком 75 576,3 тыс.тенге, то есть, денежные средства за реализованный товар получены в полном объеме.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

Сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с недопоступлением валютной выручки, составила 16,2 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

 Представление заключения в налоговые органы о поступлении валютной выручки осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и банками второго уровня в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

 Для получения данного заключения налоговые органы направляют соответствующий запрос о поступлении валютной выручки по состоянию на дату составления такого заключения.

 В рассматриваемом случае, в ходе проведения налоговой проверки направлены запросы в АО «B», в АО «F» от 20.06.2023г., на которые получены ответы от 03.07.2023г. и от 29.06.2023г.

Согласно полученных ответов банков второго уровня всего недопоступило валютной выручки 167,5 тыс.тенге, что составляет 0,3% от общей суммы.

Таким образом, учитывая норму пункта 7 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 16,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР

Основанием для неподтверждения к возврату суммы НДС размере 2 925,8 тыс.тенге явилось нарушение пункта 1 статьи 152 Налогового кодекса в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что согласно сформированному аналитическому отчету «Пирамида» выявлены нарушения по 14 поставщикам второго, третьего, четвертого и пятого уровней, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения (СУР), расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях составила 2 925,8 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР устанавливают Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 (далее – Правила №391) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пунктам 11 и 45 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и представленной налогоплательщиком анализа налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

Пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида», не подтверждена достоверность сумм НДС.

Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Пунктом 52 Правил возврата превышения НДС предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, по результатам сформированного аналитического отчета «Пирамида» за проверяемый период по поставщикам различных уровней установлены нарушения налогового законодательства в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00), и суммами НДС, отраженным в выписанных счетах-фактурах.

Сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР), составила 2 925,8 тыс.тенге по 2 поставщикам (ТОО «L» и ТОО «V»):

поставщик 1 уровня ТОО «L» (НДС в сумме 3 494,6 тыс.тенге);

- поставщик 2 уровня ТОО «K» (НДС в сумме 476,1 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «E», (НДС в сумме 1 068,8 тыс.тенге) установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 3 475,4 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 476,1 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «G» (НДС в сумме 420,6 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «Q» (НДС в сумме 690,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня АО «W» (НДС в сумме 3 717,5 тыс.тенге) установлено нарушение по занижению реализации в сумме НДС 173 361,7 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 420,6 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «R» (НДС в сумме 334,9 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «Y» (НДС в сумме 336,3 тыс.тенге), поставщик 4 уровня ТОО «U» (НДС в сумме 1 186,7 тыс.тенге), поставщик 5 уровня ТОО «I» (НДС в сумме 4 048,5 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 142 459,3 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 334,9 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «O» (НДС в сумме 176,8 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «P» (НДС в сумме 579,7 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 13 296,6 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 176,8 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «A» (НДС в сумме 162,1 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «S» (НДС в сумме 118,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня ТОО «H» (НДС 33 026,6 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 3 406,2 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 118,5 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «J» (НДС в сумме 103,9 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «Z» (НДС в сумме 446,7 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 542,1 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 103,9 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «X» (НДС в сумме 49,6 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «C» (НДС в сумме 1 134,8 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 69 893,3 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 49,6 тыс.тенге;

Поставщик 1 уровня ТОО «V» (НДС в сумме 1 803,5 тыс.тенге), поставщик 2 уровня ТОО «N» (НДС в сумме 526,5 тыс.тенге) нарушение по занижению реализации НДС в сумме 1 964,2 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 526,5 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «T» (НДС в сумме 189,9 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «M» (НДС в сумме 156,1 тыс.тенге), поставщик 4 уровня ТОО «Г» (НДС в сумме 115,9 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 682 363,7 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 115,9 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «Ц» (НДС в сумме 161,9 тыс.тенге), поставщик 3 уровня филиал компании «П» (НДС в сумме 9 458,3 тыс.тенге), поставщик 4 уровня ТОО «L» (НДС в сумме 2 775,0 тыс.тенге) высокая степень риска, заблокирован доступ в систему ИС ЭСФ, не подлежит возврату НДС в сумме 161,9 тыс.тенге.

- поставщик 2 уровня ТОО «Q» (НДС в сумме 141,4 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «R» (НДС в сумме 1 134,8 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 69 893,3 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 141,4 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «T» (НДС в сумме 119,2 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «Z» (НДС в сумме 117,1 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 542,1 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 117,1 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «P» (НДС в сумме 101,1 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «Э» (НДС в сумме 160,4 тыс.тенге), поставщик 4 уровня ТОО «И» (НДС 30 386,5 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 551,5 тыс.тенге, направлен запрос №116/53 на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 101,1 тыс.тенге;

- поставщик 2 уровня ТОО «М» (НДС в сумме 81,2 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ТОО «Y» (НДС в сумме 4 285,7 тыс.тенге), поставщик 4 уровня ТОО «D» (НДС в сумме 641,5 тыс.тенге), установлено нарушение по занижению реализации НДС в сумме 199,9 тыс.тенге, направлен запрос на устранение нарушения, не подлежит возврату НДС в сумме 81,2 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пунктов 1 и 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР) в сумме 2 925,8 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки является обоснованным.

3. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по другим причинам (в связи с выявленными несоответствиями между данными выписанных ЭСФ и отраженными в представленных заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и в связи с отсутствием заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по счетам-фактурам от 13.01.2023г., от 13.01.2023г., от 13.01.2023г.) в сумме 2 501,4 тыс.тенге

Основанием для неподтверждения к возврату суммы НДС размере 2 925,8 тыс.тенге явилось нарушение пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса в связи с выявленными несоответствиями между данными выписанных ЭСФ и отраженными в представленных заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и в связи с отсутствием заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что все заявления о ввозе и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Российской Федерации и квитанции об оплате НДС представлены в полном объеме.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта налоговой проверки следует, что не соответствует стоимость товара, наименование товара согласно счетам-фактурам от 13.01.2023г., от 23.02.2023г. указанных в заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов представленного получателем. Не подлежит возврату НДС в сумме 1 137,6 тыс.тенге.

Кроме того, в связи с отсутствием заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по счетам-фактурам от 13.01.2023г., не подлежит возврату НДС в сумме 1 363,8 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

Также пунктом 4 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг» Приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе предусмотрен перечень для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

При этом, согласно пункта 13 главы 2 Правил заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» (ф.328.00) в графе 11 указывается – номер счета-фактуры, в графе 12 указывается – дата счета-фактуры.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки установлено несоответствие между данными выписанных ЭСФ и данными, отраженными в представленных заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по счету-фактуре от 13.01.2023г., а именно в представленном Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.02.2023г. по покупателю ООО «Л» в строке №0003 не верно указана дата счета-фактуры (13.02.2023г.).

Соответственно, довод Компании «К» об отсутствии расхождений между счетом-фактурой от 13.01.2023г. и Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.02.2023г. является несостоятельным.

Относительно расхождений между данными выписанных ЭСФ и данными, отраженными в представленных заявлениях о ввозе товаров от 15.03.2023г. и уплате косвенных налогов по счету-фактуре от 23.02.2023г. следует отметить, что Компания «К» согласно с выявленными расхождениями в части определения стоимости и указания наименования товаров.

Следовательно, по установленным вышеуказанным нарушениям не подлежит возврату превышение НДС в сумме 1 137,6 тыс.тенге.

Также следует указать, что в ходе налоговой проверки установлено отсутствие заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по счетам-фактурам от 13.01.2023г., в связи с чем, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 1 363,8 тыс.тенге.

Таким образом, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 2 501,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: НДС