Учёт

НДС - Отказ в возврате в связи с нарушениями, выявленными по отчету Пирамида

138

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерство финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 21.06.2022г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 4 981,2 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.   

Основанием для отказа в возврате суммы превышения НДС явилось в связи с наличием нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида» на общую сумму 8 116,6 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «S» из-за того, что в результате сформированного аналитического отчета «Пирамида» имеются расхождения по поставщикам 2 и последующих уровней, при этом сущность расхождений в акте проверки не раскрыт.

По мнению Компании «S» для целей возврата НДС имеет значение отсутствие нарушений по исчислению и уплате НДС непосредственными поставщиками экспортера. Наличие нарушений у поставщиков, являющихся по отношению к экспортеру поставщиками 2 и последующих уровней, не должно влиять на оказание услуги «Возврат НДС из бюджета» заявителю. Тогда как по акту проверки не установлены нарушения по аналитическому отчету «Пирамида» по непосредственным поставщикам.

Компания «S» отмечает, что в акте проверки в целях устранения нарушений отсутствуют сведения о принятых мерах, по направлению поставщикам уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля и назначения встречных проверок в отношении поставщиков. Также отсутствует информация об устранении нарушений поставщиками по выявленным расхождениям (если таковые в действительности все же имелись) на момент завершения проверки.

Проверив доводы Компании «S», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. № 391 (далее – Правила №391), которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, Компанией «S» предъявлено требование о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2023г. за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г. в сумме 4 981,2 тыс.тенге.   

Как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составил 86,1 баллов, что не превысило порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

В данном случае, согласно аналитического отчета «Пирамида» по двум непосредственным поставщикам Компании «N» и Компании «A» выявлены нарушения у поставщиков последующих уровней на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Так, Компанией «S» отнесен НДС в зачет по непосредственному поставщику Компании «N» в сумме 6 741,2 тыс.тенге.

При этом, Компания «N» отнесен НДС в зачет от поставщика 2 уровня Компании «M» в сумме 6 474,6 тыс.тенге.

Компанией «M» отнесен НДС в зачет по поставщику 3 уровня Компании «T» в сумме 1 160,7 тыс.тенге, у которого установлено нарушение в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам (ИС ЭСФ) на сумму НДС в размере 7 204,3 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС не подтвержденная к возврату составляет сумму 1 160,7 тыс.тенге.

Также, Компанией «M» отнесен НДС в зачет по поставщику 3 уровня Компанией «F» в сумме 6 925,1 тыс.тенге, у которого установлено нарушение в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам (ИС ЭСФ) на сумму НДС в размере 357 653,3 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС не подтвержденная к возврату составляет сумму 6 474,6 тыс.тенге.

Следует указать, что непосредственным поставщиком Компанией «N» отнесен НДС в зачет по поставщику 2 уровня Компания «R» в сумме 6 648,4 тыс.тенге.

Компанией «R» отнесен НДС в зачет по поставщику 3 уровня Компания «V» в сумме 8 359,6 тыс.тенге, у которого установлено нарушение в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам (ИС ЭСФ) на сумму НДС в размере 1 642,0 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС не подтвержденная к возврату составляет сумму 1 642,0 тыс.тенге.

Следовательно, по непосредственному поставщику Компании «N» в соответствии с пунктом 52 Правил №391 не подлежит возврату превышение НДС в сумме 6 741,2 тыс.тенге, в связи с нарушениями, выявленными по поставщикам последующих уровней, в результате применения СУР.

Также, Компанией «S» отнесен НДС в зачет в сумме 3 033,9 тыс.тенге по непосредственному поставщику Компании «A».

Компанией «A» отнесен НДС в зачет по поставщику 2 уровня Компания «V» в сумме 2 642,5 тыс.тенге, у которого установлено нарушение в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам (ИС ЭСФ) на сумму НДС в размере 1 642,0 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС не подтвержденная к возврату составляет сумму 1 642,0 тыс.тенге.

Следовательно, по непосредственному поставщику Компанией «A» по результатам налоговой проверки установлены нарушения в результате применения СУР по поставщику последующего уровня на сумму 1 642,0 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 4 981,2 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями налогового законодательства в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам.

На основании вышеизложенного, неподтверждение к возврату сумм превышения НДС в размере 4 981,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: НДС