Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 160 059,9 тыс.тенге, пени в сумме 35 009,9 тыс.тенге, НДС в сумме 41 062,5 тыс.тенге и пени в сумме 8 867,4 тыс.тенге.
- Относительно взаиморасчетов с Компанией «Т»
Основанием для начисления обжалуемой суммы явилось нарушение требований статей 242 и 400 Налогового кодекса Компанией «А» по необоснованному отнесению расходов на вычеты и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «Т».
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что бездоговорные сделки с вышеуказанными контрагентами совершались без фактической реализации товаров, и первичные документы, представленные к проверке, не могут рассматриваться как документы, подтверждающие факт реализации товаров, выполнения услуг, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода.
Компании «А» отмечает, что сделки, заключенные между Компанией «А» и Компанией «Т», судом не признаны недействительными.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.
Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.
Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.
Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
При этом, пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
Согласно нормам главы 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением от 30.04.2015г. №546 Правительства РК (далее - Приказ 562) перевозка грузов оформляется товарно-транспортными накладными (далее-ТТН), а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз ТТН, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
В частности, первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов.
Следовательно, оприходование груза грузополучателем производится на основании ТТН, актов замера (взвешивания) перевозимых грузов.
Таким образом, учитывая отраслевое законодательство, в соответствии с которым наличие ТТН обязательно при перевозке грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет при наличии ТТН, либо иного документа, подтверждающего факт перевозки груза.
По результатам проверки исключены из вычетов расходы за 2019-2020гг. по приобретению товарно-материальных запасов (далее-ТМЗ) (запасных частей для автотранспорта) в сумме 679,7 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 81,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т».
Оплата проведена путем безналичного расчета.
Согласно данным ИНИС РК Компания «Т» зарегистрировано в органах юстиции 21.04.2006г. с видом деятельности «Деятельность в области архитектуры, за исключением объектов атомной промышленности и атомной энергетики», с 13.05.2020г. «Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями в торговых объектах с торговой площадью менее 2000 кв.м». Руководителем Компании «Т» с 09.07.2017г. по 28.10.2020г. являлись физические лица «Х.Д.В.», с 28.10.2020г. «К.Ф.Г.»
Согласно приложенных Компанией «А» к жалобе копий документов за 2019г. (электронных счетов-фактур (ЭСФ), накладных на отпуск запасов на сторону), Компания «А» приобрело у Компании «Т» запасные части для автотранспорта в 2019г. (фильтры, штуцер, корпус, угольник, хомут и т.д.) на сумму 445,8 тыс.тенге, НДС в сумме 53,5 тыс.тенге, в 2020г. (зеркало, болт, кардана, крестовины, диофрагма, смазка, краны, генератор и т.д.) на сумму 233,8 тыс.тенге, НДС в сумме 28,1 тыс.тенге.
По данным ИС СОНО Декларация по КПН (ф.100.00) за 2020г. Компанией «Т» представлена с нулевыми показателями. Декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество» (ф.700.00) за 2019-2020гг. не представлены, соответственно, данные о наличии транспортных средств, складских помещений, торговых площадей отсутствуют.
Согласно базы данных ИС ЭСФ основными поставщиками вышеуказанных товаров в Компании «Т» за 2019-2020гг. являлись следующие предприятия:
- Компания «С» (69%) в 2019г. поставлял товар (запчасти на автомашину) на сумму 5 309,7 тыс.тенге, НДС в сумме 637,2 тыс.тенге, согласно данным, размещенным на сайте КГД МФ, включено в список предприятий, отсутствующих по юридическому адресу, признано бездействующим на основании приказа №86 от 25.04.2022г., Декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) в налоговые органы не представлена, декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г. представлена с нулевыми показателями, а за 2020г. не представлена, на регистрационном учете в качестве плательщика НДС состояло с 09.01.2018г. по 17.02.2020г., снято с учета по НДС в связи с отсутствием по месту нахождения.
- Компания «Р» (35%) в 2020г. поставлял товар (запчасти на автомашину) на сумму 4 792,9 тыс.тенге, НДС в сумме 575,2 тыс.тенге, согласно данным, размещенным на сайте КГД МФ, включено в список предприятий, отсутствующих по юридическому адресу. Декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) в 2019г. представлена с нулевыми показателями, за 2020г. не представлена, декларация по КПН (ф.100.00) за 2020г. представлена с нулевыми показателями. На регистрационном учете в качестве плательщика НДС состоит с 20.07.2019г. по 16.02.2022г., снято с учета по НДС в связи с непредставлением налоговой отчетности.
По данным ИНИС РК Компания «Т» включено в список предприятий, отсутствующих по юридическому адресу (акты обследования от 12.02.2021г., 19.11.2021г., 02.12.2020г., 04.05.2022г., 28.06.2022г., 20.09.2022г.), снято с учета по НДС с 29.09.2015г.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда от 26.05.2021г. (далее – решение СМЭС от 26.05.2021г.) государственная перерегистрация Компании «Т» от 28.10.2020г. признана недействительной.
При этом в Решении СМЭС от 26.05.2021г. указано, что физическое лицо «К.Ф.Г.» являлся учредителем и руководителем ряда предприятий, в том числе Компании «Т», которые перерегистрированы на его имя за плату в сумме 10,0 тыс.тенге за каждую сделку по просьбе своих знакомых физические лица «Д.А.Ю.» и «С.Д.Р.», самостоятельно физическое лицо «К.Ф.Г.» не принимал решений о купле-продажи предприятий, намерений на осуществление предпринимательской деятельности не имел.
Также, решение СМЭС от 26.05.2021г. указано, что руководитель и учредитель Компании «Т» физическое лицо «Х.Д.В.» в суд не явился, при этом о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещал.
Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «Т», представленные к налоговой проверке, не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Т» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
- Относительно исключения из вычетов расходов и НДС из зачета за 2019-2020гг. по взаиморасчетам с Компанией «L»
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение требований статей 242 и 400 Налогового кодекса Компанией «А» по необоснованному отнесению расходов на вычеты и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «L» (ламинарного потолка 5 штук, ламинарного потолка тип 2 РВ22, медицинского газоснабжения, Комплекса Модуль чистых помещений операционных) и услуги монтажа в сумме 274 328,6 тыс.тенге за 2019-2020гг. и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019г., 3 квартал 2020г. в сумме 29 783,1 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов и НДС из зачета по приобретению товаров, работ, услуг (ламинарного потолка 5 штук, ламинарного потолка тип 2 РВ22, медицинского газоснабжения, Комплекса Модуль чистых помещений операционных) на том основании, что сделки совершались без фактической реализации товаров, работ, услуг, первичные документы, представленные к проверке не могут рассматриваться как документы, подтверждающие факт выполнения услуг, связанных с деятельностью направленной на получение дохода.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно данным ИНИС РК Компания «L» зарегистрировано в органах юстиции 08.06.2016г., с видом деятельности «Аккредитация в области оценки соответствия» и с 14.05.2020г. «Прочие строительно-монтажные работы, не включенные в другие группировки.
Руководителем Компании «L» за проверяемый период является физическое лицо «Б.А.Р.»
В ходе налоговой проверки направлен запрос от 26.07.2022г. №1 в налоговый орган о проведении встречной проверки в Компании «L», запрос прекращен в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения.
Согласно приложенных Компанией «А» к жалобе документов (ЭСФ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, накладные на отпуск запасов на сторону, акты приемки оборудования, акты выполненных работ, договоры субподряда, акты приемки выполненных работ) за 2019-2020гг., Компания «А» приобретало у Компании «L» ламинарного потолка, ламинарного потолка тип 2 РВ22, медицинского газоснабжения, Комплекса Модуль чистых помещений операционных в кол-ве 5 штук и услуги монтажа.
Следует отметить, что между Компанией «А» и Компанией «L» заключены договоры субподряда:
- Договор №01/18 от 25.07.2018г., согласно которого Компания «L» обязуется поставить в адрес Компании «А» оборудование – Комплексы Модуль чистых помещений для операционных и реанимационных помещений, отнесенных к категории «особо чистые» и «чистые» (далее – оборудование) для объекта: «Строительство областного онкологического диспансера на 200 коек и поликлиники на 100 посещений в смену в г.Павлодаре» и выполнить окончательную сборку оборудования на объекте Компании «А», провести пуско-наладочные работы оборудования, в соответствии с проектной сметной документацией и передать результаты «Работы» по акту приемки.
- Договор №16 от 14.08.2019г., согласно которого Компания «L» обязуется поставить в адрес Компании «А» Оборудование Систем медицинских газов (Оборудование):
- Централизованная система медицинского газоснабжения (Консоли);
- Централизованная система медицинского газоснабжения операционного блока;
- Ламинарный потолок в малой операционной в поликлиники для объекта: «Строительство областного онкологического диспансера на 200 коек и поликлиники на 100 посещений в смену в г.Павлодаре» и выполнить окончательную сборку оборудования на объекте Компании «А», провести пуско-наладочные работы оборудования, в соответствии с проектной сметной документацией и передать результаты «Работы» по акту приемки.
Оплата проведена путем безналичного расчета.
а) Исключение из вычетов расходов по приобретенным товарам (работам, услугам) и НДС из зачета за 2019г.
Из акта налоговой проверки следует, что согласно первичных документов и данных счета 1310 «Сырье, материалы» ламинарный потолок в количестве 5 штук Компанией «А» был приобретен у субподрядчика Компании «L» в июле 2019г. на основании накладной от 03.07.2019г. №11 на сумму 79 783,8 тыс.тенге (дебет 1310 «Сырье и материалы», кредит 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам») и НДС в сумме 9574,1 тыс.тенге.
Согласно акту приемки выполненных работ за май 2019г. №462 от 24.05.2019г. (локальная смета 2-3-2) проведены работы по установке ламинарного потолка в количестве 5 штук, общая стоимость с учетом работ и материалов, с учетом НДС составляет 95 593,7 тыс.тенге.
Следует отметить, что акт приемки выполненных работ между ГУ «Управление строительства Павлодарской области» и Компанией «А» №462 от 24.05.2019г. подписаны и.о. руководителя ГУ «Управления строительства Павлодарской области» физическим лицом «А.А.К.», руководителем отдела капитального строительства физическим лицом «М.А.Т.» и специалистами указанных государственных органов, представителями Компании «Q», осуществлявших технический надзор, экспертами авторского надзора и директором Компании «А».
Доход по выполненным работам по монтажу и стоимости ламинарных потолков за 5 потолков отражен в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г., в декларации по НДС (ф 300.00) за 2 квартал 2019г в обороте по реализации, облагаемый НДС.
Следует отметить, что материалы для ламинарного потолка были импортированы Компанией «L» из Германии (ГТД от 19.07.2018г.), Чехии (ГТД от 14.05.2018г., 19.04.2018г., 23.04.2018г.).
Также, согласно представленных документов установлено, что Компания «L» согласно Акту приема-передачи от 25.09.2018г. по договору №01/18 от 25.07.2018г. оборудование Ламинарного потолка типов 1, 2 (16 штук) передано на ответственное хранение Компанию «А».
Согласно Отчету о расходе основных материалов в строительстве от 02.05.2019г. по ламинарным потолкам в количестве 16 штук, материалы израсходованы на общую сумму 134917,9 тыс.тенге.
При этом монтаж ламинарных потолков в количестве 16 штук согласно акту выполненных работ выполнен в сентябре месяце 2019г., ЭСФ выписан 23.09.2019г. Акт выполненных работ составлен за октябрь 2019 года, подписанный сторонами (Компанией «А», Компанией «L», представителями Компании «Q», осуществлявших технический надзор) с отражением стоимости ламинарного потолка 1, 2 типов и монтажа.
Таким образом, Компанией «А» отнесены расходы по приобретенным ламинарным потолкам, а также по их монтаж на вычеты в 2019 году и НДС в зачет в 4 квартале 2019 года, согласно акта выполненных работ за октябрь 2019 года. При этом имеются акт приемки выполненных работ №462 от 24.05.2019г., накладная на отпуск запасов на сторону от 03.07.2019г. №11, счет-фактура от 03.07.2019г. №ESF-160640007088-201907-03-52268394).
Относительно услуг системы медицинского газоснабжения (включающая в себя: комплект оборудования для централизованной подачи кислорода, закиси азота и вакуума, в том числе консоль реанимационно-палатная; консоль медицинская реанимационно-палатная «ARLAN» модель «RC» вариант исполнения «RC-01Р» 1000.03.КВС; комплект оборудования для централизованной подачи кислорода, закиси азота и вакуума, в том числе консоль потолочная операционная; потолочная консоль операционная модель «ОК07-16» одноплечевая, ламинарный потолок тип 2 РВ22 для малой операционной в количестве 2 штук) на общую сумму 90 371,1 тыс.тенеге и НДС в сумме 7 703,4 тыс.тенге следует отметить, что согласно представленных к проверке первичных документов, данных бухгалтерского учета Компанией «А» данные услуги были приобретены Компанией «А» у субподрядчика - Компании «L» 31.10.2019г., 27.12.2019г. и на основании акта выполненных работ подписанных Компанией «А» и Компанией «L» за декабрь 2019г. отражены в 4 квартале 2019 года.
В рассматриваемом случае, Компанией «L» согласно Акту приема-передачи от 25.08.2019г. по договору №01/18 от 25.07.2018г. оборудование Ламинарного потолка тип 2 РВ22 (2 штук) и система медицинского газоснабжения были переданы на ответственное хранение Компанию «А».
Вместе с тем, согласно актам приемки выполненных работ от 24.09.2019г. №601, №602 вышеуказанные услуги Компанией «А» оказаны заказчику ГУ «Управление строительства по Павлодарской области» в декабре 2019г.
Также следует отметить, что кислородная станция ARLAN OХY-20, приобретенная Компанией «L» у ТОО «KazMed Aspap» от 31.05.2019г. согласно накладной №10 от 04.06.2019г. передана Компанию «А».
Следует отметить, что кислородная станция ARLAN OХY-20 согласно акту приемки выполненных работ между ГУ «Управление строительства Павлодарской области» и Компанией «А» №466 от 10.06.2019г. подписаны заместителем руководителя ГУ «Управления строительства Павлодарской области» физическим лицом «А.А.К.», руководителем отдела капитального строительства физическим лицом «М.А.Т.» и специалистами указанных государственных органов, представителями Компании «Q», осуществлявших технический надзор, экспертами авторского надзора и директором Компании «А».
В соответствии со статьей 35 Налогового кодекса под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и платежей, подлежащие уплате в бюджет.
При этом для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря, а для НДС – календарный квартал.
В соответствии с пунктом 3 статьи 379 Налогового кодекса датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в пунктах 4, 5, 6 и 13 настоящей статьи.
При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в:
акте выполненных работ, оказанных услуг;
документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.
Поскольку акт выполненных работ составлены в октябре и декабре 2019 года, вышеуказанные расходы по приобретению товаров (работ, услуг) не подлежат исключению из вычетов в сумме 170 801,1 тыс.тенге за 2019 год и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019 года в сумме 17 355,0 тыс.тенге.
б) Исключение расходов по приобретенным товарам (работам, услугам) за 2020г. и НДС из зачета за 3 квартал 2020 года
Как указано в акте налоговой проверки, согласно базы данных электронных счетов-фактур поставщиком Компании «L» вышеуказанных Комплексов модуль чистых помещений является Компании «W», (30.09.2019г. приобретен комплекс чистых помещений в количестве 1 штук, 30.12.2019г. приобретен комплекс чистых помещений в количестве 1 штук, 29.03.2020г. приобретен комплекс чистых помещений в количестве 1 штук, 31.03.2020г. приобретен комплекс чистых помещений в количестве 1 штук).
Как указано выше в ходе налоговой проверки направлен запрос от 26.07.2022г. №1 в Управление государственных доходов по г.Экибастуз Департамента государственных доходов по Павлодарской области о проведении встречной проверки в Компании «L», запрос прекращен в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения.
Далее, согласно приложенных к жалобе Договору №16 от 14.08.2019г., Компания «L» обязуется поставить в адрес Компании «А» оборудование, на объекте провести пуско-наладочные работы оборудования, окончательную сборку оборудования и передать результаты «работы» по акту приемки:
1) комплексы модуль чистых помещений для операционных и реанимационных помещений, отнесенных к категории «особо чистые» и «чистые»;
2) оборудование систем медицинских газов.
В рассматриваемом случае, по акту приемки выполненных работ за июль месяц 2020г. Компанией «А» приняты работы от Компании «L» Комплексы модуль чистых помещений операционная №63, №65, №71, №74, на сумму 103 567,4 тыс.тенге, НДС в сумме 12 428,1 тыс.тенге.
Согласно акту приемки выполненных работ между ГУ «Управление строительства Павлодарской области» и Компанией «А» от 28.11.2019г. №778, подписаны заместителем руководителя ГУ «Управления строительства Павлодарской области» физическим лицом «А.А.К.», руководителем отдела капитального строительства физическим лицом «М.А.Т.» и специалистами указанных государственных органов, представителями Компании «Q», осуществлявших технический надзор, экспертами авторского надзора и директором Компании «А», выполнены работы по модулю чистых помещений операционная №63, №65, №71, №74 всего 4 модуля на сумму с учетом НДС 100 000,0 тыс.тенге.
Как указано выше Компания «L» указанные оборудования приобретены у Компании «W» согласно ЭСФ (30.09.2019г., 30.12.2019г., 29.03.2020г., 31.03.2020г.).
Следует указать, что согласно акту приема-передачи от 18.09.2019г. оборудования по договору №16 от 14.08.2019г. Компанией «А» приняты от Компании «L» комплексы чистых помещений операционная №61, №63, №65, №71, №74 в количестве 2 штук которые приобретены Компанией «L» у Компании «W» 29.03.2020г., 31.03.2020г.
Согласно Протоколу очередного собрания учредителей Компании «А» от 02.07.2020г. принято решение провести монтаж чистых помещений операционная №61 за счет чистого дохода, однако, приобретение работ по монтажу комплекса чистых помещений операционная №61 в сумме 14 281,7 тыс.тенге Компанией «А» отнесено на расходы на счет 7111 «Услуги субподряда».
Следовательно, расходы по монтажу модуля чистых помещений операционная №61 списаны в 2020 году на объект, который принят в эксплуатацию от 28.11.2019г.
Соответственно, справка стоимости выполненных работ и затрат за июль 2020г., акт выполненных работ за июль 2020г., а также счет-фактура от 29.07.2020г. №ESF-160640007088-20200729-60288404, выставленные Компании «L» в адрес Компании «А» не могут признаны в качестве доказательств по выполнению пуско-наладочных работ комплексов чистых помещений операционная №61, №63, №65, №71, №74 в 2020г., поскольку указанные работы Компанией «А» выполнены в ноябре 2021 года (акт подписанный ГУ «Управление строительства Павлодарской области» и Компанией «А» от 28.11.2019г. №778.
Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по выполнению работ за 2020г. по модулю чистых помещений операционная №61, №63, №65, №71, №74, представленные к налоговой проверке, не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.
В этой связи подлежат исключению из вычетов расходы по приобретению у Компанией «L» комплексов модулей чистых помещений (операционная) №61, №63, №65, №71, №74 и их монтаж за 2020г. на сумму 103 567,4 тыс.тенге, НДС из зачета за 3 квартал 2020 года в сумме 12 428,1 тыс.тенге. В этой связи, исключение из вычетов указанных расходов за 2020 год и НДС из зачета за 3 квартал 2020 года является обоснованным.
Таким образом, учитывая нормы пунктов 1, 3 статьи 242, пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по приобретению товаров (работ, услуг) ламинарного потолка, ламинарного потолка тип 2 РВ22, медицинского газоснабжения, комплекса модуль чистых помещений операционных и услуги монтажа у Компании «L» в сумме 170 801,1 тыс.тенге за 2019 год и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019г., в сумме 17 355,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются необоснованными.
- Относительно исключения расходов по приобретенным товарам (работам, услугам) за 2021г.и НДС из зачета за 2 квартал 2021г.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение требований статей 242 и 400 Налогового кодекса Компанией «А» необоснованно отнесены расходы на вычеты и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «Y».
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по поставке, монтажу и диспетчеризации лифтового оборудования за 2021г. на сумму 22 910,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2021г. в сумме 2 509,3 тыс.тенге и по Компании «R» из-за непредставления в ходе проверки товарно-транспортных накладных.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно данным ИНИС РК Компаниz «Y» зарегистрировано в органах юстиции 17.09.2020г., с видом деятельности «Прочие строительно-монтажные работы, не включенные в другие группировки». Руководителем Компании «Y» за проверяемый период является физическое лицо «Б.О.И.»
Оплата проведена путем безналичного расчета.
Согласно приложенных Компанией «А» к жалобе документов (договор подряда, ЭСФ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акт выполненных работ) за 2021г.
Компанией «А» заключен Договор подряда от 21.08.2020г. №189/1 с Компанией «Y», предметом которого является поставка, монтаж, пуско-наладка, диспетчеризация проведение испытания и технического освидетельствования трех лифтов г/п. 630кг, на 9 остановок, однако, вид транспорта которым производится поставка лифтового оборудования в договоре не указано.
Согласно пункту 1.2 Договора подряда от 21.08.2020г. местом выполнения работ является объект строительства по адресу г.Павлодар.
При этом, услуги Компанией «Y» в адрес Компании «А» оказаны по поставке, монтажу, пуско-наладке и диспетчеризация согласно актам приемки выполненных работ:
- №1 за май 2021г. на сумму 22 800, тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 2 442,9 тыс.тенге (поставка, монтаж и стоимость лифтов 3 шт.)
- №2 за май 2021г. на сумму 620,0 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 66,5 тыс.тенге (диспетчеризация лифтов).
Следует отметить, что поставка, монтаж, пуско-наладка, диспетчеризация Компанией «Y» согласно актам приемки выполненных работ приняты Компанией «А» в мае месяце 2021г.
Согласно данным ИНИС РК Компания «Y» за 2021г. Декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество» (ф.700.00) не представлена, в Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса за 1-е полугодие 2021г. (ф.910.00) отражено наличие 1 наемного работника, среднемесячная заработная плата 42,5 тыс.тенге, также в разделе «Запасы» в строке 910.00.028 А «Запасы на начало налогового периода всего» составили 0 тенге, в строке 910.00.028 В «Запасы на конец налогового периода всего» также составили 0 тенге, в строке 910.00.028 С «Приобретено запасов, работ, услуг всего» отражено приобретение в сумме 0 тенге.
Согласно базы данных ИС ЭСФ приобретение лифтового оборудования (в кол-ве 3 штук), услуг поставки, монтажа, пуско-наладки, диспетчеризации, проведения испытания и технического освидетельствования Компании «Y» за период январь-май 2021г. не производилось.
При этом Компанией «Y» были приобретены лифты в количестве 5 штук у Компанией «U» 10.09.2021г., то есть после реализации лифтов Компанией «Y» в адрес Компании «А» в мае 2021г.
Товарно-транспортные накладные, путевые листы, а также иные документы, подтверждающие оказание услуг поставки отсутствуют.
Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «Y», представленные к налоговой проверке, не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, учитывая нормы пунктов 1, 3 статьи 242, пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, исключение расходов по приобретению по монтажу и диспетчеризации лифтового оборудования из вычетов за 2021г. на сумму 22 910,7 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 2 509,3 тыс.тенге за 2 квартал 2021 года по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Относительно Компании «R» следует отметить, что в ходе налоговой проверки направлен запрос на проведение встречной проверки №1/1 от 27.11.2022г., при этом по результатам встречной проверки от 12.12.2022г. №237 взаиморасчеты Компании «А» с данным предприятием подтверждены. В этой связи, по результатам налоговой проверки не исключались расходы из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «R».
Соответственно доводы, изложенные в жалобе относительно исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам Компанией «А» с Компании «R» являются некорректными.
- Относительно исключения из вычетов за 2019г. расходов будущих периодов в сумме 1 079 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение требований пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса в строке 100.00.019 IX «Стоимость работ и услуг, себестоимость запасов, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» в декларации по КПН за 2019г. и 2021г. (ф.100.00) не отражены расходы будущих периодов за 2019г. в сумме 1 076 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что согласно данным карточки счета 1720 «Расходы будущих периодов» самостоятельно признаны расходами будущего периода за 2019г. сумму 1 079 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге.
При этом, Компания «А» указывает, что на счет 1720 «Расходы будущих периодов» ошибочно отнесены расходы по приобретению строительных материалов, которые подтверждены по акту налоговой проверки.
Таким образом, Компания «А» просит отменить результаты проверки в части стоимости работ и услуг, себестоимости запасов, признаваемых расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды за 2019г. в сумме 1 079 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Как указано выше, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
Согласно подпункту 1) пункта 18 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) (далее - Правила), утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.02.2018г. №166, в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.019 I – 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V – 100.00.019 VI – 100.00.019 VII – 100.00.019 VIII – 100.00.019 IX;
При этом, в строке 100.00.019 IX указываются стоимость работ и услуг, себестоимость запасов, признаваемые в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды.
В рассматриваемом случае, согласно пункту 3.13.7 Учетной политики Компании «А» к расходам будущих периодов относятся расходы Компании, понесенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. При этом установлено, что в указанном пункте Учетной политики Компании «А» «Расходы будущих периодов» не предусмотрен накопительный характер расходов по гарантийным обязательствам.
Так, по данным оборотно-сальдовой ведомости за 2019г. и карточки счета 1720 «Расходы будущих периодов» Компанией «А» самостоятельно признаны расходами будущего периода расходы за 2019г. в сумме 1 076 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге.
Тогда как, строке 100.00.019 IX «Стоимость работ и услуг, себестоимость запасов, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. и 2021г. заполнены с нулевым значением.
Как отмечено ранее, в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно бухгалтерской справке от 09.01.2023г. Компанией «А» расходы будущих периодов за 2019г. в сумме 1 076 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге отнесены на счет 7480 «Прочие расходы».
Однако следует отметить в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения.
Соответственно, по результатам налоговой проверки расходы по реализованным товарам (работам, услугам) обоснованно уменьшены на сумму расходов будущих периодов за 2019г. в сумме 1 076 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге.
Таким образом, учитывая пункты 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса, исключение расходов за 2019г. в сумме 1 076 724,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 99 723,5 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
- Относительно исключения из вычетов расходов по отчислениям в ГФСС, ФСМС за 2020г.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение пунктов 11 и 12 статьи 243 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты расходы по начисленным отчислениям в ГФСС, ФСМС, ОПВР сумме 1 459,3 тыс.тенге (18 989,2 - 17 529,9) за 2020г.
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что согласно акту налоговой проверки при заполнении декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. строке 100.00.022 «Отчисления в ГФСС, ФСМС, ОПВР» отражены расходы в сумме 28 989,2 тыс.тенге. Тогда как, фактически в строке 100.00.022 «Отчисления в ГФСС, ФСМС, ОПВР» декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. отражены расходы в сумме 18 989,2 тыс.тенге.
Компания «А» в жалобе указывает, что согласно данным декларации по индивидуальному подоходному и социальному налогу (ф.200.00) за 1–4 кварталы 2020г., лицевых счетов по КБК 904101 сумма начисленных социальных платежей составляет 17 529,9 тыс.тенге.
В этой связи, по мнению Компании «А», по результатам налоговой проверки следовало исключить из вычетов расходы в сумме 1 459,3 тыс.тенге (18 989,2 - 17 529,9), вместо 10 809,1 тыс.тенге.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 11 статьи 243 Налогового кодекса вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.
Согласно пункту 12 статьи 243 Налогового кодекса вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании:
1) в отчетном налоговом периоде - в пределах, начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;
2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, - в пределах, начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.
В рассматриваемом случае, Компанией «А» в строке 100.00.022 «Отчисления в ГФСС, ФСМС, ОПВР» декларации по КПН за 2020г. (ф.100) отражены расходы в сумме 18 989,2 тыс.тенге.
При этом, согласно акту налоговой проверки сумма отчислений в ГФСС, ФСМС, ОПВР в пределах, начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду составила 17 529,9 тыс.тенге или по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы в сумме 1 459,3 тыс.тенге (18 989,2 - 17 529,9).
Следовательно, доводы Компании «А» о том, что по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по ГФСС, ФСМС, ОПВР в сумме 10 809,1 тыс.тенге, вместо 1 459,3 тыс.тенге является несостоятельным.
Таким образом, учитывая пункты 11 и 12 статьи 243 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов по ГФСС, ФСМС, ОПВР за 2020г. в сумме 1 459,3 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
- Относительно уменьшения амортизационных отчислений по фиксированным активам за 2019-2020гг. в сумме 55 172,6 тыс.тенге.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение требований пункта 1 статьи 267 и пункту 2 статьи 271 Налогового кодекса Компанией «А» по необоснованному отнесению расходов по амортизационным отчислениям за 2019-2021гг. в связи с неверным определением стоимостного баланса фиксированных активов на начало 2019г.
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что в соответствии с налоговой политикой применяются нормы амортизации фиксированных активов в соответствии с пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса.
Однако, при формировании Приложения №2 «Вычеты по фиксированным активам» (ф.100.02) к декларации по КПН (ф.100.00) при помощи программного обеспечения 1С «Бухгалтерия» в Приложении №2 были отражены данные по амортизационным отчислениям в бухгалтерском учете, так как в программном обеспечении данное приложение заполняется автоматически.
При этом, Компания «А» указывает, что отражение сумм амортизационных отчислений по бухгалтерскому учету в приложении №2 является ошибкой бухгалтера, так как это противоречит не только учетной политике Компании «А», но и налоговым регистрам, на основании которых заполняется приложение №2 (ф.100.02).
В жалобе также указано, что косвенным подтверждением вышеуказанной ошибки является то, что при расчете амортизационных отчислений в Приложении №2 (ф.100.02) ставка амортизационных отчислений применяется не в соответствии с правилами Налогового кодекса, согласно которому ставка нормы амортизации применяется к стоимостным балансам групп налогового периода, а в соответствии с правилами бухгалтерского учета, ставка нормы применяется в первоначальной стоимости фиксированного актива.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 55 МСФО (IАS) 16 «Основные средства» амортизация актива начинается, когда он становится доступен для использования, то есть, когда местоположение и состояние актива обеспечивают его использование в соответствии с намерениями руководства организации. Амортизация не прекращается, когда актив вообще перестает использоваться или прекращается его активное использование, если только он уже не был полностью амортизирован.
При этом, амортизация основных средств - систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования, или это стоимостное выражение износа основных средств, исчисляемое в каждом отчетном периоде и относимые на расходы, стоимостный баланс группы (подгруппы).
Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся, в том числе основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах, за исключением активов, указанных в подпункте 2) настоящего пункта.
При этом пунктом 4 статьи 267 Налогового кодекса фиксированные активы учитываются:
1) по I группе – в разрезе объектов фиксированных активов, каждый из которых образует отдельную подгруппу стоимостного баланса группы;
2) по II, III и IV группам – в разрезе стоимостных балансов групп.
Пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса определено, что стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.
Таким образом, амортизационные отчисления в общеустановленном порядке исчисляются путем применения по каждой подгруппе, группе норм амортизации к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.
В рассматриваемом случае, по данным приложения №2 к декларации по КПН за 2018г. стоимостной баланс фиксированных активов на конец 2018г. I - IV группы составил сумму 393 966,3 тыс.тенге, а амортизационные отчисления I - IV группы за 2018г. составили в сумме 36 821,5 тыс.тенге.
При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 267 Налогового кодекса стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на начало налогового периода определяется как: стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на конец предыдущего налогового периода минус сумма амортизационных отчислений, исчисленных в предыдущем налоговом периоде, минус корректировки, производимые согласно статье 273 Налогового кодекса.
Соответственно, стоимостной баланс фиксированных активов по I - IV группам на начало 2019г должен составить сумму 357 144,8 тыс.тенге (393 966,3-36 821,5).
Тогда как, по данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. стоимостной баланс активов по I - IV группам на начало 2019г. составил сумму 393 966,3 тыс.тенге или завышена на сумму 36 821,5 тыс.тенге.
С учетом вышеизложенного, по результатам налоговой проверки сумма амортизационных отчислений по фиксированным активам за 2019г. составила 39 491,6 тыс.тенге, при этом, согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) данные расходы составили в сумме 43 698,5 тыс.тенге, то есть вычеты завышены на сумму 4 206,9 тыс.тенге.
Аналогично, Компанией «А» завышены вычеты по амортизационным отчислениям за 2020г. на сумму 8 731,7 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 9 619,4 тыс.тенге.
Следует отметить, что Компания «А» в жалобе подтверждает о некорректности отражения сумм амортизационных отчислений в приложения №2 (ф.100.02) «Вычеты по фиксированным активам» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2021гг.
Таким образом, исключение из вычетов сумм амортизационных отчислений по фиксированным активам за 2019-2021гг. в сумме 55 172,6 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
- Относительно уменьшения СГД в виде дохода от списания обязательств за 2021г. в сумме 4 702,4 тыс.тенге
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось уменьшение доходов от списания обязательств на сумму 4 702,4 тыс.тенге за 2021г.
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что обоснованно уменьшен доход от списания обязательств за 2021г. на сумму 4 702,4 тыс.тенге.
При этом, Компания «А» указывает, что к налоговой проверке были представлены регистры по доходам и расходам по списанию обязательств за 2021г. с указанием даты образования задолженности, однако данные нарушения не нашли отражения в акте налоговой проверки.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, включает в себя в том числе доход от списания обязательств.
В рассматриваемом случае, согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. доход от списания обязательств составил сумму 86 617,9 тыс.тенге, при этом, по данным налоговой проверки доход от списания обязательств составил сумму 81 915,6 тыс.тенге, разница в сумме 4 702,4 тыс.тенге, составляет сумму НДС, включенную в СГД.
Как указано в жалобе, Компания «А» считает, что по результатам налоговой проверки обоснованно уменьшен доход от списания обязательств за 2021г. на вышеуказанную сумму.
Соответственно, уменьшение дохода от списания обязательств за 2021г. на сумму 4 702,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Относительно вычетов по сомнительным требованиям следует отметить, что в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса сомнительными требованиями признаются требования, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам-нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, структурное подразделение юридического лица, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, исчисляемого в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Сомнительными также признаются требования, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При этом, вычету подлежат требования, признанные сомнительными в соответствии с Налоговым кодексом.
Таким образом, вычету подлежат требования признанные сомнительными, возникшие в результате оказания услуг юридическим лицам, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения требования.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 159 Налогового кодекса по завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, уменьшению убытков, не подтверждению к возврату сумм превышения налога на добавленную стоимость и (или) корпоративного подоходного налога (индивидуального подоходного налога), удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается) налогоплательщику (налоговому агенту) в порядке и сроки, которые установлены в соответствии со статьями 114 и 115 Налогового кодекса.
В данном случае, в обжалуемом уведомлении о результатах проверки начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет произведено по основаниям (причинам), которые указаны в акте налоговой проверки. При этом, расхождение между данными налоговой проверки и декларации по КПН (ф.100.00) как указано в жалобе, в части кредиторской задолженности, признанной сомнительной, возникшей в результате оказания услуг юридическим лицам, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения требования и подлежащее отнесению на вычеты не установлено.
- Относительно запасов ТМЗ на начало и на конец 2019г. и приобретение запасов (сырье и материалы) в 2019г., 2021г.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось увеличение остатка запасов на начало 2019г. на сумму 1 215,6 тыс.тенге, уменьшение остатка запасов на конец 2019г. на сумму 219 639,3 тыс.тенге, а также увеличение по приобретению запасов (сырье и материалы) за 2019г. на сумму 603 174,4 тыс.тенге и за 2021г. на сумму 68 888,3 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что были занижены расходы по приобретению запасов за 2019г. и 2021г. в связи с низкой рентабельностью строительства социально значимых объектов, а также отнесение на вычеты вышеуказанных сумм повлек переход в категорию предприятий с высокой степенью риска и невозможности дальнейшего участия в государственных закупках.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Как указано выше, отнесение сумм расходов по приобретению товаров, работ, услуг на вычеты производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
Согласно подпункту 1) пункта 18 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) (далее - Правила), утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.02.2018г. №166, в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.019 I – 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V – 100.00.019 VI – 100.00.019 VII – 100.00.019 VIII – 100.00.019 IX;
При этом, в строках 100.00.019 I, 100.00.019 II, 100.00.019 III указываются балансовая стоимость запасов на начало конец налогового периода, а также расходы по приобретению запасов.
Следует отметить, что согласно данным декларации по КПН за 2019г. в строке 100.00.019 I «Запасы на начало налогового периода» отражены остатки запасов на начало 2019г. в сумме 515 411,1 тыс.тенге, 100.00.019 II «Запасы на конец налогового периода» отражены остатки запасов на конец 2019г. в сумме 647 822,8 тыс.тенге.
Тогда как, согласно оборотно-сальдовой ведомости, карточки счета, анализа счета по счету 1310 «Сырье и материалы» запасы на начало 2019г. составили в сумме 516 626,7 тыс.тенге и на конец года в сумме 428 183,5 тыс.тенге.
Соответственно, по результатам налоговой проверки установлено, что Компанией «А» занижен остаток запасов на начало года на сумму 1 215,6 тыс.тенге и завышен остаток запасов на конец года на сумму 219 639,3 тыс.тенге.
Также следует указать, что согласно данным строки 100.00.019 III декларации по КПН (100.00) за 2019г. расходы по приобретению запасов составили в сумме 3 418 666,2 тыс.тенге, тогда как согласно данным карточки и анализа счета 1310 «Сырье и материалы» расходы по приобретению ТМЗ составили сумму 4 021 840,6 тыс.тенге.
Соответственно, по результатам налоговой проверки установлено, что Компанией «А» приобретение запасов (сырье и материалы) занижено на сумму 603 174,4 тыс.тенге (4 021 840,6 - 3 418 666,2). При этом, как следует из акта налоговой проверки, указанная сумма расхождений по результатам налоговой проверки отнесены на вычеты.
Аналогично, согласно данным строки 100.00.019 III декларации по КПН (100.00) за 2021г. расходы по приобретению запасов составили в сумме 2 284 459,3 тыс.тенге, тогда как согласно данным оборотно-сальдовой ведомости, анализа счета 1310 «Сырье и материалы» расходы по приобретению запасов составили 2 772 240,1 тыс.тенге, в том числе приобретено запасов в сумме 2 353 347,6 тыс.тенге (дебет 1310 «Сырье и материалы», кредит 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам»).
Соответственно, по результатам налоговой проверки установлено, что Компанией «А» приобретение запасов (сырье и материалы) занижено на сумму 68 888,3 тыс.тенге (2 353 347,6 - 2 284 459,3). При этом, как следует из акта налоговой проверки, указанная сумма расхождений по результатам налоговой проверки отнесены на вычеты.
При этом, как следует из жалобы, Компания «А» признает, что ими были занижены суммы приобретения запасов в связи с низкой рентабельностью строительства социально значимых объектов, а также отнесение на вычеты вышеуказанных сумм повлекло бы падение в категорию предприятий с высокой степенью риска и невозможности дальнейшего участия в государственных закупках.
Таким образом, учитывая нормы Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН, увеличение остатка запасов на начало 2019г. на сумму 1 215,6 тыс.тенге, уменьшение остатка запасов на конец 2019г. на сумму 219 639,3 тыс.тенге, а также увеличение сумм приобретение запасов (сырье и материалы) за 2019г. на сумму 603 174,4 тыс.тенге и за 2021г. на сумму 68 888,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 12.12.2022г. №7 Налогового органа в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «L» за 2019г. и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2019 года, а в остальной части оставить без изменения.