Учёт

КПН, НДС - исключение НДС из зачета и уменьшение убытка

334

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «KGZ» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «KGZ» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2017г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление от 02.02.2023г. о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (далее-НДС) в сумме налога 143 597,2 тыс.тенге и пени 21 410,3 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 1 216 792,3 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 242, 264 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией необоснованно отнесены на вычеты расходы по приобретению услуг, работ или стоимости товаров от третьих лиц в рамках договора за 2020-2021гг. в сумме 1 216 792,3 тыс.тенге, НДС в зачет за 1-4 кварталы 2020-2021гг. в сумме 143 597,2 тыс.тенге, уменьшены убытки за 2020-2021гг. в сумме 1 216 792,3 тыс.тенге.

Из жалобы следует, что в рамках исполнения контрактов Компании «ОМG»  на недропользование от 27.02.2020г. и 30.12.2020г. между Компанией и Компанией «ОМG» были заключены Договоры от 27.02.2020г. №388-203, от 30.12.2020г. №1845-203.

В жалобе указано, что поскольку Компания имеет многолетний опыт, практику и квалифицированный персонал в сфере добычи газа и технического обслуживания газовых месторождений, Компания была привлечена для выполнения услуг оператора. Согласно пункту 2.1 Договоров, предметом Договоров является выполнение от имени Компании «ОМG» работ (поручений) на контрактных территориях, оперативное управление деятельностью и учетно-отчетные операции, связанные с исполнением контрактов на недропользование (далее - «Контракты»). Под работами (поручениями) подразумеваются добыча природного газа и газового конденсата, а также техническая поддержка при добыче природного газа и газового конденсата.

Из жалобы следует, что в целях исполнения обязательств по Договорам для оказания вышеперечисленных работ Компания привлекла третьи лица (субподрядные компании).

Договоры оформлены как договоры поручения, однако по своей экономической сущности вышеуказанные договоры не являются договорами поручения. В любом случае, выбранная сторонами форма договора не свидетельствует об отсутствии факта оказания услуг и не отменяет экономическую сущность правовых отношений между Компанией «ОМG» и Компанией. То есть, фактически, договоры являются договорами возмездного оказания услуг.

В жалобе указано, что по договору поручения одна сторона обязуется совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия, где под юридические действиями подразумеваются действия, влекущие за собой юридические последствия. В свою очередь, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В жалобе отмечено, что Компания оказывала комплекс производственных услуг по администрированию и обеспечению стабильной работы по добыче газа на месторождениях. Соответственно, Компания утверждает, что предметом договоров является не совершение Компанией определенных юридических действий от имени Компании «ОМG», а оказание в адрес Компании «ОМG» услуг по добыче природного газа и услуг по технической поддержке месторождений за определенную плату.

Компания отмечает, что при заключении договора поручения действия поверенного ограничены исполнением поручений доверителя, иными словами, действия поверенного не предполагают возможности действовать самостоятельно. Ссылаясь на это положение, орган государственных доходов утверждает, что в рамках Договоров вся ответственность по совершаемым сделкам с третьими лицами должна ложиться на Компанию «ОМG», то есть у Компании «ОМG» возникают взаиморасчеты с третьими лицами, а также соответствующие права и обязанности по принятию работ и услуг, оказанных третьими лицами.

Также в жалобе указано, что договоры являются договорами возмездного оказания услуг. Следовательно, сумма НДС, уплаченная Компанией при приобретении товаров, работ и услуг в ходе оказания услуг оператора по счетам-фактурам, выставленным поставщиками в адрес Компании, должна быть отнесена в зачет, поскольку полученные товары, работы и услуги используются для целей облагаемого оборота по реализации услуг оператора.

Соответственно, по мнению Компании, орган государственных доходов не должен исключать из оборотов по приобретению, стоимость приобретения товаров, работ и услуг в рамках осуществления услуг по операторской деятельности, так как данное приобретение было осуществлено в ходе реализации услуг оператора с целью получения облагаемого оборота и подтверждаются первичными документами (договорами, счетами-фактурами, выставленными поставщиками в адрес Компании, и актами/накладными).

Учитывая вышеизложенное, как отмечено в жалобе, действия органа государственных доходов в отношении исключения из зачета сумм НДС и уменьшения убытка Компания считает, что противоречат нормам Налогового кодекса.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

При этом, в соответствии с подпунктом1) пункта 1 статьи  264 Налогового кодекса вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367  Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода.

При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, из представленного Договора поручения №388-203 от 27.02.2020г. (далее - Договор поручения), заключенного между Компанией (Поверенный/Оператор) и АО «Озенмунайгаз» (Доверитель) следует, что в соответствии с пунктом 2.1. Договора поручения Доверитель поручает Поверенному выполнение от имени и по поручению Доверителя работ (Поручений) на контрактных территориях, оперативное управление деятельностью и учетно-отчетные операции, связанные с исполнением контрактов, в связи с чем, Поверенный обязуется осуществить от имени, в интересах и за счет Доверителя операции по недропользованию, предусмотренные утвержденной Производственной программой/планом и бюджетом.

С учетом условий и положений настоящего Договора как указано в пункте 2.3. Поверенный уполномочен и должен самостоятельно или через подрядные организации вести Работы (Поручения) на Контрактных территориях, предусмотренные настоящим Договором и Контрактами.

Пунктом 2.4. данного Договора оговорено, что по сделкам, совершенным Поверенным (Компанией), права и обязанности возникают непосредственно у Доверителя (Компания «ОМG»). Все действия Поверенного в рамках настоящего Договора по Контрактам имеют обязательную силу и считаются действиями Доверителя.

Кроме того, пунктами 4.4.10., 4.4.17. Договора поручения в обязанности Поверенного входит в том числе, выполнение поручения в установленном порядке приобретать товары, работы и услуги, необходимые для выполнения Программы плана бюджета (ППБ), заключать договора закупок товаров, работ и услуг согласно ППБ от имени и (или) по поручению Доверителя с учетом требований законодательства Республики Казахстан.

При этом Поверенный не имеет цели извлечения прибыли при проведении работ (Поручений) в рамках Контрактов, за исключением получаемого вознаграждения. Вознаграждение Поверенного это – фиксированная стоимость за выполнение Поверенным предусмотренных настоящим Договором работ (поручений), которое Доверитель оплачивает Поверенному на ежемесячной основе, в соответствии с Приложением №2 Договора поручения.

Соответственно, как следует из условий пункта 2.4., Компания (Поверенный) уполномочено самостоятельно или через подрядные организации вести работы на контрактных территориях.

Из акта проверки следует, что выплаченная Компанией «ОМG» в адрес Компании сумма вознаграждения включена Компанией в облагаемый оборот по НДС за 1-4 кварталы 2020-2021гг.

Так, в ходе рассмотрения жалобы, Компанией представлен бюджет оператора за 2020-2021гг., в котором в том числе, утверждена сумма дохода за 2020г. в размере 2154,7 тыс.тенге, операционные расходы в сумме 2154,7 тыс.тенге, которые подразделяются на себестоимость в сумме 1964,5 тыс.тенге, общие и административные затраты в сумме 190,2 тыс.тенге, в том числе материальные затраты в сумме 98,6 тыс.тенге.

Следует указать, что материальные затраты включают в себя, оказанные услуги подрядными организациями (питьевая вода, услуги по транспортировке, услуги по охране объектов, услуги по обучению персонала, дезинфекция, обучение и подготовка кадров, страхование гражданско-правовой ответственности, аренда основных средств и прочие), которые в ходе проверки исключены из вычетов и НДС из зачета за 2020-2021г.

При этом, данные услуги являются затратами, входящими в сумму вознаграждения, выплачиваемой Компанией «ОМG» в адрес Компании, как фиксированная стоимость за выполнение Компанией (Поверенным) предусмотренных вышеназванным Договором работ (поручений), которое Компания «ОМG»  (Доверитель) оплачивает Компании на ежемесячной основе.

Следует указать, что в ходе проверки проведена встречная проверка Компании «ОМG» (Акт от 31.01.2023г. №6). В ходе встречной проверки в адрес Компании «ОМG» направлено требование о предоставлении письменного пояснения относительно заключения Договора поручения, а также причин заключения Компанией договоров с поставщиками – третьими лицами от своего имени.

Так, Компанией «ОМG» представлен ответ на требование от 30.01.2023г., в котором поясняет, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» оператором по контракту на недропользование, лицензиям на разведку или добычу твердых полезных ископаемых является юридическое лицо, создаваемое или определяемое недропользователем, действующее в качестве представителя недропользователя при проведении операций по недропользованию.

Отношения между оператором и недропользователем регулируются соглашением между ними, заключаемым в простой письменной форме на срок, не превышающий срок контракта или лицензий на недропользование.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 846 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. По сделке, совершенной поверенным, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя. Договор поручения заключается в письменной форме.

В связи с чем, учитывая вышеуказанные нормы, Компания «ОМG» ежегодно заключает договора поручения для назначения оператора, действующего в качестве представителя Компании «ОМG», при проведении операций по недропользованию.

При этом в акте встречной проверки указано, что расхождений по запросу на подтверждение взаиморасчетов, осуществленных между Компанией и Компанией «ОМG» в рамках заключенных договоров поручения от 27.02.2020г., 30.12.2020г., не установлено.

Кроме того, следует отметить, что в ходе проверки Компанией представлены первичные бухгалтерские документы, информация программы 1С бухгалтерия, подтверждающие взаиморасчеты Компании с подрядными организациями.

Таким образом, учитывая статьи 242, 400 Налогового кодекса исключение в ходе проверки расходов по выполненным работам и оказанным услугам подрядными организациями за 2020-2021гг. в сумме 1 216 792,3 тыс.тенге, НДС из зачета за 1-4 кварталы 2020-2021гг. в сумме 143 597,2 тыс.тенге и соответствующее начисление НДС, а также уменьшение убытка является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 27.04.2023г., принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью.

Теги: КПН НДС