Учёт

НДС - неподтверждение НДС к возврату по поставщикам первого уровня, по взаимосвязанным сторонам, пирамида

435

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС (возврат)


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «KС» на уведомление о результатах налоговой проверки от 06.12.2022г. Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «KС» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату за период (далее – превышение по НДС) с 01.04.2020г. по 30.06.2022г., по результатам которой вынесено уведомление от 06.12.2022г., где отказано в возврате суммы 4 088 256,0 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподтверждения к возврату сумм превышения НДС, относимого в зачет в размере 3 542 382,3 тыс.тенге.

  1. Относительно неподтверждения НДС в сумме 462 465,5 тыс.тенге к возврату по поставщикам первого уровня Компаний «RGG», «К», «UMZ», «NGK».

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса, Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса юридические лица Компании «RGG», «К», «UMZ», «NGK». признаны взаимосвязанными сторонами, в связи с чем сформирован отчет «Пирамида».

В жалобе указано, что данные Компании не соответствуют условиям пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса и не являются взаимосвязанными сторонами.

В жалобе отмечено, что в акте проверки не указано, исходя из каких условий, перечисленных в Налоговом кодексе, установлена взаимосвязанность Компании с Компаниями «RGG», «К», «UMZ», «NGK».

По мнению Компании, связанность Компаний «К» и «UMZ» обоснована по акту проверки тем, что учредителем Компании «КАР» является Компания «Ф», которая является учредителем Компании «ТКС», которая в свою очередь является участником Компании. Фонд, как отмечено в жалобе не может рассматриваться в качестве рискованной компании, созданной для получения необоснованной налоговой выгоды. При этом, согласно структуре Фонда, нет оснований утверждать, что любые из дочерних, либо внучатых компаний Фонда, в том числе Компании «К» и «UMZ», имеют взаимосвязанность с Компанией.

Следовательно, утверждение налогового органа в акте проверки, что Компании «К» и «UMZ», находятся под контролем по отношению к Компании или Компания контролирует деятельность указанных субъектов некорректно, а выводы, произведенные на базе такого утверждения незаконны.

Далее, в жалобе указано, что связанность Компании «RGG» в акте проверки обоснована тем, что Компания «VК» является учредителем Компании «RGG» и  Компании «BI», где руководителем выступает руководитель Компании Х.А.Л., Компания «VК» выступала учредителем Компании «RGG» в период с 04.12.2015г. по 19.07.2018г., то есть в период, который не входит в период налоговой проверки.

Также в жалобе отмечено, что Компания «VК» не является учредителем Компании «BI» с 2014 года, и соответственно не имеет связей с Компанией.

Из жалобы следует, что единственным акционером Компании «NGK» выступает ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан», в связи с чем, Компания «NGK»  не имеет никакой связи с Компанией, соответственно не отвечает критериям взаимосвязанности.

По утверждению Компании в жалобе, формирование отчета «Пирамида» с применением пункта 46 Правил возврата НДС по указанным поставщикам первого уровня, у которых непосредственно не установлены нарушения, является необоснованным.

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Налоговая проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 2 квартал 2022г. в сумме 50 114 077,3 тыс.тенге.за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г.

Согласно декларации по НДС за 1 квартал 2022г. превышение суммы НДС на период проверки составило 28 648 288,9 тыс.тенге. В соответствии с пунктом 2 статьи 434 Налогового кодекса Компании в упрощённом порядке возвращена сумма НДС в размере 20 053 802,3 тыс.тенге (70% от суммы 28 648 288,9 тыс.тенге), из них: 4 100 000,0 тыс.тенге заключением №ТНК1816/22-0006941 от 08.06.2022г., 5 025 006,3 тыс.тенге заключением №ТНК1816/22-0006940 от 08.06.2022г., 1 400 000,0 тыс.тенге заключением №ТНК1816/22-0006942 от 08.06.2022г., 700 000,0 тыс.тенге заключением №ТНК1816/22-0007531 от 20.06.2022г., 8 828 795,9 тыс.тенге заключением №ТНК1816/22-0008168 от 29.06.2022г. оставшаяся сумма превышения НДС в размере 8 594 486,7 тыс.тенге (28 648 288,9- 20 053 802,3) включена в требование о возврате, указанного в декларации за 2 квартал 2022г.

Основным видом деятельности Компании является производство свинца, цинка и олова.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодека основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с подпунктом 75) пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует указать, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 утверждены Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска (далее – Правила №391), которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пунктам 11 и 45 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

Пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС, в связи с невозможностью проведения встречной проверки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса, в целях настоящего Кодекса взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий:

1) одно лицо признается аффилированным лицом другого лица в соответствии с законами Республики Казахстан;

2) одно лицо является крупным участником другого лица;

3) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим;

4) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;

5) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица;

6) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица;

7) лицо совместно со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается 10 и более процентами долей участия юридического лица либо юридических лиц, указанных в подпунктах 2) - 6) настоящего пункта;

8) физическое лицо является должностным лицом юридического лица, указанного в подпунктах 2) - 7) настоящего пункта, за исключением независимого директора акционерного общества;

9) физическое лицо является близким родственником либо свойственником (брат, сестра, родитель, сын или дочь супруга (супруги) крупного участника либо должностного лица юридического лица.

Под крупным участником в целях настоящего пункта понимается участник, доля которого в имуществе юридического лица, за исключением акционерных обществ, составляет 10 и более процентов.

Под контролем над юридическим лицом понимается возможность определять решения, принимаемые юридическим лицом.

В рассматриваемом случае, по акту проверки не подтвержден к возврату НДС в общей сумме 462 465,5 тыс.тенге по взаимосвязанности Компании с Компаниями «RGG», на сумму 356 126,6 тыс.тенге, «К», на сумму 66 227,5 тыс.тенге, «UMZ» на сумму 34 138,8 тыс.тенге, «NGK» на сумму 5 972,6 тыс.тенге.

Следует указать, что вышеуказанные поставщики признаны взаимосвязанными сторонами по следующим критериям.

  1. Компания «RGG» (сумма НДС, отнесенного в зачет за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г. составляет 10 658 425,7 тыс.тенге, не возвращена сумма НДС в размере 356 126,5 тыс.тенге).

Предприятие занимается добычей драгоценных металлов и руд редких металлов, руководитель – Р.Л.Д., является нерезидентом. Единственным учредителем Компании «RGG» являлась группа компаний «VK» вышедшая из состава учредителей в 2020г. В ходе проверки определены признаки взаимосвязанности между Компанией «KC» и «RGG», выраженные в следующем:

-Компания как покупатель товаров согласно Договора от 21.06.2019г. определяет состав товара, тем самым влияет на итоговую стоимость товара, также самостоятельно производит взвешивание товара, результаты которого в основном являются окончательными. Следовательно, Компания соответствует подпункту 6) пункта 2 статьи 1 Налогового Кодекса, согласно которого юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица. 

Контракт вступает в силу с 01.01.2020г. и действует до 28.02.2025г. Ориентировочный объем товара, подлежащего поставке по контракту 23 800 кг. В ходе проверки проведен анализ по выписанным счетам-фактурам при реализации товаров, работ, услуг по ИС ЭСФ Компании «RGG» за период с 2017г. по 30.06.2022г., согласно которого установлено, что Компания «RGG» свою произведенную продукцию (сплав доре) реализует исключительно в адрес Компании.

Согласно подпункту 6) пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса юридическое лицо совместно с другим лицом находится под контролем третьего лица. Так, участником Компании «FB» является У.Б.Ж., который в свою очередь является участником Компании за период, охваченный проверкой (с 01.04.2020г. по 30.06.2022г.), также он является участником Компания «RGG» через Компанию «VK».

Так, по данным, полученным из открытых источников У.Б.Ж. собственник Компании «FB», доля в уставном капитале составляет 87,45%. По сведениям об участниках Компании по состоянию на 16.03.2021г., представленным к проверке, Компания «FB» является участником Компании, доля участия составляет 0,01164055%. Также У.Б.Ж. является аффилированным лицом Компании «JGOK».

В свою очередь Компаниz «JGOK» является дочерним предприятием Компания. В ходе проведения налоговой проверки направлен запрос от 28.11.2021г. в адрес Компании о предоставлении сведения о взаимосвязанных сторонах, согласно ответу от 30.11.2022г., следует, что Компания «KH» является участником владеющих 5% и более 5% доли в уставном капитале Компании.

Взаимосвязанность между Компанией и Компанией «К» определена в соответствии с подпунктами 5-6) пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса, крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица, и (или) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица.

Компания «К» (сумма НДС, отнесенного в зачет за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г. составляет 66 227,5 тыс.тенге, не возвращена сумма НДС в размере 66 227,5 тыс.тенге). Предприятие занимается производством прочих основных неорганических химических веществ, руководителем является Т.Е.А. Одним из учредителей Компании «К» является Компания «КАР», учредителем которой является Компания «FK», являющийся учредителем Компании «TKС», которая является участником Компании с 29,82% долей участия. Соответственно, Компания «К» признана взаимосвязанной стороной ЫКомпании.

Компания «UMZ» (сумма НДС, отнесенного в зачет за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г. составляет 34 138,8 тыс.тенге, не возвращена сумма НДС в размере 34 138,8 тыс.тенге). Предприятие занимается производством прочих основных неорганических химических веществ, руководителем является Б.С.В., учредителем Компании «UMZ»  является Компания «КАР», учредителем является Компания «СК», являющийся учредителем Компании «TКС», которая является участником Компании с 29,82% долей участия. Соответственно, Компания «UMZ»  и Компания признаны взаимосвязанными сторонами.

Компания «NGK» (сумма НДС, отнесенного в зачет за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г. составляет 8 659,5 тыс.тенге, не возвращена сумма НДС в размере 5 972,6 тыс.тенге). Предприятие занимается инженерно-техническим проектированием, за исключением объектов атомной промышленности и атомной энергетики, руководителем является Т.Е.Б., учредителем Компании «NGK» является Государственное учреждение «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан. В свою очередь Компания «NGK» является учредителем Компании «АGo», являющийся дочерним предприятием Компании. Соответственно, Компания «NGK» признана взаимосвязанной стороной Компании.

Таким образом, в соответствии с нормами статьи 1 Налогового кодекса, вышеперечисленные контрагенты признаны взаимосвязанными сторонами Компании, в связи с чем, неподтверждение к возврату НДС в сумме 462 465,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно дублирования суммы 848 140,4 тыс.тенге по взаимосвязанным компаниям

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в нарушение пункта 10 статьи 152 Налогового кодекса установлены нарушения у непосредственных поставщиков Компании, в связи с чем согласно «Правил возврата превышения НДС и применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила) в отношении Компании был применен СУР по взаимосвязанным сторонам.

В жалобе указано, что по акту налоговой проверки по взаимосвязанным поставщикам Компании не подтверждено к возврату суммы 2 984 202,5 тыс.тенге по причине наличия нарушений у поставщиков третьего и последующих уровней, тогда как у поставщика второго уровня нарушений не выявлено.

По данной причине, по мнению Компании, по акту налоговой проверки не подтверждено к возврату НДС в сумме 848 140,4 тыс.тенге по поставкам, осуществленным Компанией в адрес взаимосвязанных компаний.

Тем не менее, в акте налоговой проверки данная сумма тиражируется по 7 взаимосвязанным Компаниям «JGOK», «КТ», «АK», «КE», «CH», «KH» и «U», что приводит, по утверждению Компании, к увеличению размера суммы превышения НДС, не подтвержденного к возврату в сумме 848 140,4 тыс.тенге. Дополнительно налоговыми органами не подтверждено к возврату НДС в сумме 221 587,1 тыс.тенге по непосредственным поставщикам Компании. Согласно примененной проверяющими логике, сумма невозврата превышения по НДС в размере 221 587,1 тыс.тенге превращается в сумму отказа Компании в возврате превышения по НДС в размере 1 069 727,6 тыс.тенге.

Таким образом, по мнению Компании, исходя из акта проверки следует, что нарушения по отчету «Пирамида», выявленные у Компании, повторно предъявлены Компании в качестве нарушений через взаимосвязанные компании.

Проверив доводы Компании «KZ», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В соответствии с подпунктом 2) пункта 12 Статьи 152 Налогового кодекса, не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Согласно пункта 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признаются выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком, в том числе, у которых сумма НДС, отнесенная в зачет, не превышает 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (далее – МРП), на дату формирования отчета «Пирамида».

Положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки установлены нарушения по неисполнению налогового обязательства непосредственными поставщиками Компаний «JGOK», «КТ», «АK», «КE», «CH», «KH» и «U».

Так, по акту налоговой проверки Компании «JGOK» не возвращена сумма НДС в размере 1 531 042,8 тыс.тенге, в том числе по нарушениям поставщиков Компании (поставщики Компании по 3 уровню в количестве 391), определена сумма НДС, не подлежащая возврату 221 587,1 тыс.тенге;

- по Компании «КТ» не возвращена сумма НДС в размере 484 180,1 тыс.тенге, в том числе по нарушениям поставщиков Компании (поставщики Компании по 3 уровню в количестве 391), определена сумма НДС, не подлежащая возврату в сумме 221 587,1 тыс.тенге;

- по Компании «АК» не возвращена сумма НДС в размере 263 230,4 тыс.тенге, в том числе по нарушениям поставщиков Компании (поставщики Компании по 3 уровню в количестве 391), определена сумма НДС, не подлежащая возврату в сумме 221 587,1 тыс.тенге;

- по Компании «КЕ» не возвращена сумма НДС в размере 106 674,8 тыс.тенге, в том числе по нарушениям поставщиков Компании (поставщики Компании по 3 уровню в количестве 391), определена сумма НДС, не подлежащая возврату в сумме 90 800,4 тыс.тенге;

- по Компании «СН» не возвращена сумма НДС в размере 39 034,7 тыс.тенге, в том числе по нарушениям поставщиков Компании (поставщики по 3 уровню в количестве 391), определена сумма НДС, не подлежащая возврату 36 164,8 тыс.тенге;

- по Компании «KH» не возвращена сумма НДС в размере 48 597,8 тыс.тенге, в том числе по поставщикам Компании (поставщики по 3 уровню в количестве 391), определена сумма НДС, не подлежащая возврату в сумме 46 266,7 тыс.тенге;

- по Компании «U» не возвращена сумма НДС в размере 11 784,2 тыс.тенге, в том числе по поставщикам Компании (расхождение у Компании, являющийся поставщиком 3 уровня у Компании «U»), определена сумма НДС, не подлежащая возврату в сумме 10 147,2 тыс.тенге.

В ходе проведения налоговой проверки направлены запросы в территориальные налоговые органы о принятии мер по устранению нарушений по поставщикам, допустившие нарушения налогового законодательства.

Следует указать, что вышеперечисленными взаимосвязанными компаниями отнесена в зачет сумма НДС от Компании в общей сумме 18 151 300,9 тыс.тенге, повлиявшая на сумму НДС, подлежащего к уплате. В связи с применением СУР по взаимосвязанным сторонам и установленными нарушениями по отчету «Пирамида» у Компании в ходе налоговой проверки не возвращен НДС в сумме 848 140,4 тыс.тенге (221 587,1+221 587,1+221 587,1+90 800,4+36 164,8 +46 266,7 +10 147,2).

Из изложенного следует, что учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса отказ в возврате НДС в сумме 848 140,4 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по взаиморасчетам с Компанией «AК»

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в нарушение пункта 10 статьи 152 Налогового кодекса установлены нарушения у непосредственных поставщиков Компании, в связи с чем согласно Правил №391 в отношении Компании был применен СУР по взаимосвязанным сторонам.

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки не подтвержден к возврату НДС по взаиморасчетам с Компанией «AК» в сумме 263 230,4 тыс.тенге, при этом в акте налоговой проверки, Компанией «AК» произведенной ДГД в отношении Компании «AК» от 29.11.2022г. за период 01.10.2021г. по 30.06.2022г. сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 156 795,4 тыс.тенге, в том числе в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР по расчетам с Компанией в сумме 153 227,2 тыс.тенге.

Как отмечает Компания, если не учитывать сумму превышения по НДС в размере 221 587,1 тыс.тенге по взаиморасчетам, где в качестве поставщика выступало Компания, правомерность исключения которого обжалуется пунктом 2 настоящей жалобы, наглядно видно, что в обжалуемом акте налоговой проверки имеют место нарушения, которые не подтверждены в ходе налоговой проверки по Компаниям «JGOK», «КТ», «АK», «КE», «CH», «KH» и «U» на сумму 41 643,2 тыс.тенге.

По утверждению Компании, отказ в возврате суммы превышения по НДС в размере 41 643,2 тыс. тенге (263 230,3 - 221 587,1) по нарушениям, выявленным у поставщиков Компании «AК» является необоснованным.

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В рассматриваемом случае, как было отмечено ранее, в соответствии с Правилами №391 сформирован отчет «Пирамида» по которым установлены нарушения по поставщикам:

- по Компании «КС» сумма НДС, отнесенного в зачет составила 8 042 293,2 тыс.тенге, расхождения установлены по поставщикам 3 уровня (в количестве 391) наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составила 221 587,2 тыс.тенге;

- по Компании «ВМК» сумма НДС, отнесенного в зачет составила 1 008 508,9 тыс.тенге, сумма установленного расхождения 24 470,2 тыс.тенге. Наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составила 24470,2 тыс.тенге;

- по Компании «КЕG» сумма НДС, отнесенного в зачет составила 338 456,7 тыс.тенге, сумма установленного расхождения 230,5 тыс.тенге. Наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составила  230,5 тыс.тенге;

- по Компании «АСР» сумма НДС, отнесенного в зачет составила 275 931,1 тыс.тенге, сумма установленного расхождения 792,5 тыс.тенге. Наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составила 792,5 тыс.тенге;

- по Компании «TIC» сумма НДС, отнесенного в зачет составила 242 660,4 тыс.тенге, сумма установленного расхождения 4 781,9 тыс.тенге. Наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составила  4 781,9 тыс.тенге;

- по Компании «EM» сумма НДС, отнесенного в зачет составила 122 702,4 тыс.тенге, сумма установленного расхождения 11 368,1 тыс.тенге. Наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составила  11 368,1 тыс.тенге.

Всего не возвращен НДС в сумме 263 230,4 тыс.тенге (221587,2+24 470,2+230,5+792,5+4 781,9+11 368,1), в связи с применением СУР.

Следует указать, что при проведении налоговой проверки ДГД в Компании «АК» (Акт от 29.11.2022г.) не возвращена сумма НДС в размере 156 795,4 тыс.тенге, в которой указан период проверки с 01.10.2021г. по 30.06.2022г., расхождение возникло в связи с несоответствием проверяемого периода (настоящий акт от 06.12.2022г. период проверки с 01.04.2020г. по 30.06.2022г.).

Соответственно, доводы жалобы, о неподтверждении в возврате НДС в сумме 41 643,2 тыс.тенге разницы сумм 263230,4 (всего не возвращен НДС) минус 221 587,2 (наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату) в ходе налоговой проверки, некорректны.

4.Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 334 393,8 тыс.тенге по взаимосвязанным поставщикам

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в нарушение пункта 69 Правил №391, неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, в связи с чем не подтверждена сумма НДС в размере 334 393,8 тыс.тенге.

В жалобе указано, что пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость. При этом, как отмечает Компания имеют место случаи, когда поставщиками на дату завершения налоговой проверки устранены нарушения по расхождениям, выявленным по аналитическому отчету «Пирамида», однако сумма превышения по НДС в акте проверки не подтверждена к возврату.

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки.

В соответствии с пунктом 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

В рассматриваемом случае, из акта проверки следует, что согласно сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г. выявлены нарушения камерального контроля у поставщиков первого и второго уровней, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ.

В связи с чем, в ходе проведения налоговой проверки направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные Управления государственных доходов по поставщикам:

1) Компания «JGOK» по взаиморасчетам с Компанией «EM» на сумму расхождения 11 368,0 тыс.тенге направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ от Управления государственных доходов (далее – УГД) на дату завершения проверки не получен;

2) Компания «АК» по взаиморасчетам с Компанией «EM» отнес в зачет сумму НДС в размере 122 702,4 тыс.тенге, сумма расхождения 11 368,1 тыс.тенге. Направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ c УГД на дату завершения проверки не получен;

3) Компания «ТКА» по взаиморасчетам с Компанией «TIC» на сумму 4 781,9 тыс.тенге, между указанными налогоплательщиками взаиморасчеты за проверяемый период не производились, в Пирамиде отсутствует какие-либо сведения;

4) Компания «RGG» по взаиморасчетам с Компанией «TIC» на сумму 8 412,4 тыс.тенге, направлен запрос от 25.11.2022г., ответ получен 28.12.2022г., то есть после завершения проверки (акт проверки от 06.12.2022г.);

5) Компания «JGOK» по взаиморасчетам с Компанией «GCC» на сумму 19 772,5 тыс.тенге, направлен запрос от 21.11.2022г., на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен. При этом, в жалобе Компания указывает, что данный поставщик является экспедитором, однако согласно по данным ИНИС вид деятельности Компании «GCC» является оптовая торговля химическими веществами и химическими продуктами;

6) Компания «RGG» по взаиморасчетам с Компанией «РМС» на сумму НДС 53,4 тыс.тенге. Направлен запрос от 25.11.2022г. на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен;

7) Компания «JGOK» по взаиморасчетам с Компанией «LC» на сумму 644,8 тыс.тенге, направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен;

8) Компания «ТКА» по взаиморасчетам с Компанией «LC» на сумму 153,4 тыс.тенге.  Направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ от УГД до завершения проверки не получен;

9) Компания «JGOK» по взаиморасчетам с ТОО «CS» на сумму НДС в размере 12,8 тыс.тенге направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен;

10) Компания «КЕ» по взаиморасчетам с Компанией «UTC» на сумму НДС в размере 8,2 тыс.тенге направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен;

11) Компания «RGG» по взаиморасчетам с Компанией «РАСС» на сумму 3 318,4 тыс.тенге направлен запрос от 25.11.2022г., ответ получен 04.01.2023г., то есть после завершения проверки (акт проверки от 06.12.2022г.);

12) Компания «JGOK» по взаиморасчетам с Компанией «РАСС» на сумму 23 523,6 тыс.тенге. Направлен запрос от 21.11.2022г. ответ получен 04.01.2023г., то есть после завершения проверки (акт проверки от 06.12.2022г.);

13) Компания «RGG» по взаиморасчетам с Компанией «ОК» на сумму 174,4 тыс.тенге. Направлен запрос от 25.11.2022г. на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен;

14) Компания «КSL» не возвращена сумма 121,8 тыс.тенге, в ходе проверки направлены запросы от 21.11.2022г. на которые ответы УГД на дату завершения проверки не получены. При этом в акте указана сумма 121,8 тыс.тенге, а не 404,3 тыс.тенге, отмеченная в жалобе;

15) Компания «KR» не возвращена сумма 41 476,0 тыс.тенге, в ходе проверки направлены запросы от 21.11.2022г. на которые ответы от УГД на дату завершения проверки не получены;

16) Компания «КР» не возвращена сумма 38 278,0 тыс.тенге., в ходе проверки направлены запросы от 21.11.2022г. на которые ответы от УГД на дату завершения проверки не получены;

17) Компания «КТ» по взаиморасчетам с Компанией «ЕG» на сумму 170 643,4 тыс.тенге. Направлен запрос от 21.11.2022г. на который ответ от УГД на дату завершения проверки не получен.

Таким образом, по результатам проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 334 111,3 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по вышеуказанным поставщикам и не устраненными в период проведения проверки.

Соответственно, учитывая пункт 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение превышения НДС в сумме 334 111,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно определения невозвращенной суммы НДС по взаимосвязанным поставщикам в размере 592 171,5 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что согласно пункту 53 Правил №391, по каждому поставщику установлена наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства. В связи с чем, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не произведен возврат по непосредственным поставщикам Компании, в связи с применением СУР по взаимосвязанным сторонам по вышеперечисленным поставщикам.

Из жалобы следует, что в акте проверки не указана сумма НДС, отнесенная в зачет Компанией от непосредственных поставщиков и от поставщиков следующих уровней. По поставщику «ВМК» сумма НДС, отказанная в возврате, уменьшена с 24 470,2 тыс.тенге до 588,7 тыс.тенге.

Тогда как, согласно ответу Компанией «ВМК» представлена дополнительная Декларация по НДС от 04.11.2022г. на уменьшение НДС в сумме 588,7 тыс.тенге, по причине того, что дополнительная ЭСФ - «отклонен получателем 31.03.2022г.».

Соответственно, как утверждает Компания, по связанным Компаниям «JGOK», «АК», «KH» и «ОЕС» по взаиморасчетам с Компанией «ВМК» сумма нарушения должна быть исключена полностью, при этом в ходе проверки неправомерно исключена из превышения по НДС, предъявленного к возврату, общая сумма 140 948,9 тыс.тенге.

Кроме того, по мнению Компании, при определении взаимосвязанности, в ходе проверки допущены нарушения, описанные в пункте 1 настоящей жалобы, следовательно, Компания указывает на необходимость пересмотреть суммы невозврата НДС по:

- поставщику 1-ого уровня Компании «JGOK» по взаиморасчетам с Компанией «RGG» 356 126,5 тыс.тенге, Компанией «ТКА» 32 229,9 тыс.тенге, Компания «U» на сумму 11 784, 2 тыс.тенге. Компания «КG» на сумму 5 972,6 тыс.тенге, Компания «ОЕС» на сумму 4 966,5 тыс.тенге. Всего на сумму НДС в размере 411 079,7 тыс.тенге;

- поставщику 1-ого уровня Компания «КЕ» по взаиморасчетам с Компанией «U»  на сумму 1 083,9 тыс.тенге;

- по поставщику 1-го уровня «JGOK» установлена сумма нарушения по взаимосвязанной стороне Компания «КТ» на сумму 505 530,9 тыс.тенге, когда как у данной Компании выявлено нарушение всего на сумму 466 472,0 тыс.тенге, что является на сумму 39059,0 тыс.тенге больше, чем вызван необоснованный отказ к возврату НДС.

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 53 Правил №391, сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 настоящих Правил, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

В рассматриваемом случае, в акте проверки в отношении поставщика 1 уровня Компании «ВМК» отмечено, что сумма НДС, отнесенная в зачет Компанией составила 1 284 809,9 тыс.тенге, сумма установленного расхождения составила 24 470,2 тыс.тенге, при этом данным поставщиком нарушение частично устранено (представлена дополнительная декларация за 1 квартал 2022г.), соответственно, сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 588,7 тыс.тенге.

В отношении поставщиков 1 уровня Компании и взаимосвязанности компаний «JGOK», «АK», «KH» и «ОЕС» по взаиморасчетам с Компанией «ВМК» доводы приведены в 1 разделе решения, при этом по Компании «ОЕС» следует отметить, что руководителем данного поставщика является Х.А.Л., являющийся также руководителем Компании.

Кроме того, относительно поставщика 1 уровня Компании «КТ», следует отметить, что в акте указана наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату, выявленных в результате применения СУР в сумме 466 742,0 тыс.тенге и сумма 17 438,1 тыс.тенге, не подлежащая возврату, в связи с неисполнением налоговой обязанности по уплате в бюджет НДС, не подлежащей возврату по поставщику Компании «КТ» составляет НДС в сумме 484 180,1 тыс.тенге, то есть выявлено нарушений не на сумму 466 472,0 тыс.тенге (как указано в жалобе), а на сумму 484 180,1 тыс.тенге (466742,0+17438,1)

Соответственно, доводы в жалобе о пересмотре невозвращенных сумм НДС по взаимосвязанности компаний являются некорректными.

При этом, следует указать, что в акте проверки в разделе «Настоящей проверкой установлено следующее» в пункте 2 указано, Компанией «КС» в зачет отнесена сумма НДС от поставщика «JGOK», в ходе анализа выявлены расхождения между ЭСФ и ФНО у поставщиков последующих уровней, которые не отразили обороты по реализации в декларации по НДС, 3 уровень (взаимосвязаны) Компания «КТ» сумма НДС, отнесенного в зачет составляет 2 469 678,3 тыс.тенге, 4 уровень, наименьшая сумма, не подлежащая возврату составляет сумму 505 530,9 тыс.тенге. Тогда как ранее было указано, всего выявлено нарушений по поставщику «КТ» на сумму 484 180,1 тыс.тенге.

Следовательно, в акте проверки допущена ошибка, вместо суммы 484 180,1 тыс.тенге, указана сумма 505 530,9 тыс.тенге.

Таким образом, поскольку фактически по поставщику Компания «КТ» (основной поставщик Компания «JGOK») выявлено нарушений на общую сумму 484 180,1 тыс.тенге, то соответственно результаты налоговой проверки по отказу в возврате превышения НДС в сумме 21 350,8 тыс.тенге (505530,9-484180,1), является необоснованным.

  1. Относительно неподтверждения суммы НДС к возврату по поставщику Компании «N» в размере 693312,8 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в отношении Компании «N» зарегистрировано в ЕРДР уголовное дело от 11.12.2018г. по статье 245 часть 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК), в связи с чем, НДС в сумме 693 312,8 тыс.тенге, отнесенный в зачет Компанией не подтвержден к возврату.

В акте проверки указана информация, что по поставщику первого уровня Компания «N» по статье 245 часть 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан зарегистрировано в ЕРДР уголовное дело от 11.12.2018г., в этой связи Компании отказано в возврате НДС в размере 693 312,8 тыс.тенге.

Из жалобы следует, что согласно информации, представленной директором Компании «N» М.М.М. установлено, что по Постановлению о прекращении уголовного дела от 30.06.2018г. в отношении руководства Компании «N», уголовное дело от 25.04.2018г. прекращено 30.06.2018г., в связи с истечением срока исковой давности по нереабилитирующим основаниям.

Компания «N» в обжалуемом периоде и по настоящее время не являлась и не является неблагонадежным налогоплательщиком. По данным КГД МФ РК включено в Перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, с присвоением низкой степени риска.

Кроме того, в жалобе отмечено, что Компания «N» постоянно пользуется правом на возврат превышения по НДС.

Соответственно по утверждению Компании, обжалуемая проверка проведена за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г., срок возбуждения 25.04.2018г. и прекращения уголовного дела 30.06.2018г. не входит в проверяемый период, следовательно, отказ в возврате суммы НДС в размере 693 312,8 тыс.тенге является необоснованным.

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в том числе, отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, по деятельности которого в отношении руководителя (учредителя) имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК), за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям.

В рассматриваемом случае, в ходе тематической проверки направлен запрос от 03.11.2022г. в Департамент экономических расследований (далее - ДЭР), в том числе и по Компании «N». Согласно данным полученного ответа от ДЭР по Карагандинской области от 17.11.2022г. в отношении Компании «N» зарегистрировано в ЕРДР уголовное дело от 11.12.2018г. по статье 245 часть 3 УК РК.

При этом, Компанией представлено к жалобе Постановление о прекращении уголовного дела от 30.06.2018г. в котором отмечено, что согласно статье 35 части 6 УПК РК орган уголовного преследования, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, выносит на любой стадии досудебного производства о прекращении уголовного дела.

Из Постановления также следует, что орган уголовного преследования приходит к выводу о необходимости прекращения настоящего уголовного дела, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, в силу положения УК РК, то есть по не реабилитирующим основаниям.

Следует указать, что в ходе рассмотрения жалобы направлен запрос от 05.05.2023г. в Департамент экономических расследований по Карагандинской области Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу (далее - ДЭР) относительно фактов регистрации в ЕРДР уголовного дела по правонарушениям, указанных в статьях 216 и 245 УК РК в отношении руководителя (учредителя) Компания «N».

Так, из ответа ДЭР от 11.05.2023г. следует, что от 25.04.2018г. возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 245 УК РК, от 24.06.2018г. уголовное дело было изменено с части 3 статьи 245 УК РК на статью 241 УК РК, от 30.06.2018г., которое прекращено на основании статьи 35 части 1 подпункта 4 Уголовного процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – УПК РК).

При этом, Прокуратурой Карагандинской области 03.09.2018г. отменено постановление о прекращение уголовного дело от 30.06.2018г., однако 28.09.2018г. прекращено на основании статьи 35 части 1 подпункта 4 УПК РК.

Вместе с тем, следует отметить, что Прокуратурой 11.12.2018г. постановление по данному уголовному делу прекращено на основании статьи 35 части 1 подпункта 2 УПК РК.

Таким образом, доводы Департамента государственных доходов относительно наличия уголовного дела по статье 245 УК РК на руководителя Компании «N» не подтверждаются.

В связи с изложенным, учитывая нормы Правил №391, неподтверждение превышения НДС в сумме 693 312,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

  1. Относительно нарушений по отчету «Пирамида по поставщикам» и «Пирамида по покупателям» и неподтверждение превышения НДС в сумме 21 972,7 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не получены ответы на запросы по устранению нарушений по подтверждению НДС, в связи с чем, по акту проверки отказано в возврате суммы НДС 21 972,7 тыс.тенге.

В жалобе указано, что отказ в возврате суммы превышения НДС в размере 21 972,7 тыс.тенге является необоснованным по следующим поставщикам:

  • Компания «KS» сумма НДС, отказанного в возврате 11233,5 тыс.тенге, из ответа которого следует, что ЭСФ отозвана 19.04.2022г.;

2) Компания «NKB» не подтверждена сумма 7968,0 тыс.тенге, из ответа службы поддержки - в системе прошло обновление, данная ЭСФ находится в статусе отозван;

3) Компания «Cltd» не подтверждена сумма 12,8 тыс.тенге из ответа УГД от 19.12.2022г. следует, что расхождения не установлены;

4) Компания «РМ» сумма НДС неподтвержденная к возврату 36,9 тыс.тенге, ЭСФ отозвана 13.07.2022г.;

5) Компания «S» сумма НДС 2 721,5 тыс.тенге, ЭСФ отозвана 21.04.2022г.

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Как отмечено ранее, пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки.

В рассматриваемом случае, из акта проверки следует, что согласно сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам за период с 01.04.2020г. по 30.06.2022г. выявлены нарушения камерального контроля у поставщиков первого и второго уровней, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ в размере 21 972,7 тыс.тенге.

В связи с чем, в ходе проведения проверки направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные Управления государственных доходов по данным поставщикам.

По нижеуказанным поставщикам на момент завершения проверки ответы не получены:

  • Компания «KS», cумма НДС за 4 кв. 2021г., отказано в возврате 11 233,5 тыс.тенге. Запрос на устранение нарушений направлен от 18.10.2022г., ответ получен после завершения проверки 30.12.2022г.
  • Компания «NKB», сумма НДС за 2 кв.2022г., отказано в возврате 7 968,0 тыс.тенге. Запрос на устранение нарушений направлен от 19.10.2022г., ответ получен после завершения проверки 30.12.2022г.
  • Компания «Cltd» сумма НДС за 4 кв. 2021г., отказано в возврате 12,8 тыс.тенге. Запрос на устранение нарушений по подтверждению НДС от 19.10.2022г., налогоплательщиком нарушение частично устранено путем представления за 3 кв. 2021г. ДФНО №302001122022N00306 на сумму 519,1 тыс.тенге. Ответ получен после завершения проверки 30.12.2022г.
  • Компания «РМ» сумма НДС за 2 кв. 2022г., отказано в возврате 36,9 тыс.тенге. Запрос направлен на устранение нарушений по подтверждению НДС от 19.10.2022г., ответ на дату завершения проверки не получен.
  • Компания «S» сумма НДС за 2 кв. 2022г., отказано в возврате 2 721,5 тыс.тенге. Запрос направлен на устранение нарушений по подтверждению НДС от 19.10.2022г., ответ на дату завершения проверки не получен.

Таким образом, по результатам проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 21 972,7 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по вышеуказанным поставщикам и не устраненными в период проведения проверки.

Необходимо отметить, что согласно пункту 69 Правил №391 неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности.

На основании изложенного, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пунктов 52 и 67 Правил №391 неподтверждение превышения НДС в сумме 21 972,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. 8Относительно нарушений по отчету «Пирамида по поставщикам» и «Пирамида по покупателям» и неподтверждение превышения НДС в сумме 548 282,5 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, то, что в нарушение пункта 10 статьи 152 Налогового кодекса установлены нарушения у непосредственных поставщиков Компании, в связи с чем согласно Правил №391 в отношении Компании был применен СУР по взаимосвязанным сторонам.

В жалобе указано, что в ходе проверки исключены из суммы 2 030 237,6 тыс.тенге возврата превышения по НДС, нарушения по поставщикам 3-го и 4-го уровней.

При этом, в жалобе отмечено, исходя из условий пункта 54 Правил установлено, что непосредственными поставщиками Компании по взаимосвязанным компаниям признаются поставщики первого уровня таких Компаний «JGOK» на сумму 1 311 479,5 тыс.тенге, «КТ» на сумму 230 905,7 тыс.тенге, «АК» на сумму 221 587,1 тыс.тенге, «КЕ» на сумму 91 932,1 тыс.тенге, «СН» на сумму 36 164,8 тыс.тенге, «KH» на сумму 70 736,9 тыс.тенге, «U» на сумму 10 147,1 тыс.тенге и «ОЕС» на сумму 57 284,4 тыс.тенге, то есть поставщики 2-ого уровня по отношению к Компании. Тогда как, нарушения поставщиков 3-его и 4-ого уровней не применимы к сумме превышения по НДС, отказанной в возврате в ходе налоговой проверки.

Компания отмечает, что учитывая обжалуемые суммы в пунктах 2, 3 и 5 основной жалобы, дополнительно обжалуемая сумма составила 548 282,5 тыс.тенге (2 030 237,6 - 848 140,4 - 41 643,2 - 592 171,5).

Проверив доводы Компании «KС», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 53 Правил №391 сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 настоящих Правил, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

В ходе проверки согласно сформированного отчета «Пирамида» проведен анализ, в результате чего, по выявленным расхождениям поставщиков 2, 3 и 4 уровня взаимосвязанных сторон в соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса направлены запросы в другие налоговые органы по месту нахождения поставщика.

В связи с выявленными расхождениями, согласно пункту 53 Правил №391 по каждому поставщику установлена наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства.

Так, по акту проверки не подтверждена к возврату сумма НДС в размере 1 977 919,7 тыс.тенге, в том числе по:

Компания «JGOK» на сумму 1 311 479,5 тыс.тенге,

Компания «КТ» на сумму 230 905,7 тыс.тенге,

Компания «АК» на сумму 221 587,1 тыс.тенге,

Компания «КЕ» на сумму 91 932,1 тыс.тенге,

Компания «СН» на сумму 36 164,8 тыс.тенге,

Компания «КН» на сумму 70 736,9 тыс.тенге,

Компания «U» на сумму 10 147,1 тыс.тенге, 

Компания «ОЕС» 4 966, 5 тыс.тенге.

Соответственно, по акту проверки не подтверждена сумма 1 977 919,7 тыс.тенге. При этом разница в сумме 52 317,9 тыс.тенге (2 030 237,6 - 1 977 919,7), как неподтвержденная к возврату по Компании «ОЕС» в жалобе указана некорректно, так как по акту проверки, наименьшая сумма, не подлежащая возврату по Компании «ОЕС» составляет сумму 4 966,5 тыс.тенге.

Следует указать, что обоснования по взаимосвязанности сторон изложены в пункте 1 данного решения.

На основании изложенного, учитывая норму пункта 53 Правил №391, неподтверждение превышения НДС в сумме 495 964,6 тыс.тенге (1 977 919,7 - 848 140,4 - 41 643,2 - 592 171,5) по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 06.12.2022г. в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 714 663,6 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Теги: НДС