Учёт

КПН, НДС взаиморасчеты с неблагонадежными

274

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС


Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме начисления корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН),налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), а также о сумме уменьшенного убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросу исполнения налоговых обязательств по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление от 02.02.2023г. №328 о начисление КПН в сумме 39 434,6 тыс.тенге, пени в сумме 3 640,6 тыс.тенге, НДС в сумме 120 108,9 тыс.тенге, пени в сумме 15 151,7 тыс.тенге, а также уменьшение убытка в сумме 398 209,4 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа о сумме начисления КПН, НДС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение статей 242, 400 Налогового кодекса по расходам, отнесенным на вычеты и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «Ф», Компанией «T» и Компанией «М».

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна, так как по мнению Компании, по взаиморасчетам с вышеуказанными поставщиками имеются все подтверждающие документы, в частности товарно-транспортные накладные и путевые листы, акты приемки выполненных работ и электронные счета-фактуры (ЭСФ).

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом, пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

  1. Компания «Ф»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению вскрышной горной массы и грунта с доставкой до объекта, а также расходы по строительным работам за 2019-2020гг. в сумме 738 388,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 кварталы 2019-2020гг. в сумме 67 607,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Ф».

Согласно данным ИНИС РК Компания «Ф» зарегистрировано в органах юстиции 08.04.2004г., с видом деятельности «Строительство жилых зданий».

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» по взаиморасчетам с поставщиком Компанией «Ф» к жалобе приложены копии договоров:

- Договор поставки от 01.09.2019г.; 

- Договор субподряда от 12.06.2020г.

Платежные поручения по оплате в адрес Компании «Ф» на общую сумму 486 182,5 тыс.тенге.

К жалобе приложены ЭСФ, выписанные Компанией «Ф» и акты выполненных работ на поставку вскрышной горной массы в количестве 68 614,5 м3 стоимостью 445 994,5 тыс.тенге, а также по оказанным строительно-монтажным работам на общую сумму 381 000,0 тыс.тенге. Также, приложена справка о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 11.12.2020г. на указанную сумму.

Следует отметить, что согласно условиям Договора поставки от 01.09.2019г. и Приложения №1 к данному договору поставщиком Компанией «Ф» в адрес Компании «А» осуществляется поставка вскрышной горной массы по цене 6,5 тыс.тенге за м3.

Пунктом 4.2 Договора поставки №1 от 01.09.2019г. определено, что поставка Товара осуществляется силами поставщика путем доставки Товара автотранспортом до объекта покупателя.    

Из акта налоговой проверки следует, что оприходование груза грузополучателем производится согласно основному перевозочному документу товарно-транспортной накладной, а путевые листы совместно с товарно-транспортной накладной, определяют показатели для учета работы автотранспортного средства и осуществления расчетов. При этом отрывной талон путевого листа является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю.

Вместе с тем, Компанией «А» к налоговой проверке не представлены товарно-транспортные накладные, путевые листы либо отрывные талоны путевых листов, подтверждающие совершение перевозок, погрузку и разгрузку товара, а также его оприходование.

Необходимо указать, что согласно нормам главы 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением от 30.04.2015г. №546 Правительства Республики Казахстан (далее - Правила №546) перевозка грузов оформляется товарно-транспортной накладной, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Путевые листы автотранспортного средства являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной или актом замера (взвешивания), определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю.

Путевые листы автотранспортного средства и товарно-транспортные накладные подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и товарно-транспортных накладных, и хранению перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет.

Заполнение путевого листа осуществляется перевозчиком. При этом отдельные данные заполняются также и грузоотправителем (грузополучателем).

Путевые листы оформляются перевозчиком на одну смену (рейс) с указанием даты выдачи, подписью уполномоченного лица перевозчика, штампом или печатью перевозчика, по форме № 4-п и № 4-с согласно приложениям 1 и 2 к Правилам №546.

Правила №546 действуют на всей территории Республики Казахстан и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Правила №546 определяют порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов, формы товарно-транспортной накладной, путевых листов и порядок их применения, порядок приема грузов к автомобильной перевозке и иные условия. Путевые листы являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной, актом замера (взвешивания) определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозку грузов.

Таким образом, учитывая отраслевое законодательство, в соответствии с которым наличие товарно-транспортной накладной, путевых листов обязательно по Договорам перевозки грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты при наличии товарно-транспортной накладной, путевых листов, иных документов, подтверждающих факт перевозки груза.

Согласно Приложениям к Правилам №546 сведения для заполнения путевого листа и товарно-транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом должны содержать следующую информацию: 1) для путевого листа - номер, дату оформления путевого листа, наименование перевозчика, Ф.И.О. водителя, марка и государственный регистрационный номерной знак автотранспортного средства (прицепа), маршрут движения автотранспортного средства, место (адрес) и время выезда из начального пункта автотранспортного средства, показания спидометра транспортного средства и т.д.; 2) для товарно-транспортной накладной - номер, дату оформления товарно-транспортной накладной, наименование грузоотправителя и перевозчика, пункт погрузки и разгрузки, наименование груза и количество, время прибытия и убытия автотранспортного средства, время и дата приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные водителя, доверенности и т.д.

Наряду с этим, в соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденного приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики Казахстан, для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена приказом от 20.12.2012г. №562 Министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов». Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» в подтверждение своих доводов к жалобе также не приложены ТТН подтверждающие поставку вскрышной горной массы в количестве 68 614,5 м3 до пункта назначения.

Компанией «А» к жалобе приложена копия Государственной лицензии - от 21.12.2012г. и приложение к указанной лицензии, выданное Компании «Ф» по следующим видам лицензируемой деятельности:

- ликвидационные работы по закрытию рудников и шахт;

- вскрытие и разработка месторождений твердых полезных ископаемых открытым и подземным способами;

- добыча твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространённых полезных ископаемых).

Также, к жалобе Приложено Разрешение на применение технических устройств от 18.11.2014г. (автосамосвалы, бульдозеры, погрузчик, автогрейдер, гусеничные экскаваторы)  выданное Комитетом по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Компании «Ф».

Следует указать, что согласно пункту 1 статьи 736 Налогового кодекса налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории Республики Казахстан минерального сырья, углеводородов, подземных вод и лечебных грязей.

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12.02.2018г. №166 утверждены Правила составления налоговой отчетности «Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (ф.590.00)» (далее – Правила).

На основании пункта 1 Правил указанная  Декларация (ф.590.00) составляется недропользователями, осуществляющими добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта/лицензии на недропользование.

В рассматриваемом случае, поставщиком Компанией «Ф» Декларация (ф.590.00) по видам лицензируемой деятельности согласно Государственной лицензии от 21.12.2012г. в налоговые органы за 2019г. не представлена.

Кроме того, из акта налоговой проверки следует, что основными поставщиками Компанией «Ф» являлись компании которыми оказаны транспортные услуги и осуществлена поставка товаров (игрушки, кронштейн для крепления, холсты, принадлежности для творчества, запасные части для сборки, принадлежности для рыбалки и отдыха, бижутерия). 

         Таким образом, отсутствуют данные по приобретению (происхождению) вскрышной горной массы, поставляемой Компанией «Ф» в адрес Компании «А».

По Договору субподряда от 12.06.2020г. заключенного между Компанией «А» (Подрядчик) и Компанией «Ф» (Субподрядчик), Компания «Ф» обязуется выполнить объем работ, необходимый для строительства капитального ремонта автомобильной дороги. Компания «А» обязуется принять Работы и оплатить выполненные Работы по указанному строительству. Договор от 12.06.2020г. действует до 31.12.2020г.

Согласно пунктов 6.1, 6.3 Договора от 12.06.2020г. общая стоимость составляет 381 000,0 тыс.тенге, с учетом НДС, из них, ливневая канализация составляет 328 000,0 тыс.тенге, вынос водопровода 53 000,0 тыс.тенге, согласно Приложению №1 к Договору.

Оплата производится Компанией «А» по фактически выполненным объемам работ на основании подписанных подрядчиком Актов выполненных работ в течении 30 (тридцати) рабочих дней с момента подписания. Необходимые документы, предшествующие оплате: Акт выполненных работ Ф-2КС, Ф-3 КС и выставленная счет-фактура.

Следует отметить, что в Приложении №1 к Договору от 12.06.2020г. отражена ведомость договорных цен в соответствии с наименованием видов работ, с указанием единиц измерения и количества.

К жалобе приложен Акт выполненных работ от 11.12.2020г., где в графе наименование работ (услуг) указано одной строкой ливневая канализация на сумму 328 000,0 тыс.тенге и вынос водопровода на сумму 53 000,0 тыс.тенге, а также приложена справка о стоимости выполненных работ и затрат от 11.12.2020г. по указанным работам на общую сумму 381 000,0 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 02.05.2012г. №170 (далее - Приказ №170) утверждена справка о стоимости выполненных работ и затрат (Форма №КС-3). Данная форма применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ. Справка составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, другие подрядные работы, и представляется генподрядчиком заказчику (застройщику), субподрядчиком генподрядчику. В данной форме справки отражаются дополнительно затраты по приобретению материалов, использованных для выполнения строительно-монтажных работ.

Также, согласно вышеуказанному Приказу предусмотрены форма акта приемки выполненных объемов работ, и форма акта приемки выполненных работ (Форма №КС-2), в которых отражаются общестроительные работы с перечислением прямых затрат, включающих в себя стоимость: материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также прочих затрат, включающих в себя накладные расходы в виде заработной платы и расчета трудоемкости.

Приказом №170 предусмотрено, что Справка о стоимости выполненных работ и затрат применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ. Заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика). Стоимость работ и затрат в справке отражается в фактических ценах текущего года, по которым осуществляются расчеты заказчика с подрядчиком, независимо от того, составлена смета в сметных, текущих или прогнозных ценах.

При отсутствии утвержденных приказом форм, в том числе акта выполненных работ (СМР), документальным свидетельством факта выполненных работ в строительстве могут служить первичные документы, составленные предприятием самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о бухгалтерском учете.

Акты приемки выполненных работ (СМР) подписывают соответствующие лица (в частности, начальник участка, прораб, мастер, бригадир, экономист/инженер ОТиЗ, отдел технического надзора, начальник СМУ, начальник ПТО, инженер ПТО).

В рассматриваемом случае, представленный к жалобе акт выполненных работ (оказанных услуг) (ф. Р-1), утвержденный Приказом МФ РК от 20.12.2012г. №562, которая применяется для приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ. При этом, выполнение строительно-монтажных работ как выше отмечено должно подтверждаться актом приемки выполненных объемов работ, актом приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат Приказ №170 от 02.05.2012г.

В акте выполненных работ (оказанных услуг) от 11.12.2020г. составленных Компанией «А» и Компанией «Ф» в графе «Наименование работ (услуг)» указаны ливневая канализация и вынос водопровода, то есть отражено одной строкой без детального отражения сведений о фактическом совершении операций.

Таким образом, указанные документы в соответствии с требованиями Приказа №170 от 02.05.2012г. не содержат наименование выполняемых работ в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг), отсутствуют подписи соответствующих лиц (начальник участка, прораб, мастер, бригадир, инженер и т.д.).

Также в представленной к жалобе справке от 11.12.2020г. о стоимости выполненных работ и затрат в предусмотренных графах для обязательного заполнения отсутствует необходимая информация для заполнения.

Следовательно, акт выполненных работ, составлен Компанией «А» с Компанией «Ф» с нарушением требований отраслевого законодательства, не могут свидетельствовать о факте совершения операции (события) и права на ее совершения.

Как выше отмечено, к жалобе приложены копии платежных поручений по оплате в адрес Компании «Ф» на общую сумму 486 182,5 тыс.тенге.

Согласно приложенных платежных поручений установлено, что Компанией «А» в адрес Компанией «Ф» перечислено 188,0 тыс.тенге по платежному поручению от 18.10.2022г., при этом, перечисление в общей сумме 485 994,5 тыс.тенге в адрес Компанией «Ф» проведено Компанией «К»  в счет взаиморасчетов с Компанией «А», по платежным поручения на общую сумму 485 994,5 тыс.тенге.

Следует отметить, что согласно условиям Договора поставки от 01.09.2019г. и Договор субподряда от 12.06.2020г. отсутствуют условия оплаты Компанией «А» в адрес Компании «Ф» путем взаиморасчетов.

Согласно пункта 1 статьи 346 Гражданского кодекса Республики Казахстан уступка требования, основанного на сделке, совершенной в письменной (простой или нотариальной) форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» к жалобе не приложены документы, подтверждающие порядок взаиморасчета между Компанией «А» и Компанией «К» послужившие основанием для перечисление денежных средств в адрес Компании «Ф».

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Согласно информации налогового органа установлено, что в ходе налоговой проверки в территориальное Управление государственных доходов направлен запрос от 19.01.2023г. на проведение встречной проверки по поставщику Компании «Ф».

Управлением государственных доходов запрос на проведение встречной проверки прекращен 25.01.2023г., в связи с отсутствием по месту нахождения.

Вместе с тем, необходимо указать, что налоговым органом в период проведения налоговой проверки в адрес Комитета государственных доходов направлен запрос о назначение проверки Компании «Ф» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов: полноты и своевременности исчисления и перечисления КПН и НДС за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г.

Комитетом государственных доходов издан Приказ «О назначении внеплановой тематической налоговой проверки» Компании «Ф» по вопросу исполнения налогового обязательства по КПН и НДС за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г.

Вместе с тем, согласно информации налогового органа, Предписание от 10.11.2022г. не вручено Компании «Ф» в связи перерегистрацией 14.11.2022г. в территориальное Управление государственных доходов.

Согласно информации территориального налогового органа следует, что на основании Приказа КГД сформировано Предписание на налоговую проверку от 02.12.2022г. в отношении Компании «Ф». Вместе с тем, в связи с отсутствием Компании «Ф» по месту нахождения указанное Предписание от 02.12.2022г. не вручено. Компания Компании «Ф» зарегистрировано с 02.03.2023г. по месту нахождения другом территориальном Управление государственных доходов.

Необходимо отметить, что руководитель Компании «Ф» является нерезидентом РК, согласно предоставленной информации КГД следует, что по данным ИС «Беркут» руководитель Компании «Ф» дата въезда на территорию Республики Казахстан 10.08.2022г., дата выезда 19.08.2022г.; дата следующего въезда на территорию Республики Казахстан 05.10.2022г. дата выезда 07.10.2022г.

Компания «Ф» по данным ИНИС РК отсутствует по месту нахождения, акты налогового обследования от 02.12.2021г., от 13.07.2022г., от 15.08.2022г., от 08.09.2022г., от 19.10.2022г., от 16.11.2022г., от 23.11.2022г., от 13.12.2022г., от 31.01.2023г. и от 28.02.2023г.

Следует указать, что Компания «Ф» дата постановки на учет по НДС 01.05.2004г., снято с учета по НДС 01.02.2011г.; дата постановки на учет по НДС 01.05.2011г., снято с учета по НДС 05.01.2023г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «Ф» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

Таким образом, исключение из вычетов сумм расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам Компании «А»  с Компанией «Ф» за 2019-2020гг. в сумме 738 388,0 тыс.тенге, НДС в сумме 67 607,1 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Компания «T»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по строительно-монтажным работам, аренде транспортных средств с экипажем и услугам по перевозке строительных материалов за 2020г. в сумме 300 735,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 2-4 кварталы 2020г. в сумме 36 088,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «T».

Согласно данным ИНИС РК Компания «T» зарегистрировано в органах юстиции 07.02.2020г., с видом деятельности «Деятельность грузового автомобильного транспорта».

В рассматриваемом случае, Компанией «А» по взаиморасчетам с поставщиком Компанией «T» к жалобе приложены копии Договоров на оказание услуг по перевозке строительных материалов на объекте, на предоставление в аренду Спецтехники с экипажем, а также на выполнение работ на объекте.

Условиями Договора на оказание услуг определено, что поставщиком Компанией «T» предоставляются услуги по перевозке инертных материалов с накопителя и с карьера спецтехникой HovoZz.

Согласно Договора аренды от 01.08.2020г. Компания «T» предоставляет в аренду Спецтехнику (Манипулятор Dongfeng, Ассенизатор ГАЗ 3308) с экипажем.

Договором аренды от 15.05.2020г. установлено, что Компания «T» предоставляет в аренду Спецтехнику (Погрузчик, ковш 3 м3) с экипажем.

По Договору на оказание услуг №26-20 от 21.05.2020г. Компания «T» оказывает услуги по перевозке строительного материала.

Согласно Договора субподряда от 06.07.2020г. Компания «T» обязуется собственными силами, средствами и материалами за свой риск в соответствии с условиями Договора выполнить объем Работ, необходимый для строительства Объекта сроком до 31.12.2020г.

Условиями данного Договора субподряда от 06.07.2020г. установлено, что оплата производится подрядчиком по фактически выполненным объемам работ на основании подписанных подрядчиком Актов выполненных работ в течении 30 (тридцати) рабочих дней с момента их подписания.

Необходимые документы, предшествующие оплате: Акт выполненных работ Ф-2КС, Ф-3КС и выставленная счет-фактура.

Компанией «А» к жалобе приложены ЭСФ на общую сумму 26 477,9 тыс.тенге, в том числе НДС, копии актов выполненных работ .

При этом, к налоговой проверки и к жалобе не приложены Акты приемки выполненных работ Форма №КС-2, Форма №КС-3.

Как выше отмечено, Форма №КС-2, Форма №КС-3 утверждена Приказом №170, данные формы применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ, составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, другие подрядные работы, также отражаются дополнительно затраты по приобретению материалов, использованных для выполнения строительно-монтажных работ.

Кроме того, отражаются общестроительные работы с перечислением прямых затрат, включающих в себя стоимость: материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также прочих затрат, включающих в себя накладные расходы в виде заработной платы и расчета трудоемкости.

Компанией «А» к жалобе приложены копии 37 платежных поручений по оплате в адрес Компании «T» на общую сумму 316 391,8 тыс.тенге.

Согласно приложенных 36 платежных поручений, перечисление на сумму 312 391,8 тыс.тенге в адрес Компании «T» проведено компанией Компания «К» в счет взаиморасчетов с Компанией «А».

Следует отметить, что согласно условиям вышеуказанных Договоров, отсутствуют условия оплаты в адрес Компании «T» путем взаиморасчетов.

При том, как выше отмечено, согласно пункта 1 статьи 346 ГК РК уступка требования, основанного на сделке, совершенной в письменной (простой или нотариальной) форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» к жалобе не приложены документы, подтверждающие порядок взаиморасчета между Компанией «А» и Компанией «К», послужившие основанием для перечисления денежных средств в адрес Компанией «Т».

К жалобе также приложены ЭСФ, выписанные ТОО «T» в адрес Компании «А», акты выполненных работ, а также справки отработанных часов и проделанных рейсов.

Вместе с тем, из акта налоговой проверки следует, что Компанией «А» к налоговой проверке, не представлены ТТН, путевые листы либо отрывные талоны путевых листов, подтверждающие совершение перевозок, погрузку и разгрузку товара, а также его оприходование.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» к жалобе приложены ТТН в количестве 627 штук.

В соответствии с Правилами №546 сведения для заполнения ТТН при перевозке грузов автомобильным транспортом должны содержать следующую информацию: - номер, дату оформления товарно-транспортной накладной, № путевого листа, автомобиль (марка, государственный номер) наименование грузоотправителя и перевозчика, пункт погрузки и разгрузки, сведения о грузе, наименование груза и количество, время прибытия и убытия автотранспортного средства, время и дата приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности, отпуск разрешил, груз получил и т.д.

Вместе с тем, в приложенных к жалобе ТТН отсутствует соответствующая информация в полном объеме (отсутствует графа «Перевозчик» и, соответственно, данные перевозчика, пункт разгрузки, отметка о сдаче и принятие груза, подпись и печать заказчика, время убытия, прибытия, простоя, в 164 ТТН не указаны данные водителя).

Кроме того, в предоставленных ТТН отсутствует данные Компании «А», в свою очередь в графе «Заказчик» и «Получатель» отражено Компания «К».

Следует отметить, что в предоставленных к жалобе ТТН, указаны фамилии 50 водителей.

При этом, по поставщику Компании «T» необходимо указать, что согласно данным ИС СОНО:

- в декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 2-4 кварталы 2020г. указаны 2 (два) работника;

- декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2020г. не представлена;

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2020г. предоставлена с нулевыми показателями;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 4 кв.2020г. предоставлена с нулевыми показателями.  

Таким образом, в период проведения взаиморасчетов у Компании «T» отсутствовали работники, материально-техническая база, имущество, для оказания услуг, работ, кроме того, отсутствуют доходы за 2020г. и оборот по реализации облагаемый НДС за 4 квартал 2020г.

Согласно информации налогового органа установлено, что в территориальное Управление государственных доходов направлен запрос от 19.01.2023г. на проведение встречной проверки по поставщику Компании «T».

Территориальным Управлением государственных доходов запрос на проведение встречной проверки прекращен 01.02.2023г., в связи с отсутствием по месту нахождения (акт обследования от 20.01.2023г.). При этом, направлены запросы в территориальный Департамент экономических расследований от 20.01.2023г., от 31.01.2023г.

Кроме того, предоставлена информация о неисполненных уведомлениях об устранении нарушений, выявленные органами государственных доходов по результатам камерального контроля.

Следует указать, что Компания «T» дата постановки на учет по НДС 07.02.2020г., снят с учета по НДС 28.12.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Компания «T» по данным ИНИС РК отсутствует по месту нахождения, акты налогового обследования от 30.03.2021г., 25.10.2021г., 15.11.2021г., 05.01.2022г., 22.04.2022г., 14.09.2022г. и 20.01.2023г.

Из акта налоговой проверки следует, что основным поставщиком Компании «T» за период с 19.03.2020г. по 29.09.2020г. является поставщик, которым оказаны услуги по аренде автотранспорта на сумму 1 630 464,8 тыс.тенге, НДС в сумме 195 655,8 тыс.тенге.

Согласно представленной налоговой отчетности у данного поставщика за 2020г. отсутствуют, работники, транспортные средства, доходы (убыток). В свою очередь, данным поставщиком согласно данным ЭСФ за период с 31.01.2020г. по 04.05.2020г. приобретены услуги банка, дизельное топливо, запчасти на общую сумму 175,5 тыс.тенге, НДС 21,1 тыс.тенге, что свидетельствует об отсутствии услуг по аренде автотранспорта.

Таким образом, для оказания услуг по перевозке строительных материалов, предоставление в аренду спецтехники с экипажем, а также выполнения СМР у поставщика Компании «T» отсутствовала соответствующая материально-техническая база, имущество, транспортные средства и трудовые ресурсы.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «T» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

Таким образом, исключение из вычетов сумм расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам Компании «А» с Компанией «T» за 2020г. в сумме 300 735,5 тыс.тенге, НДС в сумме 36 088,3 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Компания «М»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по строительно-монтажным работам, аренде транспортных средств за 2020гг. в сумме 136 778,8 тыс.тенге и НДС из зачета за 3-4 кварталы 2020г. в сумме 16 413,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «М».

Согласно данным ИНИС РК Компания «М» зарегистрировано в органах юстиции 01.01.2002г., с видом деятельности «Прочие строительно-монтажные работы».

В рассматриваемом случае, Компанией «А» по взаиморасчетам с поставщиком Компанией «М» к жалобе приложена копия Договора субподряда от 11.05.2020г., акты выполненных работ, ЭСФ.

Условиями Договора субподряда от 11.05.2020г. (далее - Договор от 11.05.2020г.) установлено, что (Субподрядчик) Компания «М» обязуется собственными силами, средствами и материалами за свой риск в соответствии с условиями Договора выполнить объем Работ, необходимый для строительства Объекта сроком до 31.12.2020г., в том числе, разработка грунтового основания до проектной отметки низа стабилизирующего слоя с вывозом на свалку, разработка переуважительных грунтовых оснований (пучики) с вывозом на свалку, устройство стабилизирующего основания из скального грунта (бутового камня) с послойным уплотнением с перевозкой.

Кроме того, Дополнительными соглашениями от 11.05.2020г.  и от 28.07.2020г. к Договору №3/2-20 от 11.05.2020г. Компания «М» проводит строительно-монтажные работы.

По оказанным работам, услугам составлены акты выполненных работ (оказанных услуг).

Следует отметить, что по указанным работам составлены акты выполненных работ (ф. Р-1) на общую сумму 148 651,2 тыс.тенге, где в графе «Наименование работ (услуг)» одной строкой отражены вышеуказанные строительно-монтажные работы.

Вместе с тем, как ранее отмечено выполнение строительно-монтажных работ должно подтверждаться актом приемки выполненных объемов работ, актом приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат согласно Приказа №170 от 02.05.2012г.

Кроме того, согласно пункта 6.5 Договора от 11.05.2020г. установлено, что оплата производится подрядчиком по фактически выполненным объемам работ на основании подписанных подрядчиком Актов, выполненных в течении 30 (тридцати) рабочих дней с момента их подписания. Необходимые документы, предшествующие оплате: Акт выполненных работ Ф-2КС, Ф-3КС и выставленная счет-фактура.

Компанией «А» к жалобе приложены копии платежных поручений по оплате в адрес Компании «М» на общую сумму 116 726,8 тыс.тенге.

Согласно приложенных десяти платежных поручений установлено, что перечисление на указанную сумму в адрес Компании «М» проведено Компанией «К» в счет взаиморасчетов с Компанией «А».

При этом, по Договору от 11.05.2020г., отсутствуют условия оплаты в адрес Компании «М» путем взаиморасчетов.

Согласно информации налогового органа установлено, что в территориальное Управление государственных доходов направлен запрос от 19.01.2023г. на проведение встречной проверки по поставщику Компании «М».

Территориальным Управлением государственных доходов запрос на проведение встречной проверки прекращен 20.01.2023г.

При этом, основанием для прекращения запроса послужило то обстоятельство, что согласно пояснения руководителя Компании «М», отношения к Компании «М» не имеет и не причастна к осуществлению деятельности. Отсутствуют документы и печать Компании «М».

Также необходимо указать, что согласно ИС СОНО Компанией «М» декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2020г. не представлена.

Таким образом, для оказания услуг по строительно-монтажным работам, а также предоставление в аренду транспортных средств у поставщика Компании «М» отсутствовала соответствующая материально-техническая база, имущество, транспортные средства.

При этом, из акта налоговой проверки следует, что основным поставщиком Компании «М» является поставщик у которого приобретены работы автотранспорта.

Вместе с тем, решением Специализированного межрайонного экономического суда от 11.05.2022г. регистрация данного поставщика от 04.04.2020г. признана недействительной. 

Следует указать, что Компания «М» дата постановки на учет по НДС 01.11.2015г., снят с учета по НДС 05.10.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Компания «М» по данным ИНИС РК отсутствует по месту нахождения, акты налогового обследования от 27.02.2018г., от 04.12.2018г., от 13.11.2019г., от 25.12.2019г., от 25.03.2021г., от 23.08.2021г., от 29.10.2021г., от 21.02.2022г., от 06.04.2022г., от 04.07.2022г., 02.08.2022г., от 14.09.2022г., от 19.09.2022г., от 29.09.2022г., от 26.10.2022г., от 20.01.2023г. и от 15.03.2023г.

Согласно данным ИНИС РК Компанией «М» не исполнены уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «М» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

Таким образом, исключение из вычетов сумм расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам Компанией «А» с Компанией «М» за 2020г. в сумме 136 778,8 тыс.тенге, НДС в сумме 16 413,5 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое на уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН НДС