Учёт

НДС - неподтверждения к возврату превышение НДС по причине распределения количественных ограничений (квот) на вывоз подсолнечного масла

359

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) в части неподтверждения к возврату суммы налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 715 849,6 тыс.тенге.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 759 387,2 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 715 849,6 тыс.тенге явилось нарушение Приказа Министра сельского хозяйства от 12.12.2021г. №376. о запрете на вывоз из страны подсолнечного масла.

С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что Приказ Министра сельского хозяйства от 12.12.2021г. №376. о запрете на вывоз из страны подсолнечного масла не нарушался.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине: отсутствия поставщика по месту нахождения; утраты учетной документации поставщика.

Аналогичная норма указана в пункте 67 Правил возврата НДС.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» в период с 01.01.2022г. по 30.09.2022г. произведен экспорт смешанного растительного масла в объеме 10 327,3 тн на общую сумму 5 256 835,6 тыс.тенге в адрес следующих покупателей:

  1. ООО «Б» (Республика Таджикистан);
  2. ООО «В» (Республика Таджикистан);
  3. ООО «Г» (Республика Таджикистан);
  4. ООО «Д» (Республика Таджикистан);
  5. ООО «Е» (Республика Таджикистан);
  6. ООО «Ж» (Республика Таджикистан);
  7. ООО «З» (Республика Таджикистан).
  8. ООО «И» (Республика Узбекистан);
  9. ООО «К» (Республика Узбекистан);
  10. ООО «Л» (Республика Азербайджан).

Налоговая проверка от 07.03.2023г. №122 произведена на основании требования о возврате превышения НДС за период с 01.01.2022г. по 30.09.2022г. в сумме 759 387,2 тыс.тенге, указанного в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2022г. 

По результатам налоговой проверки общая сумма НДС, не подтвержденная к возврату составила 759 387,2 тыс.тенге.

При этом основанием неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 715 849,6 тыс.тенге по акту налоговой проверки послужило наличие Правил распределения количественных ограничений (квот) на вывоз подсолнечного масла, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 13.12.2021г. №376, согласно которым предусмотрен перечень товаров, в отношении вывоза с территории республики Казахстан вводятся количественные ограничения (квоты) не подлежит, в частности по коду 1512 ТНВЭД ЕАЭС (сырое и или прочее подсолнечное масло и его фракции).

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) при наличии противоречия между Налоговым кодексом и другими законами республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы Налогового кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета "Пирамида";

3) не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

4) не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине: отсутствия поставщика по месту нахождения; утраты учетной документации поставщика.

При этом положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета "Пирамида", непосредственными поставщиками следующих проверяемых налогоплательщиков:

имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость;

реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость;

осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 настоящего Кодекса.

Таким образом, порядок проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определен статьей 152 Налогового кодекса, при этом пункт 12 данной статьи содержит исчерпывающий перечень оснований неподтверждения к возврату НДС.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки нарушений норм пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пункта 67 Правил возврата НДС в части подтверждения достоверности суммы превышения НДС, предъявленной к возврату в размере 715 849,6 тыс.тенге не установлено.

Кроме того, Товариществом в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе приложены копии актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов-фактур, деклараций на товары, уведомлений об экспорте товаров, дубликатов ж/д накладных, сертификатов о происхождении товара, заключения таможенных экспертов Центральной таможенной лаборатории Отдела таможенной экспертизы от 19.08.2022г., в которых указан вид экспортируемого товара - смешанное растительное масло.

Так, согласно декларации на товары от 19.05.2022г. произведен экспорт товара, соответствующего коду 1517909100 ТНВЭД ЕАЭС «Масло растительное смешанное». Аналогично оформлены другие представленные декларации на товары за период с 01.01.2022г. по 30.09.2022г.

Вместе с тем следует отметить, что экспорт Компанией «А» смешанного масла подтвержден в ходе налоговой проверки данными ИС «АСТАНА-1», а также подтверждено поступление валютной выручки по вышеуказанным экспортным операциям.

Относительно доводов Компании «А» о наличии акта проверки от 03.03.2023г., которым НДС в сумме 715 849,6 тыс.тенге подтвержден к возврату, следует отметить, что проект акта проверки от 03.03.2023г. получен Компанией «А» для ознакомления 03.03.2023г., при этом в проекте акта проверки указано, что сумма НДС, подлежащая возврату по результатам налоговой проверки составляет 715 849,6 тыс.тенге.

Таким образом, как указано выше, по результатам налоговой проверки нарушений норм пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса в части подтверждения достоверности суммы превышения НДС, предъявленной к возврату в размере 715 849,6 тыс.тенге не установлено, в связи с чем, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 715 849,6 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью.

Теги: НДС