Учёт

КПН, взаиморасчеты с неблагонадежным налогоплательщиком

219

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального  Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – субъектов крупного предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка Компании «Т» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2021г. по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – субъектов крупного предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 128 403,6 тыс.тенге и пени 62 451,7 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса Компанией «Т» отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с Компанией «U» на сумму 638 113,7 тыс.тенге за 2018-2019 годы.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что статья 264 Налогового кодекса содержит исчерпывающие основания, в каких случаях затраты не подлежат вычету.

Компания «Т» приводит, что согласно пункту 1 статьи 157 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в случае возникновения спора о ничтожности сделки, ее недействительность устанавливается судом, что в данном случае не сделано органом государственных доходов.  

Кроме того, из жалобы следует, что сложившаяся судебная практика правоприменительной деятельности Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан  от 30.10.2020г. (на уведомление от 29.05.2019г.) по аналогичному вопросу подтверждает необоснованность вывода ДГД по городу Алматы.

Компания «Т» считает, что документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Компания «Т» указывает, что расходы, исключенные из вычетов оформлены документально и представлены в ходе проведения налоговой проверки в полном объеме (договоры, акты сверок взаиморасчетов, декларации на товары, накладные, банковские документы и прочие). В связи с чем, Компания «Т» считает, что вышеуказанные документы являются достаточными для того, чтобы подтвердить обоснованность отнесения ее расходов на вычеты.

В жалобе указано, что причиной прохождения таможенной очистки и беспрепятственный выпуск для последующего обращения в законное пользование товаров без фактической оплаты таможенных пошлин и других обязательных платежей в бюджет, является установленный судом факт совершения тяжкого уголовного правонарушения сотрудниками органа государственных доходов И.А.Р., К.А.Б., гр. Т.Т.А. и директором Компании «L» Т.М.М.

Согласно Договору от 23.08.2013г. (далее – Договор), заключенному между Компанией «U» и Компанией «L» на оказание услуг таможенного представителя, Компания «L» взяла обязательства по выполнению действий по таможенному оформлению, предварительным операциям и иных функций в сфере таможенного дела.

В соответствии с подпунктом 2.3) пункта 2 Договора Компания «L» имеет право произвести оплату всех установленных выплат (налоги, сборы и пошлины, предусмотренные действующим налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан).

Приговором Районного суда №2 Медеуского района города Алматы от 10.03.2020г. и Приговором судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда от 26.06.2020г. установлено, что Т.М.М., Т.Т.А., И.А.Р. и К.А.Б. в период 2018-2019 годы занимались хищением денежных средств компаний, предназначенных для уплаты таможенных пошлин и других обязательных платежей в бюджет при ввозе товаров.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

По результатам налоговой проверки исключены расходы по приобретению товаров  (радиаторы и комплектующие к ним) из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «U» за 2018-2019 годы на сумму 638 113,7 тыс.тенге.

Оплата произведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК руководителем Компании «U» с 24.04.2013г. по 19.03.2019г. является М.К.М., с 20.03.2019г. по 03.03.2020г. является С.Д. и с 04.03.2020г. по настоящее время является М.К.М.

Вид деятельности «Оптовая торговля прочей техникой и оборудованием».

Согласно данным ИС СОНО Компании «U»:

- декларации по КПН (ф.100.00) за 2018 год представлены с нулевыми показателями;

- декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год не представлены;

- декларация по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2019 года не представлена;

- декларации по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2018-2019 годы не представлены;

- декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2018 года численность работников составляет 6 человек;

- декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 1 квартал 2019 года представлена с нулевыми показателями;

- декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 2-4 кварталы 2019 года не представлены.

Соответственно, для поставки товаров у Компании «U» отсутствовала соответствующая материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Согласно данным ИНИС РК Компании «U» выставлены:

- уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 22.05.2019г., 27.06.2019г., 27.08.2019г., 05.09.2019г., 23.09.2019г., 09.11.2020г., 27.06.2019г., 27.08.2019г.;

- уведомления о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан от 11.06.2020г., 07.09.2020г., 20.01.2021г., 09.03.2021г., 06.05.2021г., 16.06.2021г., 27.08.2021г., 30.11.2021г., 04.03.2022г., 27.04.2022г., 20.05.2022г., 23.08.2022г., 17.11.2022г.;

- уведомления о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика от 11.07.2019г., 27.08.2019г., 23.10.2019г.

Вышеуказанные уведомления до настоящего времени не исполнены.

Следует отметить, что Компания «U» снята с учета по НДС 20.03.2019г. по причине признания недействительной перерегистрации.

В рассматриваемом случае, согласно представленных налоговым органом копий документов (Договор, дополнительное соглашение о пролонгации договора, накладные, ЭСФ) между Поставщиком (Компания «U») и Покупателем (Компания «Т») заключен Договор от 15.07.2013г., в разделах 3 и 4, которого определено:

Доставка товара осуществляется на условиях – DDP, адрес доставки – 050061, РК, г.Алматы.

Компания «U» обязана доставить и передать Товар Компании «Т» или грузополучателю в сроки и по отгрузочным реквизитам, указанным в спецификациях. Вид транспорта определяется Компанией «U» самостоятельно.

Необходимо указать, что в соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

В ходе налоговой проверки проведена встречная налоговая проверка в отношении Компании «U» по взаиморасчетам с Компанией «Т» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2021г.

По результатам акта встречной налоговой проверки от 27.01.2023г.  установлено, что согласно ответу Филиала некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Алматы от 26.01.2023г. (запрос от 13.01.2023г.) директором Компании «U» является М.К.М. с 24.03.2013г. по 19.03.2019г. и с 04.03.2020г. по настоящее время. 

Предписание на проведение встречной налоговой проверки от 12.01.2023г. и требование органа государственных доходов о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки сведений и (или) документов от 26.01.2023г. вручены директору Компании «U» М.К.М.

М.К.М. в ответ на Требование от 26.01.2023г. дано пояснение о том, что согласно Протоколу общего собрания от 12.03.2019г. учредителями Компании «U» было принято решение о продаже доли в уставном капитале.

Согласно Договору купли-продажи 100% доли в уставном капитале Компании «U» от 13.03.2019г. учредителями Компании «U» продана С.Д. 100% доля в уставном капитале Компании «U» за 180,0 тыс.тенге.

За неисполнение Требования от 26.01.2023г. применены меры административного взыскания в отношении Компании «U» по части 1 статьи 288 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в виде предупреждения (Постановление о наложении административного взыскания от 26.01.2023г.).

Таким образом, по результатам акта встречной налоговой проверки от 12.01.2023г. взаиморасчеты с Компанией «Т» документально не подтверждены за 2018-2019 годы на общую сумму 714 687,3 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 76 573,6 тыс.тенге.

Также, данные взаиморасчеты не отражены в налоговом учете Компании «U». Декларации по КПН (ф.100) за 2018 год представлены с нулевыми показателями. Декларации по КПН (ф.100.00) за 2019 год и НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2019 года не представлены.

Кроме того, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления. Однако, в накладных на отпуск запасов на сторону в строках «Отпуск разрешил» указана фамилия Ш.С.В., которая не является уполномоченным лицом налогоплательщика, что подтверждается данными ИНИС РК и сведениями Филиала некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Алматы от 26.01.2023г.

Таким образом, по результатам акта встречной налоговой проверки от 12.01.2023г. взаиморасчеты с Компанией «Т» документально не подтверждены за 2018-2019 годы на общую сумму 714 687,3 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 76 573,6 тыс.тенге и не отражены в налоговом учете Компании «U».

В рассматриваемом случае, согласно Решению Специализированного межрайонного экономического суда Жамбылской области от 16.01.2020г. уроженцем Жамбылской области С.Д. 13.03.2019г. был заключен с учредителями Компании «U» Договор купли-продажи 100% доли в уставном капитале Компании «U», зарегистрированного в Управлении юстиции по юридическому адресу город Алматы.

На основании заявления учредителя Компании «U» С.Д. Управлением юстиции города Тараз Департамента юстиции Жамбылской области Приказом от 20.03.2019г. произведена государственная перерегистрация в связи со сменой учредителя и юридического адреса Компании «U».

Согласно подпунктам 1) и 3) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства, представлять информацию и документы, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также законодательством Республики Казахстан, регулирующим производство и оборот отдельных видов подакцизных товаров, авиационного топлива, биотоплива и мазута.

Уведомления, направленные в адрес Компании «U» органом государственных доходов от 27.06.2019г., 27.08.2019г. и 23.10.2019г. об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля и от 27.08.2019г. и 23.10.2019г. о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика не исполнены.

Кроме того, отмечено, что Компанией «U» с 14.05.2019г. не представлены налоговые формы и иные формы, установленные Налоговым кодексом, органу государственных доходов в установленном порядке.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса органом государственных доходов проведено налоговое обследование с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента).

По результатам актов налоговых обследований от 27.08.2019г. и от 23.10.2019г. установлено отсутствие Компании «U» по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных.

В связи с чем, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое заявление УГД по г.Тараз о признании недействительной и отмене государственной перерегистрации Компании «U», произведенную приказом Управления юстиции г.Тараз от 20.03.2019г. недействительными, в связи с допущенными нарушениями законности, которые носят неустранимый характер.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» признание недействительной перерегистрации и восстановление прежних регистрационных данных юридического лица возлагает на предыдущего (предыдущих) участника (участников) обязательства, связанные с его деятельностью, в том числе налоговые.

Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан данное нормативное постановление включается в состав действующего права и является общеобязательным.

Таким образом, в случае признания недействительной перерегистрации и восстановления прежних регистрационных данных юридического лица, налоговые обязательства возлагаются на предыдущего участника обязательства.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК) вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Таким образом, судебное решение об отмене государственной перерегистрации Компании «U», вступившее в законную силу, является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы (Договор, счет-фактура и декларации на товары) по взаиморасчетам с Компанией «U» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операции и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.

Таким образом, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «U» и соответствующее начисление КПН за 2018-2019 годы в сумме 127 622,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно доводов Компании «Т» о применении судебной практики.

Согласно статье 224 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были представлены сторонами и исследованы в судебном заседании.

В соответствии со статьей 225 ГПК при вынесении решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли заявленное требование удовлетворению. Суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований.

Согласно пункту 3 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О судебном решении по гражданским делам» от 11.07.2003г. №5 решение выносится именем Республики Казахстан в строгом соответствии с законом и фактами, установленными судом по конкретному делу.

Таким образом, доводы Товарищества о судебной практике правоприменительной деятельности Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан  от 30.10.2020г. (на уведомление от 29.05.2019г.) являются несостоятельными, так как решение выносится именем Республики Казахстан в строгом соответствии с законом и фактами, установленными судом по конкретному делу.

Компания «Т» обжалует начисление КПН полностью в сумме 128 403,6 тыс.тенге, при этом приводит доводы и доказательства только относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «U».

Относительно начисления КПН за 2019г. в сумме 786,2 тыс.тенге следует отметить, что в нарушение статьи 179 Налогового кодекса Компанией «Т» в жалобе не приведены обстоятельства, на которых основывает свои требования, а также документы, подтверждающие эти обстоятельства.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Теги: КПН