Учёт

Возврат НДС, отказ в возврате с связи нарушениями по результатам аналитического отчета Пирамида

384

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС


Министерство финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее- налоговый орган) в части отказа в возврате суммы НДС.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.10.2021г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 23 701,2 тыс.тенге.

Компании «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части отказа в возврате суммы НДС в размере 5 861,6 тыс.тенге.

В жалобе указано, что основаниями для возврата суммы превышения НДС является акт налоговой проверки, при этом особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС предусмотрены в статье 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

Далее в жалобе отмечено, что пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса предусмотрен отказ в возврате заявленного превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

По мнению Компании «А», аналитический отчет «Пирамида» должен подтверждать соответствие выставленных поставщиками в адрес Компании «А» электронных счетов-фактур с данными, отраженными Компанией «А» в декларации по НДС.

По мнению Компании «А», налоговый орган на дату завершения налоговой проверки должен установить наличие нарушений или отсутствие нарушений у поставщиков налогоплательщика, согласно пунктам 7-10, 15 Правил возврата превышение НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила от 19.03.2018г. №391).

Компания «А» в жалобе отмечает, что установление нарушений у поставщиков на дату завершения проверки может быть осуществлено:

- путем получения ответов на запросы налогового органа в день завершения налоговой проверки, в которых указывается на наличие не устраненных нарушений;

- путем формирования аналитического отчета «Пирамида» в день завершения налоговой проверки.

При этом, в акте налоговой проверки не указана дата формирования аналитического отчет «Пирамида», также не отражена информация о получении ответов на запросы.

По мнению Компании «А», не доказано, что на момент окончания тематической проверки имелись какие-либо не устраненные нарушения со стороны поставщиков, в связи с чем, основании для отказа в реализации Компанией «А» законного права на возврат суммы превышения НДС не имелось.

При этом, в жалобе указано, что Компанией «А» самостоятельно произведен анализ по 7 поставщикам на сумму 5 125,7 тыс.тенге, выявленные нарушения по НДС в аналитическом отчете «Пирамида» к моменту завершения налоговой проверки либо отсутствовали, либо были устранены поставщиками.

Компания «А» считает неподтверждение возврата превышения НДС, образовавшегося по контрагентам, указанным в акте проверки неправомерным, поскольку расхождения с ними отсутствуют.

Из акта налоговой проверки следует, что согласно подпункту 1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтвержден возврат НДС за 4 квартал 2021г. в сумме 5 861,6 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 429 Налогового кодекса превышение налога на добавленную стоимость, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сложившееся у плательщика налога на добавленную стоимость, имеющего право на упрощенный порядок возврата налога на добавленную стоимость, подлежит возврату.

Превышение налога на добавленную стоимость, установленное настоящим пунктом, возвращается по выбору налогоплательщика порядка и сроков, которые установлены статьями 431, и (или) 433, и (или) 434 настоящего Кодекса.

В случае выбора статьи 434 настоящего Кодекса на оставшуюся часть превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщик вправе применить статьи 431 и (или) 433 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 434 Налогового кодекса, упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата превышения налога на добавленную стоимость без проведения налоговой проверки.

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость имеют плательщики налога на добавленную стоимость, представившие декларации по налогу на добавленную стоимость с указанием требования о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом возврату в упрощенном порядке подлежит превышение налога на добавленную стоимость:

для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, – в размере не более 70 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период;

для налогоплательщиков, состоящих на горизонтальном мониторинге, – в размере не более 90 процентов от суммы превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося за отчетный налоговый период.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса основанием для возврата превышения НДС является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28.12.2020г. №1241, Компания «А» состоит в перечне крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка Компании «А» произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2021 года.

По результатам налоговой проверки не подтверждена к возврату в связи с выявленными нарушениями 23 701,2 тыс.тенге, в том числе превышения НДС в сумме 5 861,6 тыс.тенге по причине того, что на дату завершения налоговой проверки 25 поставщиками не устранены выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» на вышеуказанную сумму (обжалуемая Компанией «А» сумма).

Следует указать, что статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Следует отметить, что согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

При этом указанные положения подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Аналогичные положения закреплены подпунктом 2) пункта 14 Правил от 19.03.2018г. №391.

В рассматриваемом случае, как указано выше в ходе проверки согласно сформированному аналитическому отчету «Пирамида» выявлены нарушения у 41 непосредственных поставщиков, в виде занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженными в ИС ЭСФ, по которым были отнесены в зачет сумма НДС в размере 11 418,6 тыс.тенге.

Следует отметить, что в приложении №2 к акту налоговой проверки отражен перечень непосредственных поставщиков и сведения о направленных запросах на устранение нарушений по подтверждению НДС в территориальные органы государственных доходов по месту их нахождения.

При этом, на момент завершения налоговой проверки не устранены выявленные нарушения по сформированному аналитическому отчету «Пирамида» 25 непосредственным поставщикам на сумму НДС 5 861,6 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса по завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием подробного описания выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

В рассматриваемом случае, в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения по 25 непосредственным поставщикам на сумму 5 861,6 тыс.тенге, с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

Вместе с тем, как указано в жалобе, Компанией «А» самостоятельно произведен анализ по 7 непосредственным поставщикам на сумму 5 125,7 тыс.тенге, выявленные нарушения по НДС в аналитическом отчете «Пирамида» к моменту завершения налоговой проверки либо отсутствовали, либо были устранены поставщиками (ТОО «В», ТОО «G», АО «F», ТОО «E», ТОО «D», ТОО «S», ТОО «V»).

В ходе рассмотрения жалобы произведен анализ устранения выявленных нарушений по вышеуказанным непосредственным поставщикам:

- по ТОО «В» отнесено в зачет НДС в сумме 3 000,0 тыс.тенге, при этом, данным поставщиком 20.06.2022г. представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00), тогда как налоговая проверка завершена 31.05.2022г., соответственно нарушение устранено после завершения налоговой проверки, в этой связи, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 3 000,0 тыс.тенге;

- по ТОО «G» отнесено в зачет НДС в сумме 622,0 тыс.тенге, при этом, в ходе налоговой проверки установлено расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 5 529,2 тыс.тенге.

Из приложенного к жалобе ответа ТОО «G» от 11.07.2022г. №ГПбух-18-01/ГР/02-21/3485 следует, что 31.05.2022г. представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2021г., где сумма НДС к уплате составляет 967,7 тыс.тенге.

Следовательно, ТОО «G» вышеуказанное нарушение не устранено, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 622,0 тыс.тенге;

- по АО «F» отнесено в зачет НДС в сумме 1 073,6 тыс.тенге, при этом, из ответа данного предприятия от 23.06.2022г. №48-48-18/858 направленного в адрес Товарищества, следует, что 24.05.2022г. представлена дополнительная декларация по НДС за 4 квартал 2021г.

Как указано в акте налоговой проверки расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС по выписанным ЭСФ в размере 460,4 тыс.тенге, тогда как, в дополнительной декларации по НДС за 4 квартал 2021г. начисленная сумма НДС составила 62,1 тыс.тенге, при этом, сумма НДС к уплате составляет 0 тенге.

Следовательно, АО «F» вышеуказанное нарушение не устранено, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 460,4 тыс.тенге;

- по ТОО «E» отнесено в зачет НДС в сумме 441,0 тыс.тенге, при этом, из ответа данного предприятия без даты и номера направленного в адрес Товарищества, следует, что представлено в Управление государственных доходов по Бостандыкскому району г.Алматы пояснение от 23.05.2022г., что 2 раза ошибочно отправлено в ИС ЭСФ счет-фактура, однако, не приложен документ, подтверждающий проведение отзыва ошибочного ЭСФ.

Следовательно, ТОО «E» вышеуказанное нарушение не устранено, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 441,0 тыс.тенге;

- по ТОО «D» отнесено в зачет НДС в сумме 262,1 тыс.тенге, при этом, из письма данного предприятия от 30.06.2022г. №35 направленного в адрес Товарищества, следует, что 29.04.2022г. за 4 квартал 2021г. представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) с отражением НДС по обороту по реализации на сумму 582,8 тыс.тенге.

Как указано в акте налоговой проверки расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 604,9 тыс.тенге, тогда как, в дополнительной декларации по НДС за 4 квартал 2021г. начисленная сумма НДС составила 582,8 тыс.тенге, при этом не заполнена строка 300.00.001I «Оборот по реализации, облагаемый НДС, в т.ч. с выпиской счетов-фактур».

Следовательно, ТОО «D» вышеуказанное нарушение не устранено, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 262,1 тыс.тенге;

- по ТОО «S» отнесено в зачет НДС в сумме 237,7 тыс.тенге, при этом, из письма данного предприятия следует, что не получало уведомлений от Управления государственных доходов по Алматинскому району г.Нур-Султан.

Как указано в акте налоговой проверки расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 3 870,0 тыс.тенге, тогда как, согласно данным дополнительной декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2021г., представленных от 18.04.2022г. и от 06.05.2022г. был начислен НДС по строке 300.00.001I «Оборот по реализации, облагаемый НДС, в т.ч. с выпиской счетов-фактур» на сумму 3 321,7 тыс.тенге.

Следовательно, ТОО «S» не устранены выявленные нарушения на сумму 548,3 тыс.тенге (3 870,0 - 3 321,7), соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 237,7 тыс.тенге;

- по ТОО «V» отнесено в зачет НДС в сумме 102,3 тыс.тенге, при этом, из письма данного предприятия от 23.06.2022г. №92 направленного в адрес Товарищества, следует, что не получало уведомлений от Управления государственных доходов по г.Актобе, соответственно, дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) в налоговый орган не представлено.

Как указано в акте налоговой проверки по ТОО «V» расхождение между данными декларации по НДС (ф.300.00) и суммой НДС, по выписанным ЭСФ в размере 1 292,6 тыс.тенге, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно отказано в возврате НДС в сумме 102,3 тыс.тенге.

Таким образом, выявленные нарушения по аналитическому отчету «Пирамида» вышеуказанными поставщиками Компании «А» не устранены на момент завершения проверки (31.05.2022г.).

Следовательно, результаты проверки по отказу в возврате суммы превышения НДС в размере 5 861,6 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченным орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения

Теги: НДС