Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Комитета государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «К» по по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений за период с 31.10.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении (НДС) в сумме 14 794,7 тыс.тенге и пени 388,9 тыс.тенге.
Компания «К» не согласна с данным уведомлением о результатах проверки и при этом приводит следующие доводы.
1. Относительно корректировки (уменьшения) НДС, ранее отнесенного в зачет по услугам проведения геофизических исследований на участке ООО
В жалобе указано, что в соответствии с Лицензией 2019г. на геологическое изучение недр, поручением Компании «КК», Договором на проведение наземных геофизических исследований от 2019г., заключенным с Компанией «Н», проведены наземные геофизические исследования на участке «ООО».
Лицензию от 2019г. Компания «К» решила вернуть в связи с отсутствием результатов интерпретации и избежания рисков неисполнения лицензионных обязательств, о чем было сообщено в Комитет геологии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее - Комитет геологии).
Компанией «К» разработан «Проект на геологическое изучение недр» и получена новая Лицензия, включающая в себя блоки, указанные в Лицензии от 2019г., для продолжения выполнения комплекса геолого-геофизических работ, так как в дальнейшем результаты интерпретации оказались положительными с обнаружением перспективы за пределами участков, указанных в Лицензии от 2019г.
Также в жалобе отмечено, что Компания «К» в пределах срока исковой давности вышеуказанные затраты будет перевыставлять в адрес Компании «КК» или другим потенциальным покупателям, имеющим интерес к залежам данного участка, либо по истечению срока давности произведет корректировку НДС, ранее отнесенного в зачет. При этом налоговым либо иным законодательством не устанавлен срок обязательной корректировки НДС.
Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «К» в нарушение статей 400, 404 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) в связи с прекращением действия Лицензии на геологическое исследование не произведена корректировка (уменьшение) за 4 квартал 2020 года сумм НДС по проведению наземных геофизических исследований на участке ООО, ранее отнесенных в зачет.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В рассматриваемом случае, Компанией «К» получена Лицензия от 2019г. на геологическое изучение недр (далее - Лицензия от 2019г.), предоставляющая право на пользование участком недр в целях проведения операций по геологическому изучению недр. Срок Лицензии от 2019г. - 3 года со дня ее выдачи. Общая площадь участка - 471,146 км2.
Согласно Протоколу заседания Технического совета от 2020г. (далее - Протокол от 2020г.) по итогам проведенных геологоразведочных работ по проекту «ООО» для заверки полученных результатов рекомендовано пробурить скважины:
- на Восточном участке - 2 вертикальные скважины глубиной по 700 м;
- на участке Западный - 4 вертикальные скважины глубиной по 1000м;
Так как Лицензия от 2019г. не предоставляет право на бурение поисковых скважин, Компания «К» решила возвратить Лицензию от 2019г. и после получения Лицензии на разведку провести буровые работы.
Согласно письму от 2020г. Компания «К» обратилась в Комитет геологии о прекращении и подтверждении прекращения действия Лицензии от 2019г.
Комитет геологии письмом от 2020г. уведомил Компанию «К» о прекращении действия Лицензии от 2019г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 92 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» от 27.12.2017г. (далее - Кодекс о недрах) недропользователь обязан незамедлительно прекратить работы по отзываемой лицензии со дня получения уведомления об отзыве лицензии, и удалить с территории участка геологического изучения все находящиеся на указанной территории сооружения, материалы и оборудование.
Согласно пункту 3 статьи 90 Кодекса о недрах после прекращения действия лицензии, лицо, являющееся ее обладателем, обязано не позднее трех месяцев со дня прекращения действия лицензии, представить в уполномоченный орган по изучению недр окончательный отчет о результатах геологического изучения.
В данном случае, «Окончательный отчет о результатах геологоразведочных работ по «Плану геологического изучения участка» за 2019-2020 годы по Лицензии от 2019г., выполненных Компанией «К» за счет собственных средств» утвержден 2021г в лице исполнительного директора Компании «К» (далее - Отчет от 2021г.) и предоставлен в уполномоченный орган (гос.регистр №0, инв. №0).
Также Компанией «К» был разработан и утвержден «План поисковых работ на флангах ООО рудного поля на 2021-2022гг.», расположенный в ООО районе.
В целях проведения указанных операций у Компании «К» имеется Лицензия на геологическое изучение недр от 2021г. ГИН(ТПИ) (далее - Лицензия от 2021г.). Общая площадь участка - 1 171,76 км2. Границы территории участка недр по Лицензии от 2021г., включают блоки, отраженные в Лицензии от 2019г.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Кодекса о недрах лицензия на недропользование выдается для пользования только одним участком недр.
При этом пунктом 2 статьи 21 Кодекса о недрах предусмотрено, что право недропользования прекращается с прекращением действия лицензии или контракта на недропользование.
Согласно пункту 1 статьи 17 Кодекса о недрах право недропользования представляет собой обеспеченную Кодексом о недрах возможность на возмездной основе пользоваться недрами в пределах выделенного участка в предпринимательских целях в течение определенного срока.
Исходя из изложенного следует, что в связи с прекращением действия Лицензии от 2019г. у Компании «К» прекращается и право пользоваться в предпринимательских целях участком недр, отраженным в Лицензии от 2019г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в подпунктах 1) - 4) данного пункта.
Согласно пункту 2 статьи 404 Налогового кодекса уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, производится по товарам, работам, услугам, по которым НДС ранее был отнесен в зачет, в случаях, указанных в подпунктах 1) - 6) данного пункта.
Так, подпунктом 1) пункта 2 статьи 404 Налогового кодекса установлено, что уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, производится по товарам, работам, услугам, по которым НДС ранее был отнесен в зачет по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, за исключением использованных в целях необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 408 Налогового кодекса.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 404 Налогового кодекса корректировка суммы НДС, относимого в зачет, в случаях, установленных пунктами 2 и 3 статьи 404 Налогового кодекса, производится в том налоговом периоде, в котором наступили такие случаи.
В рассматриваемом случае, Компания «К» (Заказчик) и Компания «Н» (Исполнитель) заключили Договор на проведение наземных геофизических исследований от 2019г. (далее - Договор от 2019г.). Стоимость Договора от 2019г. составила 134 236,7 тыс.тенге с учетом НДС.
По условиям Договора от 2019г. Исполнитель (Компания «Н») обязуется по заданию Заказчика (Компания «К»), согласно технической спецификации, оформленной в виде Приложения №1 к Договору от 2019г., провести наземные геофизические исследования на участке ООО. Результатом выполнения всех работ является надлежащее выполнение работ, принятое Заказчиком по акту приемки выполненных работ. Срок выполнения работ - с момента заключения Договора от 2019г. по 30 декабря 2019 года.
В свою очередь Компания «Н» в адрес Компании «К» выставлены электронные счета-фактуры (ЭСФ) и акты выполненных работ на общую сумму 134 236,7 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 14 382,5 тыс.тенге:
Согласно актам выполненных работ (оказанных услуг) Компании «Н» оказаны услуги по проведению наземных геофизических исследований на участке ООО.
Компанией «К» по данным Оборотно-сальдовой ведомости за 2019-2020 годы вышеуказанные расходы по проведению наземных геофизических исследований на участке ООО в рамках Лицензии от 2019г. отражены по бухгалтерскому счету 2610 «Разведочные и оценочные активы».
Между тем, как указано ранее, Компанией «К» получено уведомление уполномоченного органа от 2020г. о прекращении действия Лицензии от 2019г., вследствие чего прекращается и право пользоваться в предпринимательских целях участком недр, отраженных в указанной Лицензии.
Следовательно НДС по услугам проведения наземных геофизических исследований на участке ООО в рамках Лицензии от 2019г., который ранее был отнесен в зачет, не использован в целях облагаемого оборота.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по корректировке (уменьшению) за 4 квартал 2020 года сумм НДС, ранее отнесенных в зачет по услугам проведения наземных геофизических исследований на участке ООО, оказанных в адрес Компании «К» Компанией «Н», являются обоснованными.
2. Относительно корректировки (уменьшения) ранее отнесенных в зачет сумм НДС по горюче-смазочным материалам (ГСМ), израсходованных сверх утвержденных норм
В жалобе указано, что согласно постановлению от 11.08.2009г. №1210 Правительства РК «Об утверждении норм расходов ГСМ для государственных органов РК и расходов на содержание автотранспорта» (далее - Постановление от 11.08.2009г.) нормы расходов по ГСМ применимы только для государственных органов.
Согласно Налоговому кодексу для субъектов предпринимательства вычеты определяются по фактическим расходам, произведенным в связи с деятельностью, направленной на получение дохода, при наличии соответствующих документов, подтверждающих такие расходы. НДС подлежит отнесению в зачет по полученным товарам, работам и услугам, использованным (будут использоваться) в целях облагаемого оборота.
В жалобе отмечено, что в целях экономии и стимулирования к рациональному расходованию ГСМ со стороны работников, материально-ответственных лиц, а также увеличения эффективности работы Компанией «К» были утверждены нормы расходов ГСМ.
Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «К» в нарушение статей 400, 404 Налогового кодекса не произведена корректировка (уменьшение) сумм НДС по ГСМ, израсходованных сверх утвержденных норм, ранее отнесенных в зачет.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Отнесение НДС в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС, регламентировано требованиями статьи 400 Налогового кодекса.
Так, статьей 400 Налогового кодекса установлено, что к отнесению в зачет признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в подпунктах 1)-6) пункта 1 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 404 Налогового кодекса корректировкой суммы НДС, относимого в зачет, является увеличение или уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, в случаях, установленных статьей 404 и статьей 405 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 404 Налогового кодекса уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, производится по товарам, работам, услугам, по которым НДС ранее был отнесен в зачет, в следующих случаях:
1) по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, за исключением использованных в целях необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 408 Налогового кодекса;
2) по товарам в случае их порчи, утраты (за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций);
3) по сверхнормативным потерям, понесенным субъектом естественной монополии;
4) по имуществу, переданному в качестве вклада в уставный капитал;
5) по объемам полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме;
6) при наступлении случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 383 Налогового кодекса.
Таким образом, нормами Налогового кодекса определен конкретный перечень случаев, по которым производится корректировка НДС, относимого в зачет.
В рассматриваемом случае, из акта налоговой проверки и материалов, предоставленных работником, проводившим проверку (оборотно-сальдовые ведомости и материальные ведомости по счету 1310, акты о причинах перерасхода дизельного топлива, приказы об утверждении норм ГСМ), следует, что Компанией «К» в связи с производственной необходимостью вынесен приказ от 2019г. «Об утверждении норм ГСМ».
Из актов о причинах перерасхода дизельного топлива, подписанных работниками Компании «К» (начальник буровой партии, главный механик и т.д.), следует, что причинами перерасхода дизельного топлива явились погодные условия, износ форсунок двигателя, подача электроэнергии на буровой агрегат, жилой вагон и сварочные работы.
Между тем перерасход ГСМ сверх нормативов, утвержденным Компанией «К», не относится к случаям, указанным в пункте 2 статьи 404 Налогового кодекса, по которым производится корректировка НДС.
Более того в акте налоговой проверки отсутствуют документально подтвержденные факты того, что Компанией «К» сверхнормативные расходы по ГСМ понесены не в целях облагаемого оборота.
Таким образом, результаты налоговой проверки по корректировке (уменьшению) сумм НДС по ГСМ, понесенных сверх утвержденных Компанией «К» норм, и ранее отнесенных в зачет, являются необоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 2022г., принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части корректировки (уменьшения) сумм НДС по ГСМ, понесенных сверх утвержденных норм.