Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, исключение из вычетов документально не подтвержденных расходов

433

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начисление корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 20 549,3 тыс.тенге и пени 3 168,3 тыс.тенге.

Компания «В» не согласно с уведомлением о результатах проверки и приводит следующие доводы.

Из жалобы Компании «В» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с частным нотариусом.

В жалобе отмечено, что в ходе налоговой проверки были представлены все необходимые документы, подтверждающие расходы, а именно фискальные чеки, счета-фактуры, выписки с банка второго уровня, а также, акты выполненных работ, что свидетельствует о выполнение работ и оплаты за оказанные услуги.

Компания «В» указывает, условиями пункта 1.2 Договора поручения от 16.04.2019г. заключенного между Компанией «А», Компанией «В» и Частным нотариусом определено, что нотариус обязуется учинить исполнительскую надпись в отношении должников, переданных Компанией «В» (Поверенный) согласно реестру Должников, указанному в пункте 1.1 настоящего Договора, а Компания «А» (Доверитель) обязуется оплатить Нотариусу через транзитный счет Поверенного его услуги по учинению исполнительных надписей.

В свою очередь, в связи с отсутствием претензий со стороны нотариуса об оплате услуг, нотариус подтверждает оплату за оказанные услуги в полном объеме.

Таким образом, по мнению Компании «В», вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии документов, подтверждающих расходы, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода и подлежат отнесению на вычеты.

Кроме того, в жалобе указано, что встречная проверка относительно подтверждения взаиморасчетов с нотариусом не проводилась.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «В» в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) отнесены на вычеты расходы за 2019г. в сумме 102 746,6 тыс.тенге.

В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее-Закон о бухгалтерском учете) операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, которые составлены с соблюдением требований налогового законодательства РК.

В рассматриваемом случае, из информации налогового органа следует, что в ходе налоговой проверки в адрес Компании «В» выставлено требование от 25.08.2021г. о предоставлении для проведения налоговой проверки следующих документов в срок до 01.10.2021г.:

- пояснительные записки по расхождениям КПН-НДС за период с 03.04.2019г. по 07.08.2021г.;

- налоговые регистры расшифровки по годам: 2019г.-2021г., (первичные бухгалтерские документы подтверждающие данные услуги, товары и т.д.);

- пояснительная записка по остаткам ТМЦ на конец налогового периода за 2019г.-2020г;

- бухгалтерия 1С в режиме просмотра;

- оборотно-сальдовые ведомости на бумажном носителе по годам;

- налоговые регистры с расшифровки по годам;

- журнал регистрации счетов-фактур, выписанных и полученных по годам;

- первичные бухгалтерские документы по поставщикам, по покупателям: товарно-­транспортные накладные, договора, контракты, банковские, кассовые документы, письма, переписки, счета-фактуры, акт выполненных работ, имеющиеся приложения к акту выполненных работ, акты приема передач, акты об оказанных услугах, проекты, и иные документы об оказанных услугах из которых видна цель, назначение, состав и характер совершенной операции; платежные документы, договора, контракты и т.д., пояснительные записки по расхождениям, документы, подтверждающие доходы и расходы в связи с осуществлением деятельности, направленные для получения дохода за период с 03.04.2019г. по 07.08.2021г.

В свою очередь, Компанией «В» к налоговой проверки предоставлены акты выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры, в том числе, выписанные частным нотариусом в адрес Компании «В» на выполнение работ (услуг) за апрель 2019г. на общую сумму 48 339,8 тыс.тенге и выписка из банка АО «Kaspi Bank» за период 20.05.2019г. по 29.07.2019г.

При этом, из пояснительного письма Компании «В» следует, что другие первичные документы отсутствуют.

Необходимо указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Компанией «В» к жалобе приложены акты выполненных работ и счета-фактуры, выписанные Компанией «В» в адрес Компании «А» на общую сумму 102 746,7 тыс.тенге.

Также, к жалобе приложены акты выполненных работ и счета-фактуры, выписанные частным нотариусом в адрес Компании «В» на выполнение работ (услуг), на общую сумму 48 339,8 тыс.тенге.

К жалобе приложен Договор поручения от 16.04.2019г., чеки контрольно-кассовой машины, выписка с банка АО «KASPI BANK».

Относительно Договора поручения следует отметить, согласно пункту 1.1. Поверенный (Компания «В») обязуется совершить от имени и за счет Компании «А» (Доверитель) Поручение в отношении Должников Доверителя, переданных Поверенному согласно Реестру Должников, а Доверитель в свою очередь, обязуется оплатить вознаграждение Поверенному за выполнение Поручения на условиях, определенных настоящим Договором.

На основании пункта 1.2. Договора поручения Нотариус обязуется учинить исполнительную надпись в отношении Должников, переданных Поверенным согласно Реестру должников, указанному в пункте 1.1. Договора, а Доверитель обязуется оплатить Нотариусу через транзитный счет Поверенного его услуги по учинению исполнительных надписей.

В указанном Договоре поручения определено, что Реестр Должников - электронная табличная форма Должников, предоставляемая Доверителем Поверенному по электронной почте и подписываемая Доверителем и Поверенным на бумажном носителе, форма которого установлена IІриложением №1 к настоящему Договору.

Пунктами 3.1., 3.2., 3.3. Договора поручения определено, в том числе, что Поверенный приступает к выполнению Поручения со дня получения oт Доверителя Реестра Должников на электронную почту по форме, установленной Приложением №1 к настоящему Договору и необходимых для выполнения Поручения документов на бумажном носителе.

Направление Доверителем Реестра Должников в адрес Поверенного является заказом на выполнение Поручения в отношении конкретных Должников. Реестр Должников, направляемый Доверителем Поверенному на электронную почту и Реестр Должников па бумажном носителе» подписанный между Доверителем и Поверенным, являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

После направления Реестра Должников Доверитель, по запросу Поверенного, предоставляет Поверенному следующие документы для совершения исполнительной надписи Нотариусом (договора займа, копии платежных поручений, справки с расчетами задолженности (нарочно, с подписанием Акта приема-передачи документов) и при иные документы, касающиеся задолженности Должников.

Пунктами 3.4., 3.6. и 3.7. Договора поручения предусмотрено, что после получения документов, указанных в пункте 3.3. настоящего Договора, Компания «В» от имени Доверителя формирует необходимый пакет документов по каждому Должнику и передает его Нотариусу для совершения исполнительной надписи в порядке, установленном главой 14-1 Закона РК «О нотариате».

Совершенные Нотариусом исполнительные надписи передаются Компании «В», а Компания «В» в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента их получения от Нотариуса направляет оригиналы полученных исполнительных надписей Доверителю.

Компания «В» по запросу Доверителя, не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента поступлений такого запроса, предоставляет Отчет по учиненным нотариусам исполнительным надписям (в электронном виде), по форме, установленной Приложением №3 к настоящему договору.  

Следовательно, условиями Договора поручения определено, что Компания «В» приступает к выполнению Поручения со дня получения oт Доверителя Реестра Должников и необходимых для выполнения Поручения документов, в том числе и на бумажном носителе.

В свою очередь, направления Доверителем в адрес а Компании «В» Реестра должников, является заказом на выполнения Поручения в отношении конкретных Должников.

При этом, а Компания «В» формирует необходимый пакет документов по каждому должнику и передает его нотариусу для совершения исполнительной надписи, в последствии чего, в адрес Доверителя предоставляет отчет по учиненным нотариусам исполнительным надписям.

В рассматриваемом случае, а Компанией «В», как в ходе проведения налоговой проверки, так и к жалобе, не предоставлены документы, подтверждающие заявки на выполнения Поручений согласно Договора, а также отчет по учиненным нотариусам исполнительным надписям.

Кроме того, в Договоре поручения отсутствует информация, относительно определения суммы вознаграждения а Компании «В» за выполнение Поручения на условиях, определенных настоящим Договором поручения.

Необходимо указать, что соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 92-1 Закона Республики Казахстан «О нотариате» (действующей в редакции с 21.01.2019г.) (далее – Закон о нотариате), для взыскания денег или истребования иного движимого имущества от должника нотариус совершает исполнительную надпись на документе, устанавливающем задолженность, или выдает соответствующее постановление.

Исполнительная надпись может быть совершена на копии документа, устанавливающего задолженность, при условии предъявления его подлинника, в котором делается соответствующая отметка.

На основании исполнительной надписи или соответствующего постановления производится взыскание задолженности по следующим бесспорным требованиям, предусмотренным подпунктами 1) - 9) статьи 92-2 Закона о нотариате.

При этом, данной статьей Закона о нотариате установлено, что исполнительная надпись совершается: если представленные документы подтверждают бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем; если со дня возникновения права на иск (заявление) прошло не более трех лет.

Следует указать, что правила совершения нотариальных действий нотариусами утверждены Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31.01.2012г. № 31 «Об утверждении Правил совершения нотариальных действий нотариусами» (далее – Приказ МЮ РК).

На основании пункта 222 Приказа МЮ РК при подаче заявления, взыскателем представляются документы, являющиеся основанием для совершения исполнительной надписи, а также расчет задолженности. Расчет задолженности, представляемый от имени юридического лица, подписывается первым руководителем и главным бухгалтером.

В рассматриваемом случае, Компанией «В», как в ходе проведения налоговой проверки, так и к жалобе, не предоставлены документы, подтверждающие совершение нотариусом исполнительной надписи.

Относительно вышеуказанных актов выполненных работ (оказанных услуг) следует отметить, что в актах выполненных работ (оказанных услуг) предусмотрена графа «Сведения об отчете о научных исследованиях, маркетинговых, консультационных и прочих услуг (дата, номер, количество страниц)», которая подлежит заполнению при оказании услуг, имеющая форму завершения в виде письменного отчета, предусмотренных приложением 50 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562.

Как указано выше, Компанией «В» к жалобе не приложен отчет по учиненным нотариусом исполнительным надписям, направляемым в адрес Доверителя.

Также, в приложенных к жалобе актах выполненных работ (оказанных услуг) отсутствуют данные о принявшем (заказчик) услуги, то есть должность, подпись и расшифровка подписи, а также печать заказчика, то есть Компании «В», что является нарушением требований Закона о бухгалтерском учете.

Кроме того, следует указать, что согласно актам выполненных работ (оказанных услуг) №2 от 28.04.2019г., №3 от 28.04.2019г. и №4 от 26.04.2019г. (отчетный период не указан) общая стоимость оказанных услуг составила 48 339,8 тыс.тенге.

Тогда как, согласно данным приложений 240.01 «Доходы лиц, занимающихся частной практикой» к декларации по индивидуальному подоходному налогу (ф.240.00) за 2019г. доход нотариуса за апрель 2019г. указан в сумме 5 337,7 тыс.тенге, то есть общая стоимость оказанных услуг, отраженных в вышеуказанных актах выполненных работ (оказанных услуг) не соответствует данным налоговой отчетности.

Относительно чеков контрольно-кассовых машин в количестве 13 штук (далее – чеки), приложенных в качестве подтверждающих документов, следует отметить, что общая сумма денежных средств определена на сумму 2 882,2 тыс.тенге.

При этом, согласно данным актов выполненных работ (оказанных услуг) количество исполнительных надписей составляет 10 120 штук и других нотариальных действий 22 289 штук.

Кроме того, согласно данным счетов - фактур в графе «Условия оплаты по договору (контракту)» указано «на расчетный счет», при этом, согласно информации налогового органа, Компанией «В» оплата безналичным расчетом в адрес частного нотариуса не производилось.

Как указано выше, как к налоговой проверке, так и к жалобе не предоставлены документы, подтверждающие заявки на выполнение Поручений, а также отчет по учиненным нотариусом исполнительным надписям и иные документы, подтверждающие связанность приложенных чеков с деятельностью Компании «В».

Соответственно, вышеуказанные расходы Компании «В» в общей сумме 48 339,8 тыс.тенге не подлежат отнесению на вычеты за 2019г.

К жалобе приложены копии актов выполненных работ и счетов-фактур, выписанных частным нотариусом в адрес Компании «А» на общую сумму 54 406,9 тыс.тенге, которые также предоставлены к налоговой проверки.

Следует отметить, что Компанией «В» дополнением к жалобе приложены копии актов выполненных работ и счетов-фактур, выписанных частным нотариусом в адрес Компании «В» на общую сумму 54 406,9 тыс.тенге.

При этом, номера и даты счетов – фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг) и иные реквизиты, за исключением данных заказчика (грузополучателя), соответствует с данными выписанных в адрес Компании «А», которые были представлены как к налоговой проверки, так и к жалобе.

Вместе с тем, Компанией «В» в дополнение к жалобе отмечено, что по указанным счетам – фактурам и актам выполненных работ (оказанных услуг) были проведены корректировки в части получателя услуг вместо Компании «А» отражено Компания «В».

Следует указать, что согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписывать счет – фактуру плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса.

При этом, пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса исправленный счет – фактура выписывается в случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений в ранее выписанный счет-фактуру, исправления ошибок, не влекущих замену поставщика и (или) получателя товаров, работ, услуг.

При выписке исправленного счета – фактуры ранее выписанный счет – фактура аннулируется.

Как указано выше, в счетах - фактурах были проведены корректировки в части поставщика и (или) получателя товаров, работ, услуг, что является нарушением требований пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса.

Соответственно, указанные счета - фактуры, где получателем услуг указано Компания «В», не могут быть признаны в качестве первичных документов, подтверждающие расходы на сумму 54 406,9 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы (акты выполненных работ, счета-фактуры,) по взаиморасчетам с частным нотариусом, не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете. Следовательно, указанные документы не могут являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного, исключение из вычетов Компании «В» расходов за 2019г. и соответствующее начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.        

По итогам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах без изменения, а жалобу без удовлетворения.