Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Имущественный доход при реализации базы отдыха с развлекательным центром ИПН

455

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба гражданина «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного у источника выплаты (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка гражданина «G» по вопросам неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, индивидуальный подоходный налог с доходов, необлагаемых у источника выплаты (ИПН) за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме 1 037,2 тыс.тенге, пени в сумме 445,9 тыс.тенге.

Гражданин «G», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что 15.04.2011г. на основании договора купли-продажи гражданина «G» приобрел земельный участок и зарегистрировал право собственности на него 13.11.2013г.

Также в жалобе отмечено, что на земельном участке были построены строения, проведен водопровод и электричество. Затем после завершения строительства объектов – административное здание, гостиница, мини-гостиница, летний домик гражданин «G» узаконил данные объекты, что подтверждается Протоколом заседания комиссии по проведению легализации имущества от 15.07.2015г.

Гражданин «G» поясняет, что при проведении легализации в обязательном порядке оценивается недвижимое имущество, и эта стоимость объекта указывается в протоколе легализации. Стоимость имущества по оценке в 2015 году составила 13 055,0 тыс.тенге.

Далее в жалобе указано, что 21.07.2017г. гражданин «G» продает данный объект за 13 000,0 тыс.тенге, то есть меньше рыночной стоимости, Таким образом, гражданин «G» считает, что никакой прибыли либо прироста от продажи земельного участка с построенными объектами не получил, а наоборот остался в убытке.

Из акта налоговой проверки следует, в нарушение статей 180 и 180-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. гражданин «G» при получении дохода от прироста стоимости (положительная разница) при реализации недвижимого имущества в сумме 10 372,6 тыс.тенге, не исчислен ИПН в сумме 1 037,2 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 180 Налогового кодекса от 10.12.2008г. к имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, имущества, указанного в статье 180-1 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 180-1 Налогового кодекса от 10.12.2008г. доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан:

При этом пунктом 2 статьи 180-1 Налогового кодекса от 10.12.2008г. предусмотрено, что доходом от прироста стоимости при реализации имущества, указанного в подпунктах 1) - 7) пункта 1 настоящей статьи, является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения, если иное не установлено пунктами 3 - 7 настоящей статьи.

Согласно пункту 6 статьи 180-1 Налогового кодекса от 10.12.2008г. в случаях реализации индивидуального жилого дома, построенного лицом, его реализующим, а также имущества, указанного в подпунктах 1) - 7) пункта 1 настоящей статьи, полученного в виде наследования, благотворительной помощи (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи), доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и рыночной стоимостью на реализуемое имущество на дату возникновения права собственности.

При этом такая рыночная стоимость должна быть определена налогоплательщиком не позднее срока, установленного для представления декларации по индивидуальному подоходному налогу за налоговый период, в котором реализовано такое имущество. В целях настоящего пункта рыночной стоимостью является стоимость, определенная в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

В соответствии подпунктом 3) пункта 7 статьи 180-1 Налогового кодекса от 10.12.2008г. в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи, при отсутствии рыночной стоимости, определенной на дату возникновения права собственности на реализованное имущество, указанное в подпунктах 1) - 7) пункта 1 настоящей статьи, либо при несоблюдении срока определения рыночной стоимости, установленного пунктом 6 настоящей статьи, а также в других случаях отсутствия цены (стоимости) приобретения имущества, не указанных в пункте 6 настоящей статьи, доходом от прироста стоимости является: по имуществу, указанному в подпунктах 5) - 7) пункта 1 настоящей статьи, - цена (стоимость) реализации такого имущества.

Таким образом, согласно вышеуказанным нормам налогового законодательства, доход физического лица от прироста стоимости по имуществу, указанному в подпункте 6) пункта 1 статьи 180-1 Налогового кодекса от 10.12.2008г., за исключением имущества, полученного в виде наследования и благотворительной помощи, является положительная разница между ценой реализации имущества и ценой его приобретения

В рассматриваемом случае, гражданин «G» по Договору купли-продажи земельного участка от 15.04.2011г. приобрел земельный участок общей площадью 1,6116 га.

Акт на право частной собственности на указанный земельный участок зарегистрирован 13.11.2013г.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению легализации имущества от 15.07.2015г. по заявления гражданина «G» легализовано административно-бытовое здание, гостиница, мини - гостиница, летний домик.

Стоимость имущества согласно Протоколу легализации составила сумму 13 055,0 тыс.тенге.

Далее, гражданин «G» на основании Договора купли-продажи от 21.07.2017г. продал базу отдыха с развлекательным центром, состоящего из административно – бытового здания, мини - гостиница, мини - гостиница, летний домик с прилегающим земельным участком площадью 1,6116 га, целевое назначение: обслуживание объекта – база отдыха с развлекательным центром.

Стоимость реализованного имущества по указанному договору составила сумму 13 000,0 тыс.тенге.

Относительно, стоимости имущества в сумме 13 055,0 тыс.тенге, отраженной в Протокол легализации от 15.07.2015г. необходимо указать, что налоговом законодательством не предусмотрено определение налогоплательщиком рыночной стоимости имущества на основании стоимости, указываемой в документах по легализации имущества.

Таким образом, в рассматриваемом случае, доход от прироста стоимости при реализации недвижимого имущества за 2017 год составил 10 372,6 тыс.тенге (13 000,0 – 2 627,4).

Согласно пункту 1 статьи 158 Налогового кодекса от 10.12.2008г. доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

Соответственно, по результатам проверки исчислен ИПН по доходам, не облагаемым у источника выплаты, по ставке, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса от 10.12.2008г. в сумме 1 037,2 тыс.тенге (10 372,6*10%).

На основании изложенного, определение по результатам проверки дохода от прироста стоимости при реализации имущества (зона отдыха) в сумме 10 372,6 тыс.тенге и соответствующее начисление ИПН по доходам, не облагаемым у источника выплаты в сумме 1 037,2 тыс.тенге, на основании норм статьи 180 Налогового кодекса от 10.12.2008г., являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.