Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. КПН, НДС, исключение из вычетов и НДС из зачета при аренде имущества взаимосвязанными сторонами

473

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства, за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101111 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора в сумме налога 69 078,6 тыс.тенге и пени 13 858,8 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 29 721,4 тыс.тенге и пени 1 031,5 тыс.тенге.

Компания «D», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 115, 257 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и 264, 402 Налогового кодекса от 25.12.2017г. необоснованно отнесены на вычеты расходы по аренде имущества за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г. в сумме 345 392,9 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 29 721,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Р»

С данным выводом налогового органа Компания «D» не согласна из-за того, что договор аренды имущества № 1 от 05 января 2015 года исполнен сторонами, услуги по аренде оборудования фактически оказаны и имеют юридическую силу. Компания «D» утверждает, что взаимосвязанность сторон по участию учредителей Компании «D» в Компанией «Р» не служит основанием для признания сделки недействительными и не противоречат нормам Гражданского и Налогового кодексов.

Проверив доводы Компании «D», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса не подлежат отнесению в зачет НДС по услугам используемых не целях облагаемого оборота.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 263 Налогового кодекса.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Аналогичные нормы установлены статьями 190, 242, 264 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.№120-VI ЗРК.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При этом, в соответствии со статьей 1 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы - документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет. Регистры бухгалтерского учета - формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Кроме того, согласно подпункту 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а НДС подлежит отнесению в зачет при использованиях (будут использоваться) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события

Уполномоченным органом в ходе рассмотрения жалобы назначена тематическая проверка по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за 2017-2019гг., в ходе которой поручено при наличии достаточных оснований рассмотреть вопрос признания недействительной сделки между Компанией «D» и Компанией «Р» по предоставлению в аренду оборудования по Договору аренды имущества №1 от 05.01.2015г., по результатам которой составлен акт проверки (далее – акт тематической проверки).

В рассматриваемом случае, как указано выше, по результатам обжалуемой проверки исключены из вычетов расходы за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г. в сумме 345 392,9 тыс.тенге и НДС в зачет в сумме 29 721,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Р».

В ходе тематической проверки представлены следующие документы: договоры, дополнительные соглашения, счет-фактуры, акты выполненных работ, акт приемки-передачи долгосрочных активов, акт сверки взаиморасчетов.

Компания «D» (Продавец) с одной стороны и Компания «Р» (Покупатель), действующего на основании Устава с другой стороны заключили договор купли-продажи оборудования от 29.12.2014г.

Согласно пункту 1.1. Продавец продал, а Покупатель купил фрезеровочные, токарно-винторезные станки/оборудование (13 единиц).

Согласно пункту 2.1. Общая стоимость оборудования составляет 8 870,4 тыс.тенге с учетом НДС.

Пунктом 2.2. предусмотрено, что по соглашению сторон оплата за проданное имущество производится наличным и безналичным путем либо методом зачета после подписания Договора.

Компанией «D» выписана в адрес Компании «Р» счет-фактура от 05.01.2015г. на сумму 8 870,4 тыс.тенге, НДС в сумме 950,5 тыс.тенге (акт приемки-передачи долгосрочных активов от 10.01.2015г. №1, первоначальная стоимость 16 817,3 тыс.тенге).

Между Компанией «D» (Арендатор) и Компанией «Р» (Арендодатель), заключили Договор аренды №1 от 05.01.2015г. (далее – Договор).

Согласно пункта 1.1. Договора арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду основные и оборотные средства арендодателя, состоящего на его балансе (далее-Имущество) на условиях, указанных в настоящем Договоре.

Согласно пункту 1.2. Договора в аренду передается Имущество, указанное в приложении №1 к настоящему Договору, являющееся неотъемлемой его частью, с указанием перечня и основных характеристик (год выпуска, заводской номер, назначение, количество, стоимость и так далее)

Согласно подпунктов 2.2.4 пункта 2.1 Договора аренды имущества №1 от 05.01.2015г. Арендатор обязуется производить текущий и капитальный ремонт имущества и устранять своими силами неисправности или повреждения имущества, которые возникли в процессе его эксплуатации. 

Далее, между Компанией «Р» и Компанией «D» заключены Дополнительные соглашения от 5 января 2017 года №3, от 5 января 2018 года №4, 6 января 2019 года №5 к Договору от 5 января 2017 года №1, где стоимость аренды установлена:

- с 5 января 2017 года 11 400,0 тыс.тенге в месяц, в том числе НДС;

- с 1 мая 2018 года 9 550,0 тыс.тенге в месяц, в том числе НДС;

- с 6 января 2019 года 10 100,0 тыс.тенге.

Компанией «Р» в адрес Компании «D» выписаны счета-фактуры за 2017 год на сумму 159 300,2 тыс.тенге, за 2018 год на сумму 108 928,8 тыс.тенге, за 2019 год на сумму 108 214,8 тыс.тенге.

При этом, данные операции и первичные бухгалтерские документы, отражены в бухгалтерском и налоговом учетах.    Необходимо указать, что в соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

В ходе проведения налоговой проверки был направлен запрос на проведение встречной налоговой проверки в отношении Компанией «Р». Согласно акта встречной налоговой проверки, Компания «Р» оказывала услуги по аренде имущества в период 2017-2019гг. в адрес Компании «D» на общую сумму 380 000,0 тыс.тенге. Сальдо (кредиторская задолженность) на конец 31.12.2019г. составляет 384 770,4 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что налоговым органом в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса подан иск в специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) о признании сделок недействительными между Компанией «D» и Компанией «Р».

Определением СМЭС от 3 августа 2021 года производство по гражданскому делу Компании «Р» о признании сделок недействительными прекращено.

Суд считает справедливым производство по делу прекратить по следующим основаниям:

- доказательств невозможности привлечения лица (лиц), выписавших, по мнению истца фиктивные счет-фактуры по оборотам между Компании «D» не представлено, соответственно фиктивность их не доказана в процессе административного или уголовного судопроизводства;

- истец лишает ответчиков возможности самостоятельного обжалования в суде действий налогового органа по результатам конкретной проверки, что является формой защиты законных прав и интересов контрагентов, как это предусмотрено положениями налогового законодательства, и введением в Республики Казахстан Административной юстиции.

В силу требований статьи 160 ГПК в случаях прекращения производства по делу, оставления искового заявления без рассмотрения, а также возвращения искового заявления принятые меры по обеспечению иска сохраняют свое действие до вступления определения суда в законную силу.

Определение о прекращении производства вступило в законную силу 18.08.2021г.

Согласно информации территориального департамента экономических расследований уголовные дела в отношении руководителей Компании «D» и Компании «Р» не регистрировались.

Учитывая вышеизложенные факты и обстоятельства, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Р» по по результатам тематической проверки не подтверждено, следовательно исключение из вычетов расходов по аренде имущества за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г. в сумме 345 392,9 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 29 721,4 тыс.тенге признано необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью.