Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, непоступление валютной выручки, СУР, СМР

219

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «М» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «М» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС), подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2020г. по 30.09.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 330 185,5 тыс.тенге.

Компания «М», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомлением о результатах проверки в сумме 277 690,4 тыс.тенге и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки необоснованно не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 45 567,4 тыс.тенге в связи с не поступлением валютной выручки по Контракту от 12.01.2018г., тогда как банк поступление валютной выручки по указанному Контракту подтвердил. Также в акте налоговой проверки по Контракту неверно указана валюта договора.

По мнению Компании «М», в соответствии с требованиями статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), Правил применения системы управления рисками (СУР) в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила №118) не подтверждение к возврату превышения НДС в сумме 125 578,0 тыс.тенге по расхождениям, выявленным в результате формирования аналитического отчета «Пирамида» у непосредственных поставщиков, не является основанием для отказа в возврате НДС. В частности, даты облагаемого оборота и даты электронных счетов-фактур (ЭСФ) могут приходиться на разные календарные кварталы, в связи с тем, что выписка ЭСФ может производиться в течении 15 календарных дней. Кроме того, по отдельным поставщикам не указан состав и характер выявленных нарушений.

Также Компания «М» считает, что по результатам налоговой проверки необоснованно отказано в возврате превышение НДС в сумме 106 545,0 тыс.тенге в части строительно-монтажных работ (СМР) по зданиям склада и цеха, предназначенных для производства и хранения напитков, которые будут реализовываться, в том числе на экспортные рынки.

Как следует из акта налоговой проверки, не подтверждено к возврату превышение НДС:

1) по непоступлению валютной выручки по экспорту товаров согласно Контракту от 12.01.2018г. в сумме 45 567,4 тыс.тенге;

2) в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР в сумме 125 578,0 тыс.тенге; 3) по НДС в части СМР в сумме 106 545,0 тыс.тенге в соответствии со статьей 429 Налогового кодекса.

В ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса Министерством письмом назначено проведение тематической проверки Компании «М» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2020г. по 30.09.2020г., в части вопросов, обжалованных Компанией «М».

Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов вынесено предписание на проведение тематической проверки Компании «М», по результатам которой составлен акт тематической проверки.

Из акта тематической проверки следует.

1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 45 567,4 тыс.тенге в связи с не поступлением валютной выручки

Согласно письму банка по Контракту от 12.01.2018г. поступление валютной выручки по состоянию на 10.09.2021г. составило всего 1 121 216,4 тыс.тенге, из них: за 2018 год - 80 798,5 тыс.тенге; за 2019 год - 349 546,5 тыс.тенге; за 2020 год - 452 583,4 тыс.тенге (в том числе за 3 квартал 2020 года - 67 092,8 тыс.тенге), за период с 01.01.2021г. по 10.09.2021г. - 238 288,0 тыс.тенге.

На момент завершения обжалуемого акта налоговой проверки: поступление валютной выручки, подтвержденное банком, составило 963 554 461,73 российских рублей; стоимость отгруженной продукции на 30.09.2020г. - 799 254 508 российских рублей; стоимость отгруженной продукции за проверяемый период - 66 974 222 российских рублей; переходящий остаток валютной выручки для последующих периодов - 164 299 953,73 российских рублей.

По результатам тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, поступление валютной выручки по Контракту от 12.01.2018г. в сумме 45 567,4 тыс.тенге подтверждено на основании заключения банка.

Таким образом, по результатам тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой налоговой проверки по непоступлению валютной выручки по Контракту от 12.01.2018г. в сумме 45 567,4 тыс.тенге не были подтверждены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса результаты обжалуемой налоговой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 45 567,4 тыс.тенге в связи с непоступлением валютной выручки по Контракту от 12.01.2018г., являются необоснованными.

2. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 125 578,0 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам СУР

В ходе тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, установлено, что суммарный итог баллов по результатам оценки показателей деятельности Компании «М» с использованием критериев превысил 35 баллов, в связи с чем сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам». По поставщикам Компании «М» различных уровней установлены расхождения между данными налоговой отчетности (ф.300), ЭСФ и Z-отчетов контрольно-кассовых машин (ККМ).

В соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки: по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», а также не подтверждена достоверность сумм НДС.

Таким образом, по результатам тематической проверки (акт №0), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой налоговой проверки по неподтверждению превышения НДС в сумме 125 578,0 тыс.тенге в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам применения СУР, подтверждены.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса результаты обжалуемой налоговой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 125 578,0 тыс.тенге в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам применения СУР, являются обоснованными.

3. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС по СМР в сумме 106 545,0 тыс.тенге

По результатам тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, установлено, что за период с 01.07.2020г. по 30.09.2020г. оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, в котором осуществлялась постоянная реализация товаров, работ, услуг, составляет менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации, то есть Компанией «М» не выполняются условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 429 Налогового кодекса, пункту 20 Правил возврата превышения НДС, утвержденным приказом от 19.03.2018 года №391 Министра финансов Республики Казахстан, превышение суммы НДС подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке.

Сумма НДС, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке за период с 01.07.2020г. по 30.09.2020г., составила 223 620,2 тыс.тенге. При этом НДС по строительно-монтажным работам (СМР) в сумме 106 545,0 тыс.тенге, отнесенный в зачет за 3 квартал 2020 года, непосредственно не был использован для целей оборота по реализации, облагаемого нулевой ставке. В частности, НДС по СМР в сумме 106 545,0 тыс.тенге отнесен в зачет по работам, использованным при строительстве не введенного в настоящее время в эксплуатацию 2-го объекта. Следовательно, НДС по указанным СМР не связан с экспортом товаров и готовой продукции, реализованных Компанией «М» в 3 квартале 2020 года на экспорт по нулевой ставке.

Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса результаты обжалуемой налоговой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 106 545,0 тыс.тенге, сложившегося в связи с отнесением в зачет НДС по СМР, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме   45 567,4 тыс.тенге, сложившегося в связи с непоступлением валютной выручки, в остальной части оставить без изменения.