Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. Возврат НДС, отказ возврате по СУР

246


Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «M» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «M» по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.10.2015г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС) в сумме 70 793,5 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 2 048 113,3 тыс.тенге.

Компания «M» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподверждения превышения НДС к возврату в сумме 116 092,6 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 16 500,0 тыс.тенге

В жалобе указано, что по выявленным расхождениям аналитического отчета «Пирамида» сумма НДС, отнесенная в зачет по 22 непосредственным поставщикам не подтверждена к возврату в сумме 16 500,0 тыс.тенге.

Компания «M» считает, что выявленные расхождения, установленные налоговой проверкой не является нарушением, установленным пунктом 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) и пункта 13 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02.02.2018г. №118 (далее-Правила СУР).

Компания «M» в жалобе указывает, что в акте проверки не указаны основания выявленных расхождений в соответствии с указанной нормой Налогового кодекса и Правил СУР. При этом расхождения, возникшие между датой выписки счет-фактур и совершением облагаемого оборота приходящиеся на разные налоговые периоды по мнению Компании «M» являются обоснованными.

Из акта налоговой проверки следует, что не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 16 500,0 тыс.тенге по непосредственным поставщикам в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Согласно подпункту 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018 года №391 утверждены Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее-Правила от 19.03.2018г.).

Так, согласно пункту 7 Правил от 19.03.2018г. при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого органами государственных доходов, на основе изучения и анализа представленной услугополучателем налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем, установленного пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса.

Формирование отчета «Пирамида» производится по непосредственным поставщикам проверяемого услугополучателя.

При этом, подпунктом 2) пункта 14 Правил от 19.03.2018г. предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, согласно сформированного за проверяемый период аналитического отчета «Пирамида» выявлены нарушения по 22 непосредственным поставщикам на сумму НДС 16 500,0 тыс.тенге, у которых установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам.

На основании изложенного, поскольку, по вышеуказанным поставщикам Компании «M» выявлены нарушения по результатам отчета «Пирамида», следовательно, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подлежит возврату превышение НДС в сумме 16 500,0 тыс.тенге.

2. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 99 592,5 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки по 9 поставщикам различных уровней выявлены расхождения в сумме НДС 39 908,1 тыс.тенге, при этом в акте проверки не указаны основания и причины выявленных расхождений, являющихся нарушением положений налогового законодательства.

Также в жалобе указано, что по результатам проверки не подтверждена к возврату сумма НДС в размере 8 800,3 тыс.тенге по 9 налогоплательщикам которые не являются плательщиками НДС. Вместе с тем, Компания «M» отмечает, что в соответствии с пунктом 13 Правил СУР основанием для отказа является отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, ликвидированным, бездействующим, банкротом, тогда как, Компания «M» не производило взаиморасчеты с указанными категориями налогоплательщиков. Не подтвержден НДС к возврату по поставщику Компании «СОП К» в сумме 75,0 тыс.тенге по которому отсутствуют основания, установленные Налоговым кодексом.

Далее в жалобе указано, что по результатам проверки не подтвержден НДС к возврату по 6 налогоплательщикам регистрация которых признана судом недействительной, однако акте не указана дата снятия с регистрационного учета, при этом Компания «ДФ» и Компания «СС» были сняты с учета по НДС 11.02.2021г., и 19.05.2021г., то есть в периоды, когда Компания «M» не предъявляла суммы НДС к возврату.

В связи с вышеизложенным, Компания «M» не согласно с результатами налоговой проверки по неподтверждению НДС к возврату в сумме 99 592,5 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР) составила 1 666 039,2 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Из акта налоговой проверки следует, что по результатам оценки показателей деятельности Компании «М» с использованием критериев степени риска суммарный итог превысил пороговое значение (35 баллов), в результате которого Компания «M» отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

По результатам сформированного аналитического отчета «Пирамида» за проверяемый период по поставщикам различных уровней установлены нарушения налогового законодательства в части занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам.

Пунктом 13 Правил СУР установлено, что в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, с учетом положений статьи 152 Налогового кодекса.

а) Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 39 908,1 тыс.тенге

Компания «M» отнесло НДС в зачет от непосредственного поставщика Компании «К» в сумме 772,0 тыс.тенге.

При этом, по данным отчета «Пирамида» у поставщиков Компании «К» последующих уровней установлено следующие нарушение налогового законодательства:

- Компания «К» отнесло НДС в зачет от поставщика 2 уровня Компании «Н» в сумме 205,1 тыс.тенге, у которого установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 205,1 тыс.тенге.

- Компания «К» отнесло НДС в зачет от поставщика 2 уровня Компании «КА» в сумме 152,1 тыс.тенге, у которого установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 152,1 тыс.тенге.

- Компания «К» отнесло НДС в зачет от поставщика 2 уровня Компании «КС» в сумме 264,4 тыс.тенге, у которого установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 264,4 тыс.тенге.

- Компании «К» отнесло НДС в зачет от поставщика 2 уровня Компании «Е» в сумме 205,7 тыс.тенге, у которого установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 205,7 тыс.тенге.

Таким образом, по непосредственному поставщику Компании «К» по результатам налоговой проверки в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР согласно отчету «Пирамида» не подтверждена к возврату НДС в сумме 772,0 тыс.тенге.

Аналогичные нарушения установлены по непосредственным поставщикам Компании «L» в сумме 1 081,3 тыс.тенге, Компании «Х» в сумме 5,1 тыс.тенге, Компании «Т» в сумме 280,2 тыс.тенге, Компании «AE» в сумме 6 357,3 тыс.тенге, Компании «CSL» в сумме 5 412,1 тыс.тенге, Компании «МА» в сумме 4 988,1 тыс.тенге, Компании «А» в сумме 15 210,8 тыс.тенге, Компании «С» в сумме 5 800,8 тыс.тенге, следовательно, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подлежит возврату превышение НДС в сумме 39 908,1 тыс.тенге.

б) Относительно неподтверждения превышения НДС к возврату в результате применения СУР по поставщикам последующих уровней, в том числе не являющихся плательщиками НДС на сумму 8 800,3 тыс.тенге

1) Компания «M» отнесло НДС в зачет от непосредственного поставщика Компании «An» в сумме 0,4 тыс.тенге.

- Компания «An» отнесло НДС в зачет от поставщика 2 уровня ИП «К» в сумме 4,8 тыс.тенге, который согласно данным ИС ИНИС РК и ИС СОНО не является плательщиком НДС.

Аналогичные нарушения установлены по непосредственным поставщикам - Компании «FTC» в сумме 2,0 тыс.тенге, Компании «ТS» в сумме 8 794,2 тыс.тенге, Компании «Н» в сумме 25,0 тыс.тенге, Компании «РА» в сумме 2,4 тыс.тенге, Компании «I» в сумме 13,3 тыс.тенге, Компании «ДС» в сумме 0,6 тыс.тенге, Компании «MDC» в сумме 0,5 тыс.тенге, Компании «Ф» в сумме 41,4 тыс.тенге, Компании «С» в сумме 75,0 тыс.тенге, следовательно, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса по результатам проверки не подлежит возврату превышение НДС в сумме 8 955,2 тыс.тенге.

в) Относительно неподтверждения превышения НДС к возврату в результате применения СУР по поставщикам последующих уровней регистрация (перерегистрация) которых признана судом недействительной, признанных банкротом, снятыми с регистрационного учета на сумму 50 809,0 тыс.тенге

Из акта налоговой проверки следует, что согласно данным аналитического отчета «Пирамида» Компания «M» отнесло НДС в зачет от непосредственного поставщика:

1) Компания «ЭК» в сумме 394 814,6 тыс.тенге.

- Компания «ЭК» отнесло НДС в зачет от поставщика 2 уровня Компании «ЭА» в сумме 4 114 941,7 тыс.тенге.

-Компания «ЭА» отнесло НДС в зачет от поставщика 3 уровня Компании «Ю» в сумме 49 559,0 тыс.тенге.

-Компания «Ю» отнесло НДС в зачет от поставщика 4 уровня Компании «Л» в сумме 125 586,0 тыс.тенге.

-Компания «Л» отнесло НДС в зачет от поставщика 5 уровня Компании «Е» в сумме 2 756 651,2 тыс.тенге, у которого установлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам на сумму 18 703,5 тыс.тенге. (Решением СМЭС от 09.01.2020г. государственная регистрация Компании «Е» от 27.06.2016г. и от 28.06.2016г. признана недействительной).

Аналогичные нарушения установлены по непосредственным поставщикам - Компании «Tg» в сумме 4 180,2 тыс.тенге, Компании «КК» в сумме 1 082,9 тыс.тенге, Компании «ААФ» в сумме 51 178,1 тыс.тенге, Компании «AVE» в сумме 6 127,3 тыс.тенге, Компании «КС» в сумме 3 642,8 тыс.тенге, следовательно, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подлежит возврату превышение НДС в сумме 84 915,1 тыс.тенге.

Таким образом, налоговой проверкой по данным поставщикам не подтверждено превышение НДС к возврату в сумме 133 778,4 тыс.тенге (39 908,1+8 955,2 +84 915,1).

На основании изложенного, результаты проверки по отказу в возврате превышения НДС в части 116 092,6 тыс.тенге, обжалуемых Компанией «М», в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и пункта 13 Правил СУР являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.