Учёт

Решение апелляционной комиссии МФ РК. НДС, исключение из зачета дополнительной суммы НДС по СНР

333

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начисление налога на добавленную стоимость (НДС) на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 13 854,1 тыс.тенге и пени 421,8 тыс.тенге.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 79,0 тыс.тенге, пени в сумме 18,1 тыс.тенге, НДС в сумме 13 854,1 тыс.тенге, пени 421,8 тыс.тенге.

Компания «В», не согласившись с выводами налогового органа в части начисления НДС, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Из жалобы Компании «В» следует, что основанием для начисления НДС по результатам налоговой проверки послужило то обстоятельство, что Компания «В» применяя специальный налоговый режим, предусмотренный для производителей сельскохозяйственной продукции, в декларация по НДС не верно отражен метод ведения налогового учета.

В жалобе отмечено, согласно пункту 2 статьи 411 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) налогоплательщики при отнесении в зачет НДС, имеют право на применение дополнительной льготы, при условии ведения раздельного учета по НДС.

Также указано, что согласно представленных деклараций по НДС, Компания «В» применяло пропорциональный метод отнесения в зачет, с соблюдением положений, установленных статьей 411 Налогового кодекса.

При этом, по мнению Компании «В» факт отражения пропорционального метода отнесения в зачет является технической ошибкой и не может влиять на расчеты, отраженные в декларациях по НДС.

Кроме того, Компания «В» отмечает, что согласно пункта 6 статьи 697 Налогового кодекса раздельный учет должен осуществляться в соответствии с положениями налоговой учетной политики.

При этом, в жалобе отмечено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» утвержден типовой план счетов, в котором не предусмотрены «субсчета» для ведения раздельного учета.

Компания «В» приводит, что осуществляет основную деятельность, а именно занимается растениеводством, тогда как, по результатам налоговой проверки не указаны доходы и расходы необходимые для ведения раздельного налогового учета.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «В» в нарушение норм, установленных статьями 400 и 411 Налогового кодекса необоснованно отнесено НДС в зачет за 2-4 кварталы 2018г., 1 квартал 2019г., 4 квартал 2019г. и 3 квартал 2020г.


Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.        

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение НДС в зачет по приобретенным товарам (работам, услугам) производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса, вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), включая крестьянские или фермерские хозяйства, - по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке указанной продукции собственного производства.

Положения данного пункта не распространяются на обороты по реализации подакцизных товаров и продуктов их переработки.

Определение видов деятельности в целях применения настоящего пункта осуществляется в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

Согласно пункту 2 статьи 411 Налогового кодекса, налогоплательщики, указанные в пункте 1 данной статьи, вправе применять положения данной статьи при условии ведения раздельного учета:

- оборотов по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, и иной деятельности;

- подлежащих получению (полученных) товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, и иной деятельности.

При этом, следует отметить, в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 191 Налогового кодекса, в налоговой учетной политике должны быть предусмотрены выбранные налогоплательщиком методы отнесения на вычеты расходов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, а также отнесения в зачет НДС.

Согласно подпункта 3) пункта 8 статьи 194 Налогового кодекса, при ведении раздельного налогового учета для исчисления налогового обязательства налогоплательщик (налоговый агент) обязан обеспечить представление налоговой отчетности по налогам и платежам в бюджет - в целом по всей деятельности, за исключением: декларации по корпоративному подоходному налогу, декларации по индивидуальному подоходному налогу, декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в случае, предусмотренном подпунктом 6) данного пункта.

Согласно подпункту 6) пункта 8 статьи 194 Налогового кодекса, представление отдельно декларации по НДС:

- по деятельности, предусмотренной статьей 411 Налогового кодекса;

- по иной деятельности.

На основании вышеизложенного, в случае если юридическое лицо, осуществляет деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса и иную деятельность, не предусмотренную пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса, обязано вести раздельный учет по НДС за указанные налоговые периоды в соответствии с требованиями установленные пунктом 2 статьи 411 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 424 Налогового кодекса плательщики НДС, обязаны предоставить декларацию по НДС в налоговый орган по месту нахождения не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Правилами составления налоговой отчетности «Декларации по налогу на добавленную стоимость» (ф.300.00) в разделе «Общая информация о плательщике НДС» по строке 6) предусмотренной для отдельных категорий налогоплательщиков, в категории «С» налогоплательщик, применяющий положения статьи 411 Налогового кодекса, отмечает:

- ячейку «по деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса»;

- ячейку «по иной деятельности».

Обязательной отметке подлежит одна из ячеек, в зависимости от того по какой деятельности представляется декларация.

Таким образом, в случае если в налоговом периоде осуществлялась деятельность, предусмотренная пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса, а иная деятельность не осуществлялась, то обязательства по предоставлению декларации по НДС (ф.300) по иной деятельности, отсутствуют.

Следует отметить, что согласно пункту 6 статьи 697 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества в случае осуществления ими видов деятельности, на которые не распространяется действие таких налоговых режимов, а также производить исчисление и уплату соответствующих налогов и платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке, если иное не установлено пунктом 4 статьи 703 настоящего Кодекса.

При этом раздельный учет, предусмотренный настоящим пунктом, налогоплательщики должны осуществлять в соответствии с положениями утвержденной ими налоговой учетной политики.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки, исключены из зачета отнесенные Компанией «В» дополнительные суммы по НДС, рассчитанные в соответствии с нормами установленные пунктом 4 статьи 411 Налогового кодекса в размере 13 826,8 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2018г. в сумме 3 504,2 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2019г. в сумме 2 170,4 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2019г. в сумме 4 695,0 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2020г. в сумме 3 457,2 тыс.тенге.

При этом, основанием для исключения из зачета вышеуказанных сумм по НДС является отсутствие раздельного учета оборотов по реализации, по деятельности предусмотренной пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса.

Необходимо указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Компанией «В», в подтверждение своих доводов в обжалуемой части, предоставлена налоговая учетная политика на 2018г.

При этом, в налоговой учетной политики Компании «В» определено, что в случае осуществления видов деятельности, для которых предусмотрены различные условия налогообложения, с соблюдением правил, предусмотренных статьей 58 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. №99-IV (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.), Компания «В» ведет раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налоговых обязательств по деятельности в рамках специального налогового режима и деятельности, на которую распространяется общеустановленный порядок налогообложения.

Таким образом, налоговой учетной политикой Компании «В» предусмотрено ведение раздельного налогового учета объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.

Как ранее было отмечено, основанием для исключения из зачета вышеуказанных сумм по НДС является отсутствие раздельного учета оборотов по реализации, по деятельности предусмотренной пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса.

При этом, следует указать, что в случае если юридическое лицо, осуществляет деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса и иную деятельность, то обязано вести раздельный учет по НДС за указанные налоговые периоды в соответствии с требованиями установленные пунктом 2 статьи 411 Налогового кодекса.

Вместе с тем, в ходе разбирательства по жалобе налогового органа представлены ЭСФ, подтверждающие наличие у Компании «В» оборотов по реализации от иной деятельности в 3 квартале 2020г., при этом, раздельный учет в указанном периоде Компанией «В» не велся.

Соответственно, Компанией «В» нарушены требования, установленные пунктом 2 статьи 411 Налогового кодекса и дополнительная сумма НДС не подлежит отнесению в зачет за 3 квартал 2020г.

При этом, следует указать, что осуществление Компанией «В» иной деятельности в 4 квартале 2018г., 1 и 4 кварталах 2019г. не подтверждено, следовательно, Компанией «В» соблюдены требования пункта 2 статьи 411 Налогового кодекса для применения дополнительного зачета НДС в указанных периодах.

Таким образом, исключение из зачета дополнительных сумм НДС за 4 квартал 2018г., 1 и 4 кварталы 2019г. по результатам налоговой проверки являются необоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения из зачета дополнительных сумм НДС за 4 квартал 2018г., 1 и 4 кварталы 2019г., а в остальной части оставить без изменения.